Что за страна такая?

 (Мысли вслух)   


    В той стране многое было неправильно. Многое было просто плохо. Там был дефицит продуктов питания.
    Нет, картошки с помидорами было навалом, с голоду никто не умирал. Опять же, консервы «Завтрак туриста» и хлеб всегда лежали на прилавках. А вот за колбасой надо было куда-то ехать, где-то доставать. Если ты, конечно, не был жителем привилегированной Москвы, Ленинграда или столиц союзных республик.
    Был дефицит в одежде, обуви. Опять же, не то, чтобы носить было нечего; нет, магазины были завалены одеждой и обувью. Но немодной, некрасивой. Зато брюки всегда шили на заказ, в ателье была очередь. Джинсы, правда, надо было «доставать» и стоили они дорого. Так ведь и привезти их в страну непросто было.
    Многое было в той стране плохо. Но вот медицина была бесплатной. На самом деле бесплатной, без обмана. И, что интересно, она была нисколько не хуже сегодняшней, очень дорогой. Может, и лучше.
    Многое было плохо в той стране. А образование не стоило нисколько. Для всех и всегда. Нет, конечно, приходилось порой «давать на лапу», чтобы поступить в престижный ВУЗ, но само обучение даже в этом случае было полностью бесплатным. И в голову никому не приходило, что за него надо платить. И это было одно из лучших в мире образований.
    А сегодняшние платные университеты давно пора в ПТУ переименовать. Потому что хоть образование и стоит там дорого, а вот качество его не стоит ничего. И ходят по стране сотни тысяч полуграмотных полуспециалистов с высшим образованием.
   На обед в школу мама мне давала 20 копеек. Я всегда покупал булочку за 8 копеек. Их нам привозили из соседней пекарни, еще горячими. Как мы говорили: язык проглотишь и спину расчешешь от удовольствия. Еще я обычно брал макароны за 3 копейки и котлету к ним за 7 копеек. Хлеб и молоко были бесплатными.
    Мое сознание раздваивается. Я понимаю, что та страна была очень несовершенной. Плохой была. Но мы думали, что она очень хорошая.
    А в этой стране можно купить всё, что твоя душа пожелает. Если, конечно, есть чем заплатить. Но стала ли она от этого лучше?
    Все говорят о страшном КГБ, репрессиях, терроре. Я ничего этого не видел, прожив в той стране 27 лет. И из родственников моих никто не был репрессирован. Они были обычные люди. Просто жили, просто работали. И я, как они, верил, что живу в самой лучшей стране на свете. Мы рассказывали анекдоты о партии, Брежневе, Сталине, Штирлице, Петьке с Чапаевым. Свободно, повсеместно. И нас за это не бросали в тюрьмы, даже не ругали. А просто вместе смеялись.
    Да, сейчас я знаю, что были там диссиденты-страдальцы. Где-то в Москве. Их лечили в психушках, сажали в лагеря и потом выгоняли из страны. На Западе их встречали, показывали по телевизору, они писали книги и статьи о своих страданиях в СССР.
    А мы ничего этого не знали. Жили, веселились, учились, работали, влюблялись, рожали детей. И точно знали, что наши дети никогда не будут безработными, бездомными, голодными. Знали, что страна даст им образование бесплатно, и будет лечить их всю жизнь бесплатно.
    Нет, я и сам, помню, с приятелем… Хм. Мы наслушались «Голос Америки». Было это, кажется, в январе или феврале 1980 года. Мы написали несколько листовок от руки, где излагали позицию «свободного мира» по поводу бойкота предстоящей Олимпиады в Москве. Ночью с этими листовками и тюбиком клея в кармане мы пробирались по спящему городу. Дети! Сколько мне было, лет 16? Для нас это было развлечение, мы были как настоящие подпольщики! Где-то на остановках с оглядкой мы клеили эти тетрадные листочки. А одну прилепили прямо на стеклянные двери райкома ВЛКСМ! Мы были очень собою довольны!
    Что было бы, если б нас поймали? Можно гадать об этом, но нас не поймали.
    Нет, наверное, эта страна лучше. Ведь в той стране я, вероятно, никогда бы не стал тем, кем я являюсь сейчас. Просто не было бы такой возможности. Но вот только не дает мне покоя одна мысль.
    При всем своем безобразии та страна существовала для людей, которые в ней проживали. Просто потому что она их бесплатно обучала и бесплатно лечила. Бесплатно отправляла детей в летние лагеря отдыха, а взрослых в санатории и профилактории. Мы могли получить отпускные и на половину этих денег закатиться на пару недель на море, в Крым или Абхазию – без разницы. Это была одна большая страна.
    Кстати, и квартиры для жилья та страна предоставляла бесплатно, пусть это и было не так просто. Надо было дождаться своей очереди. Просто дождаться своей очереди, потому что перед тобой стояли такие же люди, так же как ты нуждавшиеся в жилье. В бесплатном жилье. За которое не платили. А коммунальные услуги стоили копейки и «копейки» - это не оборот речи.
    Это, конечно, было плохо. То, что жилья было мало, оно было не лучшего качества и его порой надо было долго ждать. Но честно. Если не в исполнении, то хотя бы в идее.
    А для кого эта страна, постоянно повышающая цены на все, что только необходимо для жизни человека? Я не знаю.
    Может, для идеи? Но для какой? Нет никакой идеи. Есть лишь мечта заработать миллион (и не рублей, конечно), чтобы наконец-то пожить нормально.
    Но говорят, что жить сейчас стало лучше. Наверное, знают, что говорят.
    А я просто стареющий человек, идеализирующий всё, что было в молодости. Просто потому, что молод я был тогда, и жизнь казалось прекрасной, а тело не болело. Деревья были выше, солнце ярче, а девушки красивее. Вероятно, так.


Рецензии
Это не моя мысль, но запомнилось: если мы грустим по бесплатной медицине, и всём таком привычном, с негодованием оглядываясь вокруг, сокрушаясь от того, что сейчас некачественное образование и у людей нет гарантий... то это можно сравнить с ропотом евреев в пустыне, когда они тосковали по стабильности в рабстве в Египте. Хотя и это сравнение спорно)

Лена Вайнонен   19.02.2013 17:41     Заявить о нарушении
Возможно, это так. Но я не согласен, ибо мы не были рабами как евреи в Египте. Это была наша страна.

Игорь Евгеньевич Журавлёв   19.02.2013 17:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.