Путник. ч2. гл. 2

Глава 2

             Комендант – пухленький, лысый мужичонка с вислыми казацкими усами, одетый в несвежую гимнастерку, постоянно утирая блестящую лысину огромным платком, давно потерявшим свой изначальный цвет, ругался с тремя молодыми командирами.

             - Да я вам, что – начальник вокзала, что ль? Нет больше на Москву мест, понимаете вы это, или нет!  Вся бронь, что была у меня, роздана до вашего появления! Ну, где я вам места возьму?!

              - Да не шумите вы, товарищ комендант, - уговаривал его один из командиров. – Поймите, у нас предписание….

              - Засуньте его, знаете куда?…. – заорал комендант и вдруг осекся, увидев вошедшего Сербина. Взгляд коменданта уперся в нашивки высшего комсостава на рукавах коверкотовой гимнастерки и два ордена Красного Знамени на груди.

              – И-извините, хлопцы, погуляйте пока. Я что-нибудь придумаю для вас, - залепетал он, поднимаясь с кресла, которое жалобно вздохнуло, избавляясь от непосильной тяжести.

             - Ничего-ничего, - сказал Сербин, присаживаясь на колченогий табурет у стены. – Заканчивайте с ребятами, я подожду.

             Комендант, крутанув ручку телефона, враз охрипшим голосом, закричал в трубку:

             - Любочка, соедини меня с начвокзала, пожалуйста! – и, дождавшись соединения, - Степаныч! Ну, дай ты мне еще три места для командиров в Москву! Да! Да, Степаныч! Да хрен с ими, что на верхних! Давай, дорогой мой, давай! Ну, спасибо, Степаныч!

            - Идите, ребята, в воинскую кассу, оформляйте проездные документы, - уфнув так, как будто отпахал вручную версты три пашни, комендант упал в кресло, которое протяжно застонало, принимая груз комендантского тела.

            С уважением поглядывая на Сербина, командиры вышли, поблагодарив коменданта, и Леонид присел к столу.

            - Ты чего ж так орешь, товарищ, на нашу смену молодую? – спросил Сербин.

            - Извините, товарищ комполка, - залепетал комендант. На его платок жалко было смотреть, настолько он промок.

            - Ладно! – хлопнул ладонью по столу Сербин. – Ты мне скажи, есть ли у тебя пролетка на день? Мне на хутор Сербино съездить надо. Родню проведать….
            - Так ведь…. – комендант замялся. – Нет там больше никого, на хуторе-то….

            - Как нет? – Сербин заволновался. – Там ведь жили люди….

            - Так раскулачили их. Кого убили при сопротивлении продотряду. Кого сослали в Казахстан. Я почему знаю – эшелон готовил для ссыльных, потому и списки у меня были. С хутора Сербино, насколько я помню, около двадцати человек было.

            - Господи, кого ж там раскулачивать было? Нищета ведь одна жила…. – с горечью промолвил Сербин.

            - Ну, нищета нищетой, а продотряду сопротивление оказали…. – комендант старательно отводил глаза.

            - Ладно! – жестко сказал Сербин. – Так есть у тебя пролетка или нет?

            - Есть, есть! – залебезил комендант. – Вот только я сам на ней езжу. Нет ездового по штату у меня. А я, сами понимаете, отлучиться не могу. Такая служба, такая служба, ни минутки свободной….

            - Сам управлюсь, не переживай. К вечеру верну тебе «экипаж», - Сербин ухмыльнулся в усы, видя, как не хочется коменданту отдавать пролетку в чужие руки.
            - Что ж? – комендант утер лоб платком. – Пойдемте….

            Увидев пролетку, запряженную тройкой великолепных «дончаков», Сербин внутренне ахнул, прекрасно понимая, что купить таких лошадей на казенное жалование комендант не мог. Теперь было понятно и нежелание коменданта отдать воинские места молодым командирам. Зачем, если их можно продать мешочникам – спекулянтам и положить в карман сладко пахнущие ассигнации?

            Сербин презрительно взглянул на коменданта, и тот поежился под его тяжелым взглядом….

            Пролетка оказалась резвой и в прекрасном состоянии. Тройка лошадей лихо домчала ее до хутора, где глазам Сербиных явилась безрадостная картина разрушения.

            Покосившиеся хаты, поваленные плетни, заросшие лебедой и бурьяном сады…. Повсюду царили следы разрухи и упадка.

            Медленно проехав по заброшенному хутору, Сербин направил лошадей к погосту….

            На тихом кладбище, где давно не ступала нога человека, Леонид растерялся. Он понятия не имел, где похоронены его родители, так как не довелось ему в горячке преследования банды предать их тела земле.

            - Посидите здесь, - сказал он Фросе с детьми и пошел искать могилы.

            К немалому его удивлению обнаружил он, что на каждом могильном кресте была прибита фанерка, на которой химическим карандашом были написаны фамилии, имена и отчества усопших и даты рождения и смерти. Так и нашел он целый ряд могил, на которых стояла одна и та же дата смерти – 4 июня 1920 года. Пройдя по ряду, упал он на колени пред могилами отца и матери. Не плакал никогда Леонид, но сейчас пробили его слезы горючие. Прижался он лицом к просевшим холмикам, густо поросшим лопухами, и шепот его горячий, казалось, проник сквозь толщу земную и долетел до душ родительских….

           - Ох, простите меня, родненькие мои…. Простите, Христа ради…. Не дал вам я ласки сыновней, не дал любви своей и почитания. Землице нашей родимой не предал я прах ваш, чужие люди за меня то сделали….

           Долго сидел Леонид у родительских могил, раскачиваясь телом, и слезы чистые и благие омывали его лицо….
 
           Фрося, крепко держа за руки детей, тихонько подошла к мужу и присела рядом. Детишки положили у крестов букетики полевых цветов, которые насобирали, пока Леонид сидел у могил.

           - Вот, родные мои, - тихо сказал Леонид. – Здесь упокоены дедушка ваш и бабушка. Не забывайте это место, молю. Что бы ни случилось со мной, приходите сюда, поминайте души их, безвинно пострадавшие от рук нелюдей.

           Все вместе они вырвали траву на могилах. Наносили камешков и обложили ими могильные холмики. Найденной на задке пролетки лопатой Леонид выровнял холмики и подсыпал их свежей землей.

           Окончив работу, Сербины сели у могил и, развернув холстину с приобретенными на вокзале продуктами, помянули родителей. Леонид налил в специально купленные для этого стопочки ядреную самогонку и, накрыв их краюхами хлеба, поставил на могилки.

           - Даруй им, Господи, царствие небесное, - тихо сказал Леонид, перекрестившись….

Продолжение следует -


Рецензии
Наверное немалое количество людей, прочтя эти строки испытает горечь, вспомнив своих дедов, прадедов. Ведь все мы родом из того времени.
А чтобы память о собственных корнях не оказалась короткой, очень нужны такие книги. Спасибо за труд.

Светлана Лескова   25.07.2011 18:47     Заявить о нарушении