Бакинские байки

                Вале Л. посвящается.
Давно ли вам не расказывали забавные истории? Ну что ж, садитесь поудобнее, сейчас я расскажу, как я съездила в Баку. Может, это будет не суперсмешно, но, надесь, интересно, не лишено юмора и поучительно. Итак, начнем.
Поехала я в столицу Азербайджана не потому, что меня очередная муха укусила, а очень даже по делу. Я изучаю азербайджанский язык и хотела окунуться в атмосферу и культуру этой южной страны. Со мной очень хотела поехать моя хорошая знакомая Валя - женщина весьма активная, общительная, добрая и в то же время "ум, честь и совесть нашей эпохи", т.к, сочетая в себе удивительную способность одновременно любить и журить, она очень разнообразила мое путешествие.Ведь она не просто собиралась поехать, а очень даже поехала, мне на удивление быстро и ловко купив билеты, которые, как мне говорили, достать трудно.Чем же мы развлекались? Это могло выглядеть примерно так: "Вот ты никогда не позаботишься ни о чем! Ну разве так можно? Ух, Ира!Давай садись есть" Короче,мы ехали весело. Опущу подробности, как мы (впрочем в разных поездах) доехали до Москвы и сели в экспресс "Москва - Баку". Благодаря Вале мы в 5 минут перезнакомились мо всеми в купе. Вы не подумайте, что я человек тихий, скромный и забитый, но по сравнению с Валиным темпераментом, я, пожалуй, интраверт. Да и спутники наши были не из молчаливых - азербайджанцы, что с них взять! Двое суток пролетели незаметно, когда мы подъехали к границе Дагестана, началось самое веселье. Таможенники без стеснения и зазрения совести внаглую "грабили" пассажиров (нет, не русских, а своих же). Они в открытую подходили к азербайджанцам, едущим с заработков домой и говорили: "Скоро рамазан, гони тысячу". Мы с Валей благоразумно отсиживались в сторонке, но и нам досталось. С 23 ночи до 2 длилась эта ужасная операция. И даже как только мы уже поехали к Азербайджану, меня лично будили еще раза три: "Ваши документы!" И я , как Ванька-Встанька, полусонная, ничего не понимающая, рылась в карманах, но, не найдя паспорта, шла к Вале (оказывается, она забрала мой паспорт к себе), будила ее и подавала свой документ разбудившему меня таможеннику. Да вы как-нибудь прокатитесь до Баку, почувствуйте разницу!
       Наутро мы были в нефтяной столице. Встреча и наше размещение очень банально, опустим подробности. Меня удивило вот что. Выходя во двор утром, я всегда видела на улицах только мужчин. Их было море. Смотришь, а на улицах, в скверах, парках - одни мужчины. Сидят, стоят, общаются, разговаривают, идут, жмут руки, целуются при встрече. Только мужчины. Женщины, видимо, сидят дома, занимаются домашней работой и детьми. Кстати, во дворе, где мы жили под навесом прямо на улице стоял стол с самоваром. Женщины тут пили чай. Видимо, собирались после работы или делали перерыв в работе (многие тут же на улице, во дворе вытряхивали перины, выбивали подушки, сушили одежду). Мне эта картина очень понравилась. И никто не боялся, что кто-то что-то украдет - коммуна, да и только.
Нас, конечно, поводили по достопримечательностям, таким, как Старый город (Чар Шягяр-не знаю, правильно ли написала), там, между прочим, снимали "Бриллиантовую руку" Девичья башня (Кыз Галасы), Дворец Поэтов со статуями поэтов Азербайджана, включая знаменитого Низами, площадь с фонтанами, набережная и т.д. Красиво очень!
