Первые шаги коллектива

      Когда Прохоренко уговаривал Раису, что спектакль необходим Богушевску, это казалось сладкой ложью. Самое интересное, что это оказалось правдой. Богушевск, пережив оккупацию, разрушение почти половины жилищного фонда, уничтожение вокзала и многих других административных зданий, потеряв около тысячи своих жителей на фронтах Великой Отечественной, казалось только и ждал какой-то отдушины, которой и стал светлый и мягкий юмор Антона Павловича Чехова. После спектакля молодёжь потянулась в драмколлектив. Вслед за Зиной Левит и Геной Геной Цветковым в коллектив пришли Валя Пинаева, Коля Баборнёв, Саша Шлык, Саша Шедченко и много других ребят, вернувшихся с фронта. Работали в основном на мебельной фабрике, на железной дороге, в лесхозе. Коллектив подрос и следующим шагом стало инсценировка романа Фадеева «Молодая гвардия».  Казалось странным:  Богушевск,  переживший  столько горя, с нетерпением ждал этого спектакля, а в деревне с нетерпением ждали, когда же спектакли проявятся и на их сцене. Ведь до войны каждый спектакль драматического коллектива видели на всех подмостках района. Там ещё не забыли  Бориса Наумовича Сорочкина, довоенного руководителя коллектива,  помнили Раису, ещё девочкой игравшую в спектаклях, и сейчас ждали постановок на сценах деревень Красный Берег, Худолей, Песчанка, Посад, Константиново, Дубовцы, Машканы и Яново.
            Если до войны пользовались гужевым транспортом, то сейчас это стало невозможным. Лошадей в Богушевске почти не осталось. Выручила кинофикация. Свою бортовую  с будкой машину вре6мя от времени давали для выездных спектаклей – согласно распоряжению заведующего отделом Культуры. Так постепенно спектакли драматического коллектива осваивали территории Богушевского района. Первым  спектаклем, увидевшим областную сцену, был спектакль Малюгина «Старые друзья». С этого первого смотра коллектив принёс первую в своей жизни грамоту. Она и сейчас хранится  в музее Богушевской средней школы № 2.  На смотре коллектив произвёл приятное впечатление. На него обратили внимание областной  Дом народного творчества, Областное Управление Культуры и Витебский Государственный Театр им. Якуба Коласа.
Областной  Дом Творчества закрепил за коллективом методистку Рыжкову Анну Павловну.  А театр сделал воистину царский подарок. Постоянным консультантом коллектива стал Тимофей Николаевич Сергейчик. И хоть в своей школе-студии при театре с самым строгим и требовательным педагогом, для наших участников у него всегда находились добрые слова. Он прекрасно понимал, что Михаил Обольской и Александр Шедченко, Николай Боборнёв, и Николай Петушков, Михаил Куприянов и Михаил Иванович Соколов, прошедшие войну, пришли в коллектив, чтобы отдать тепло своих сердец зрителю, потому, что родных и близких забрала война. Приходили на занятия после работы, усталые, далеко не всегда  сытые. И репетировали, репетировали, репетировали… Порой до поздней ночи, не смотря на то, что завтра вновь на работу.
    Тимофей Николаевич относился к участникам с большим уважением. Он об этом вспоминал в своей книге «Нататкі акцёра». Постепенно рос коллектив, росло мастерство. Уже была поставлена «Лозанская долина» Губаревича и Дорского, получившая одобрение областной смотровой комиссии. Уже пропела свою песню Купаловская «Павлинка» и коллектив приступил к подготовке
Спектакля по пьесе Кондрата Крапивы «Пяють жаваранкі”  Вряд ли кто из участников спектакля забыл отважный  поступок Вали Борзяевой, исполнявшей роль Лёни : не дождавшись обещанного парика, девушка сбегала  в ближайшую парикмахерскую и срезала свои замечательные  золотистые кудряшки, постриглась “под мальчика”!  Спектапкль занял на областном смотре первое место среди драмматических коллективов области и должен был ехать на республиканский смотр в Минск. Это была зима 1950-1951 гг. К этому времени Раиса  потеряла отца. После его смерти тяжело заболела мать. Раиса была вынуждена оставить работу в больнице. Дочка часто болела, и надо было думать, с кем её оставить. И часто репетиции проходили дома. Всё это создавало определённоен напряжение, и возникалим проблемы со зрением. Нужно было срочно ложиться в областную больницу лечить глаз. Но времени на это не было: шла активная подготовка к поездке в Минск. Высмтупили в Минске прекрасно, получили грамоты и призы, но произошло кровоизлияние в глаз, и с тех пор Раиса видела только одним глазом.Мать вернулась из  Минского госпиталя с диагнозом сахарный диабет. Нужны были определённные условия питания  и жизни. Поэтому обращать на себя внимания Раисе было некогда. Время шло вперёд, и все спектакли ждали своей очереди.
 
     Когда Прохоренко уговаривал Раису


Рецензии