Новый паспорт

               
 
-  Моня,  что  это ты  сегодня  такой   весёлый?
-  Паспорт!  Новый  паспорт!
        -  И что? Почему  столько  радостей? 
-  Вася! Тебе  не понять. Хоть  ты  и  мой  самый  близкий  друг!
        -  А!. .. Понял! 
        -  Чтобы  понять, надо  было  испытать  самому!
        -  Ну  ладно, ладно. Не начинай  свою  любимую песню. Давили  не  только  вас. И  другие  народы  пострадали.   
-  Но  мы  больше всех!   
-  Так  вы  же  народ  -  избранный!  К  вам  и  отношение  особое! И сверху! И снизу!  И сбоку!  И  не  только у  нас. Это  только  тебе  казалось другое. Я помню  твой  стишок  перефразированный:   
  Широка  страна  наша   родная,
                Много   в  ней  лесов,  полей  и  пней, 
                Я  другой  такой  страны  не  знаю,   
                Где  бы  всем  всегда  мешал  еврей.   
       - Ты  смотри, помнишь! Это  было  так  давно!  За  эти  стишки  можно  было  хорошо получить. Получил  бы  и  тот,  кто  написал.  И  тот, кто не  поленился  бы  рассказать, кому  следует. Что  значит  настоящий   друг!  Так  я  ещё  жив!А это  ты    помнишь:  «О  чём  речь? Мне  гораздо  ближе  мой  русский  брат!» Выступления  от  имени  трудящихся!  «Дело  врачей». Один председатель  молдавского  совхоза – еврей.  Неужели  не  помнишь? Интересно,  был  ли  у  него  такой друг? 
       - Нет, не помню  этого председателя. А  что касается  стишка, так  ты  же  всю жизнь  был  невыездным!
       - Да, боялись! Что  я  выдам  государственную  тайну: как я устраивался  на  работу.
       -  Кто  старое  помянет….  Есть  такая….
       -  Знаю, знаю! И  что  для  тебя  новый  паспорт  -  не такая  радость  как  для  меня, тоже знаю!   
       -  Не  хочется  тебя  огорчать!  Но ведь   били  не по паспорту, а  по морде!  Да вы  и сами  этому  помогали:  Гуревич  -  Гурин,  Рабинович  -  Рябунков.  Не  хуже меня  знаешь!  Мирзакарим  и  Амангельды  не  становились  Михаилами  и  Антонами!  Разве что  в  обиходе, а чтобы  в  паспорте  изменить,  такого  не  встречал. 
       -  Знаешь, что  я  тебе скажу. Ты  такой  же, как  они,  хотя  и  мой  друг. 
       - Ну  что  ты  кипятишься?   Ты тоже  радовался, что  не похож. Думаешь, не  узнавали? А  глаза  твои!  В  них  скорбь  всего  еврейского  народа!  А  уж  поговоришь  с тобой! Кому  нужен  был  твой  паспорт!   
       -  А  зачем  хвалили, извинялись, просили  зайти  позже?   
       -  Наивный  человек! Может, и  попадался  приличный  кадровик.  Не   все  же  были
сволочи! Не каждый  хотел  брать  грех  на  душу. А  меня  ты  знаешь. Я  тебе  друг  и  не  только    тебе.  Никому  никогда  не  льстил, не  льстю. И  льстять  не собираюсь! 
       -  Это  я  знаю. Поэтому  ты  мой  друг, русский  брат! 
       -  Ну, спасибо!  А сейчас  всех   бьют, не  взирая   на  лица!   
       - И что ты  хочешь  сказать? Что  старый, что  новый   паспорт  -  никакой    разницы?
       -  Разница  есть!  И  большая, Моня. Новый  -  это  твой  последний   в  этой  жизни 
паспорт. А кстати, ты посмотри  на себя  внимательно!  Ты  где  фотографировался? Кто  это  тебя  нарисовал  таким  старым  евреем? 
      - Да ?!  Похож ?!
      -  Ещё  как! Теперь  стал  похож.  А что  ты  так  волнуешься?  В институт  тебе  не  поступать. На  работу  не устраиваться. 
      -  А  просто  на улицу  выйти  надо? 
      -  На улицу  будем   выходить  вместе. Что  нам  ещё  осталось?  Помнишь: сидели  два  товарища  рядышком  в  тени, молодость  и  девушек  вспомнили  они. И  мы  будем  вспоминать. Ходить  и  вспоминать. Вспоминать  и  снова  ходить. В наши  годы   надо больше    ходить!  Ходить, ходить, пока ходится.


Рецензии