Право на ошибку. Глава 12

   Счастливая пора лето! Наконец-то школьники вырвались на свободу,кроме выпускников,
конечно.И у учителей еще много дел в школе. Во-первых,сдать учебники класса в библиотеку,
опрятные и аккуратно подклеенные. Во-вторых,сдать завучу журнал и личные дела учащихся.
Принимая, завуч проверяет количество записанных уроков: оно должно соответствовать
программе. Даты проведения на левой странице,там,где оценки,и на правой,там,где записаны
темы уроков и домашние задания,должны совпадать. Должны быть выставлены все контрольные,
тематические,итоговые и корректирующие оценки,а также за четверть и за год. Должна быть
"нормальная" накопляемость текущих оценок."Двойки" не должны стоять одинокими,а обязательно
прикрытыми более высокой оценкой. Должны быть заполнены последние страницы журнала:беседы
по охране здоровья,по правилам дорожного движения,темы классных часов,отражающие воспитательную работу, и, конечно,опять четвертные и годовые. Да,и процент качества знаний
подсчитан,обязательно! Нудно,тяжело и никому не нужно! В-третьих,привести в порядок
наглядные пособия и отремонтировать кабинет с помощью родителей.И в-четвертых,отработать
две недели в школьном пионерлагере. После этого можно отправляться в отпуск.
   Вот почему Валентина Ильинична не поехала на дачу с мужем и дочерью,а осталась в городе.
А на даче сейчас замечательно!Цветут вишни,яблони,тюльпаны,нарциссы,пионы,жужжат пчелы,
поют птицы,зреет клубника. Конечно,в саду и огороде тоже нужно трудиться. Но в этом труде
своя прелесть. Что ж,дома она пригодится сыну. Олег готовится к защите диплома,и она
позаботится о том,чтоб он был сыт и чисто одет.
   В субботу Олег пришел домой не один.
 - Мамочка,это Антон. Он живет в общежитии,там шумно и невозможно готовиться.Я предложил
ему пожить у нас.Ты не против?
 - Я не против. Располагайтесь,Антон!
 - Ура,Антошка! Проходи прямо и налево,в мою комнату. Спасибо,мама.
   Через некоторое время послышались звуки гитары,и мягкий мужской голос запел:
             Милая моя,солнышко лесное,
             Где,в каких краях,встретишься со мною?
   