Несколько слов о транспорте. В основном - маршрутки. В них мы с Валей выучили единственное слово - гырх, что означает 40. А дело бывало так - мы садились в маршрутку и я, проникшись атмосферой и решая применять на практике знания языка, с понтом дела спрашивала "Нечьяде?" - то бишь "Сколько стоит?" Когда нам отвечали - "Гырх", я, уже не смущаясь, по-русски переспрашивала "Сколько?" и вся маршрутка дружно уже по-русски отвечала мне "Сорок" (копеек). Там у них ну все по 40, счастливое число, что ли? К примеру, хотели мы с Валей купить дыню, подошли к какому-то дядечке, а он по-русски или плохо, или никак, ну, я свое коронное "Нечьяде?", а он "Гырх", а когда я переспросила, т.к это гырх я уж забыла, что такое, он, нисколько не смущаясь, взял мою ладонь, высыпал на нее монеты, отобрал 40 копеек и дал понять, что столько стоит колограмм дыни. А на метро мы совсем заблудились. Оно какое-то особенное, всего 2 или 3 ветки, а мы заблудились в них, как в трех соснах.  Я наблюдала в Баку и такой невообразимо несовместимый симбиоз (да простят меня читатели и да не приписывают национализм, я лишь исхожу из жизненного опыта), а именно: в подземном переходе я встретила глухую женщину, которая т о р г о в а л а с лотка, а рядом сидел ее г о в о р я щ и й муж. Ну да у них в Азербайджане, возможно, и не такое бывает, чего только не встретишь - другая сторона планеты, что с них взять?
Мы не ездили бы в Баку, если бы не побывали на большом базаре Бине. Это такое место, о котором я обычно говорю "День отдай". Огромный по площади рынок, этакий палаточный городок. Мы шустро сновали от палатки к палатке. Я смело заходила внутрь, спрашивала "Нечьяде?", что означает "Сколько стоит?", получала ответ, не понимала, спрашивала уже по-русски (короче, повторение маршрутки) и приценивалась. На сей раз Валя почтительно шла сзади, вернее, тоже резво сновала между зазывалами. Накупив товару, мы кое-как доплелись домой.
Дважды побывали на море. Каспийское море по-азербайджанки Хазяр Дяниз, по сути своей озеро, только огромное. Первый раз вода была настолько теплая, о которой говорят, что как в ванной. В другой раз она была холодной, и купаться мы не смогли - ледяной шторм был.
Но самое интересное было на обратном пути. Надо сказать, что отпуск у меня короткий (в силу семейных проблем), и я хотела купить билеты как можно быстрее. Но, к сожалению, билеты нат поезд были только на отдаленное время, а мне хотелось уехать как можно быстрее. И вот я решилась на отчаянный шаг. Стоит сказать, что человек я  авантюрный, хотя ничего сумасшедшего в самой моей идее не было. Но получилось все совсем наоборот. Я решила. что кроме поездов сущемтвуют и другие виды транспорта. Автобусы, например. И я отправилась на автовокзал. Были разные рейсовые автобусы. Но Баку-Москва отсутствовал. Я было отчаялась искать, но в ходе расспросов нашелся человек, пообещавший отвезти меня до столицы. Вел он себя странно, хотя поначалу я этого не заметила. Рейс-то оказался левым. Мужчина отвел меня в местную чайхану, угостил чаем и выложил условия путешествия. Деньги у меня были. он взял задаток и мы расстались, условившись о дате. Я до сих пор не понимаю, как это меня еще не кинули. Могли бы взять деньги и до свидания, ищи-свищи! Доказывай потом, что ты о чем-то с кем-то договаривалась. Да тебе рассмеются в лицо и скажут, что впервые видят. И будут правы. Итак, я пришла к назначенному времени, долго искала автобус, до слез, думала, что или уехал или рейс отменили. Наконец, нашла. Мы все сели и покатили. Видимо, в этом автобусе набрались такие же, как и я бедолаги, кому нужно было срочно уехать во что бы то ни стало. Нас пообещали увезти за 2 дня. Но не тут-то было! Начнем с того, что наш автобус постоянно ломался, каждые полчаса, наверное. За полдня мы, наверное даже из города не выехали. У меня сложилось впечатление, что водители только и делали, что ели в чайханах, да ремонтировали автобус. Если опустить подробности путешествия, то стоит отмтить, что до Москвы мы доехали за 4 дня и то не до москвы, а до Тамбова. А дальше поехали на рейсовом автобусе, так как наш бакинский авто сломался, не доезжая нескольких сот километров до конечного назначения. Хорошо, что денег хватило. А на автобус из Тамбова пришлось садиться средь чиста поля ночью. Романтика!
     Хотите в Баку? А со мной попутешествовать? Записывайтесь! Может, снова в Италию махнем? В Рим или Флоренцию? Ну то-то, кому жизнь дорога, просто читайте.


Рецензии