Это было давно

 

        Это было больше сорока лет  назад. Встретился я где-то возле Бахчисарая с одним старым одесситом. Каждый ждал свой автобус, времени до его прихода было много и мы отправились в ближайшую харчевню. В ней ничего не оказалось, кроме пельменей. Мне они понравились, а он съел несколько штук, видно голоден не был, и погрузился в воспоминания. Что я запомнил, попытаюсь передать. Я не бывал в тех местах, о которых он говорил, могу что-нибудь напутать, так что не судите строго. Отодвинув в сторону тарелку с пельменями, старик начал свой  рассказ.
       На  углу  Дерибасовской и Ришельевской (он даже не спросил  меня  о том, слыхал  ли я о таких улицах, полагая, что каждый человек, само собой разумеется, знал эти места) когда-то стояла  “Пельменная”. После неё там  были  разные  заведения: заготзерно и перукарня, сапожная мастерская и нотариальная контора. Сейчас там “Дары природы” - магазин. Не знаю, почему так назвали. Как-то я  был там: ни даров, ни природы! Помню, в зале крутилась одна  брунеточка, но тоже не подарок. В наше  время такие шли за номером три.
        А какие там были дары, какая была природа! Собирался там разный люд. И Костя, который приводил в Одессу шаланды, полные кефали, и старый профессор русской словесности и разные красивые девочки и мальчики дерзкие. Каждый мог выразиться так, чтобы тебя видели таким, какой ты есть, а не таким, как о тебе кто-то говорит. Злые языки страшнее пистолета, вы же знаете!
        У меня было своё место. Каждый завсегдатай имел своё место. За него не боролись, как сейчас. Твоё место никто не мог занять, разве мог себе позволить такое интеллигентный  человек! Бывало зайдёшь и тебе несут порцию пельменей. Это были не пельмени, а живые существа. Они прыгали, улыбались, дразнили тебя и с удовольствием отдавались. Порция была огромная, не каждый мог с ней справиться. Пельмени были такие вкусные, что ел их до тех пор, пока не почувствуешь, что вот-вот будешь сидеть на первом  пельменчике! Тогда  отдыхал, отпивая  малыми    глотками  холодное пиво.
        Вы посмотрите, как этот юноша давит бутылку! (он указал на парня, сидевшего недалеко от нас). Какой кошмар! Можно захлебнуться раз и навсегда! Наверно, он победитель  соцсоревнования.
        А какие были раки! Не раки, а животные! Одним  раком  можно  было  напоить взвод солдат!
        А подлива! Какая  была  подлива! Мечта поэта. Называлась  эта  подлива  “соус   а  ля Косалапка”. Был такой мастер в пельменной. Надо же: Бог дал такую фамилию! Здоровенный  мужик. Длинные, прямые ноги. Я уже не говорю, что между ними находилась  гроза всей  Одессы! Девочки  вмирали  от  одного его диха. Какое было время!
        После пельменной я заходил поиграть в шахматы. Был у меня партнёр – молодой человек. Работал он рядом с пельменной, в которой  я  с  ним  и познакомился. Контора, где работал Саша, занималась новыми проблемами, они что-то искали. Я до сих пор не могу понять, что они искали. И что они могли искать, если одна их сотрудница, приехавшая из столицы, не могла отличить коня от кобылы. Она любила  мешать нам  играть в шахматы. Эта дамочка всегда встревала между нами. Когда я отдавал Саше коня за так, она  лезла  со своими советами: зачем я подарил  ему кобылу. Когда  я ей объяснял, что конь и кобыла – это две большие разницы, она тут же меня  ловила: а почему  две разницы, а не одна. Что значит   не  одесситка!
       - Мой автобус, мой автобус, – вдруг  закричал  старый  одессит  и его рассказ  на этом  закончился.


Рецензии