 - Кажется,жизнь моя будет не скучна,- промурлыкала Валентина Ильинична и пошла к ребятам.
 - Обедать готовы?
 - Всегда готовы! - одновременно крикнули они, по-пионерски вскинув руки,и рассмеялись.
   За обедом Валентина Ильинична исподволь наблюдала за Антоном. "Взгляд открытый,
улыбка хорошая,а руки...изящные."
 - Антон,вы можете спать на диване в гостиной,- предложила она.
 - Мне лучше на полу где-нибудь.
 - Мама,Антошка - бывалый турист.Ему на диване некомфортно.
 - Тогда постелишь ему матрас,белье я дам.
 - Мы поели,мамочка.Спасибо.
 - Благодарю вас,Валентина Ильинична. - Антон взял ее руку и поднес к губам. - Вы
прекрасно готовите. Он посмотрел ей прямо в глаза,кивнул и ушел.
   Некоторое время Валентина Ильинична все еще ощущала тепло его руки,и поцелуй,и взгляд.
   Даже в суете школьных дел ее не покидало чувство необычного,внезапно ворвавшегося
в ее жизнь. После работы она радостно мчалась домой поскорей приготовить,повкусней
накормить своих парней. Антон больше не целовал ей руку,вежливо благодарил и уходил с
 Олегом в комнату.И все равно,она осознавала,что между ними протянулась тоньчайшая
ниточка,какие-то их вибрации совпали.
   Олег,будучи наблюдательным,сказал напрямик:
 - Антошка,похоже,ты влюбился в маму!
  На что Антон ответил:
 - Было бы странно,если бы это было не так - она замечательная!
   Прежде,чем переписывать работы начисто,решили вечером устроить читку вслух,чтобы
прочувствовать свой труд,услышать мнение слушателей. Потом обсуждали,раскрыта ли тема,
удачно ли построено изложение материала, перспективен ли предлагаемый проект.
 - Я вношу предложение насчет перспективы, - сказала Валентина Ильинична. - Если бы вы
учли,что любой технический проект должен предусмотреть влияние на окружающую природу,на
здоровье людей,и отразили это в своих работах,то им цены не было б.
 - Мамочка,но значит все начинать с нуля? У нас просто нет на это времени.
 - А жаль! Отведите один день на то,чтобы просмотреть "Уроки мудрости" Фритьофа Капры.
 Может,идеи,высказанные в этой книге разными учеными помогут вам. А так,хорошо,но оторвано от жизни.
 - Валентина Ильинична,вы правы. Я возьмусь за это завтра же.
 - Отчего же не сегодня? - спросил Олег.
 - Сегодня? Сегодня хочется петь.
   Антон пел песни Визбора,Окуджавы,Высотского,Галича и неизвестных Валентине Ильиничне
бардов.Голос его был не сильный,но приятного тембра,и песни звучали очень задушевно.
Валентина Ильинична сидела,не шелохнувшись и неотрывно глядела на Антона. Она слушала
всем своим существом.
   В эту ночь она не спала.В ней звучал его голос и мелодии песен.Она лежала и улыбалась.
Она думала:" Через 2-3 дня он уедет.Навсегда. Если бы он меня полюбил,- хотя это полный
абсурд,-но если бы,я бы не устояла." Она стала представлять себе возможные ситуации,при
которых она бы открылась,опять-таки,если бы...Странно,но она совершенно не осознавала,
что не только его отношение к ней является преградой,а и разница в возрасте,и тот факт,
что она мать его товарища. Да ей и нужно-то было всего-ничего - только прижаться к нему
на минутку,ощутить его стройность,молодую силу.
   Антон лежал с открытыми глазами.Как она ,не отрываясь,смотрела на него,когда он пел!
В туристских походах,на слетах,в общежитии - во многих местах он исполнял песни известных
бардов и свои,но никогда у него не было такой внимательной слушательницы. Казалось,все
ее существо пело вместе с ним.Антон думал: "В субботу я уйду,потом уеду из города,и мы
больше не встретимся.Как нелепо,что она...не старая,но старше меня. Учительница! Кто я
для нее? Недавний старшеклассник,друг сына...Нет. Конечно,нет.Это невозможно!А ведь она
красива.И фигурка,и все.Но не в этом,а в чем-то другом ее прелесть.Да.В ней нет ничего
искусственного,что так надоело.Она проста,как небо,как ветер,как цветок. И еще что-то,
чему нет названия.
   В последующие два дня Олег и Антон почти не выходили из комнаты. Валентина Ильинична
была даже рада:ей было стыдно за свои мысли и желания. " И слава Богу! - думала она.
 Еще чуть-чуть,и будет все по-прежнему: спокойно,честно.Скоро отпуск.Уеду на дачу и...
замечательно." После обеда она шла на море с книгой и возвращалась к вечеру.
  В субботу,вернувшись,она не застала Олега дома.Из комнаты вышел Антон.
 - Валентина Ильинична, Олег просил передать,чтобы вы не волновались.Он не придет сегодня
ночевать.
 - Как? Что значит,не придет?
 - Он закончил работу и заслужил отдых.Он и его девушка решили провести время в хорошей
компании.Да вы не беспокойтесь. Ребята действительно хорошие.Я их знаю.
 - Я и не знала,что у него есть девушка.Кажется,у нас никогда не было тайн друг от друга,
а вот не сказал.
 - Они познакомились недавно.Наверно, Олег еще не определился,будут ли у них развиваться
отношения.
 - Понятно.А что же вы? Почему не пошли в компанию?
 - Мне неинтересно. Девушки у меня нет.Да и не стоит заводить.Все равно скоро уеду по
распределению.Валентина Ильинична,мне осталось пару листов переписать,а потом я уйду.
   Антону не надо было писать.Он просто тянул время.Ситуация самая подходящая,но смятение
охватило его.
  Валентина Ильинична заварила чай и пекла оладьи.Она думала: " Мы одни. Никто не узнает.
Сейчас зайду в комнату и брошусь к нему...А он удивится и оттолкнет меня в негодовании.
Не сходи с ума,Валя!"
  Когда все было готово,она села за стол и ждала ,когда он перепишет последние два листа
и выйдет. Что он так долго? Она не знала,что делать. Пойду,спрошу.
  Она тихонько открыла дверь: он сидел,обхватив голову руками. Она подошла и наклонилась
над ним.
 - Что-то случилось,Антон?
 Он поднял голову и посмотрел на нее.
 - Да. Случилось.Со мной случилось неладное.Я не могу уйти без того,чтобы...Я полюбил вас
и я...я хочу вас...
   Он говорил эти слова очень тихо,даже не прикоснувшись к ней,а только умоляюще глядя
на нее.Если б он схватил ее,стал обнимать,она ,наверняка,сопротивлялась бы. А эта
подкупляющая робость...
  Халатик упал с нее.О,как он ее ласкал,как любовался ею,как восторгался! И ей совсем
не было стыдно! Она была молода,гибка.Счастливый чудесный смех то и дело вырывался из ее
груди. И она тоже ласкала его и наслаждалась им.
   Наконец она сказала:
 - Идем на кухню,покушаешь перед дорогой.
 - Я не хочу тратить время на еду. Лучше полежим рядом.
 - Надо,Антон. Кто здесь старше?
 - Никто. Мы ровесники,и я тебя люблю.
 Она засмеялась и погладила его по волосам.
 - Да,конечно.Но я хочу чая и оладьев.
 - Тогда пошли.
  За чаем они молча смотрели друг другу в глаза. Когда он ушел,Валя стояла,прижавшись
спиной к двери. У не было чувство,что она долго-предолго страдала от жажды, и наконец
глоток живительной родниковой воды утолил ее.
   Наверно,вам хочется осудить Валентину Ильиничну? А нужно ли?
               
                Конец.


Рецензии