Чужая земля колено иосифа

                Продолжение

                БОЖЬИ МЕСТА

   Распределение уделов по жребию проводилось в Силоме (на иврите - Шило).
  При этом Иисус Навин сказал:"Иуда пусть остается в пределе своем на юге, а дом Иосифов пусть остается в пределе своем на севере".
  Надо полагать, эти два колена, или дома, как стали потом говорить, должны были стать основой, фундаментом для построения общего дома израильтян. И, судя по тому, что Силом оказался в уделе Ефрема, на него первоначально возлагались большие надежды, чем на Иуду. Ведь именно в Силоме была поставлена скиния с Заветом Ковчега, в котором хранились две скрижали с десятью Божьими заповедями.
  Здесь молились Господу, проводили народные собрания, на которых принимались важные для всех решения, устраивали праздники, к примеру, урожая. И именно во время такого праздника в Эпоху Судей оставшимся в живых Вениамитянам велено было ловить себе девиц, которые станут их женами.
  В Силоме молилась Анна, просившая Господа дать ей сына, и Он услышал ее мольбу и дал ей Самуила, будущего пророка.
  Насколько важным был Силом для израильтян, можно судить пл тому, что когда в одном из сражений Филистимляне захватили Ковчег Завета, от ужаса скончался девяностолетний священник Илия, а его невестка, родив сына, назвала его Ихавод (Беславие), сказав:"Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Завета".
  Продержав у себя Ковчег семь месяцев и испытав за это время множество неприятностей, Филистимляне вернули Ковчег израильтянам. Когда Давид станет царем, он перенесет его в Иерусалим. С этих пор Силом утратит свое значение как духовный центр израильтян. Он находился в "середине земли" Обетованной, в двадцати километрах от Сихема, и некоторые исследователи полагают, что Ковчег Завета находился в Силоме триста восемьдесят лет.
  Как можно столь скрупулезно подсчитать время, не очень понятно. Видимо, цифра получилась при сложении периода Навина и Судей. Однако, как бы там ни было, ясно, что у колена Ефрема (а иногда пишут, что Ковчег Завета находился в пределах колена Манассии, что не противоречит одно другому, учитывая, в какой тесноте они жили) было более, чем достаточно времени, чтобы проявить свою святость в той степени, в какой понимали ее Моисей и Аарон.
  Но этого не случилось. Судя по стенаниям пророков, Ефремляне жили даже нечестивее других соплеменников. В частности, Осия передавал слова Господа:"В доме Израиля Я вижу ужасное;там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль".
  "Ефрем смешался с народами. Ефрем стал как неповороченный хлеб".
  В общем, несмотря на то, что в колене Ефремлян в течении многих веков находилась святыня, в которой пребывал сам Господь Бог, они жили, не оглядываясь на нее, а в соответствии со своими представлениями о богах и мире, мало чем отличающихся от представлений окружающих народов.
  Впрочем, в этом от них не отличались и другие израильтяне, и если пророки вопиют по поводу большей частью Ефрема, то потому, что надежды Бога, любившего Иакова, и ждущего преданности  от его внуков, в первую очередь, Ефрема, не оправдались.
  Ко времени воцарения Давида на общее царствование Ефремлян - воинов было двадцать тысяч восемьсот, а у Манассии, в том полуколене, которое жило рядом с ними, - восемнадцать тысяч.
  Некоторые Ефремляне и Манассиияне поступили на службу к Давиду и даже стали начальниками отделений, которые служили помесячно:Хелец Пелотинянин, Ванея Пирафонянин, Осия, сын Азазии.
  Это были Ефремляне, а из полуколена Манассии, живущего рядом,- Иоиль, сын Федаии.
  Из Галаадского полуколена - Иддо, сын Захарии.
  Во время царствования Соломона традиция продолжилась, и один Ефремлянин, Иеровоам, был выделен царем особо. Это "был человек мужественный. Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными дома Иосифова".
  Однако между царем и Иеровоамом вскоре разгорелся конфликт, до того острый, что Иеровоам поднял руку на царя. Суть конфликта не раскрывается, но, видимо, Иеровоаму не понравилось какое-то распоряжение Соломона, который в это время "строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего".
  Вероятно, царь велел увеличить оброк  на дом Иосифа, а Иеровоам не был с этим согласен.
  Соломон "хотел умертвить Иеровоама;но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой".
  Видимо, в тот период все еще были связи с потомками другой, египетской частью потомков Иосифа, и Египет не казался чем-то чужим и враждебным. Может быть, он даже в чем-то казался ближе, чем дом Давида, или - в более широком контексте - дом Иуды, ибо не может не поражать та легкость, с которой израильтяне, создавшие Северное царство, легко отделились от него. "Какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!".
  Это драматическое событие произошло в Сихеме, куда собрались все двенадцать колен, и где первым царем Израильского царства был провозглашен Иеровоам, вернувшийся из Египта.
  Он был неглуп и понимал, что народу нужен свой духовный центр, в котором тот будет возносить богам молитвы и просить их о помощи. Один такой был в колене Дана, отобранный теми идол у некоего Михи еще во времена Судей. Иеровоам решил утвердить еще один - в Вефиле.
  Вефиль был подходящим местом со всех точек зрения. Божьим местом (Вефилем) его назвал еще Иаков, который в этом месте, во сне, увидел лестницу, верх которой касался неба, а на ней Господа. Господь пообещал Иакову дать ему эту землю в наследство, "представившись" Богом Авраама и Исаака.
  "И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником;и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому Вефиль;а прежнее имя того город было:Луз".
  Ко времени прихода израильтян в Ханаан, Вефиль был хорошо укрепленным ханаанейским городом. Судя по всему, Ефремляне и Манассиияне решили завоевывать его вместе: "И сыны Иосифа пошли на Вефиль".
  Однако, видимо, быстро поняли, что силой его не возьмешь. "И увидели стражи человека, идущего из города, и сказали ему:покажи нам вход в город, и сделаем с тобою милость.
  Он показал им вход в город, и поразили они город мечем, а человека сего и все родство его отпустили".
  Вефиль находился в семнадцати километрах от Иерусалима, что, видимо, с точки зрения Иеровоама тоже было плюсом. Сделав двух золотых тельцов, он сказал народу:"Не нужно вам ходить в Иерусалим:вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта".

                Продолжение следует
      
 


Рецензии