Сага о воителе Свенсоне

«… О, копьё, которое я бросаю в своего врага! Как благодарю я своих врагов за то, что могу, наконец, бросить его! Слишком велико было напряжение моей тучи: среди грохота молний хочу я броситься градом в глубину. Поистине, подобно буре идёт моё счастье, моя свобода! Но мои враги должны думать, что это сам чёрт бушует над их головами…»
                Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра» 

   Вместо предисловия               
       
Наши знания о древних  викингах (или, точнее, норманнах) не блещут обширностью; они ещё более скудны, нежели о египтянах или персах. В течение последних лет написано немало приключенческих повестей и снято множество кинофильмов о викингах, все они страдают общим недостатком: их содержание имеет слишком мало общего с историей. Конечно, вымысел иногда выглядит привлекательнее, нежели  истина, и, тем не менее, он остаётся всего лишь вымыслом. Особенно отталкивает, когда в роли воина снимается изнеженный американский неврастеник –актёр… По - настоящему красиво лишь то, что пахнет мудростью, а таковым  свойством  обладает лишь истина. Пусть она имеет безжалостный и строгий вид, но доброта её безгранична, как неиссякаема доброта любящей матери. Ведь простую, скромную, но родную маму мы любим сильнее, чем красивую, но  чужую  женщину…
           Не так давно мой старый знакомый участвовал в этнографической экспедиции, которая занималась исследованиями культурных памятников Исландии. При осмотре одной из пещер неподалёку от Рейкъявика этот человек, поковырявшись в груде археологического мусора, отыскал занятные, хотя и ветхие, свитки пергамента. Благодаря счастливой случайности свитки удалось вывезти в Россию, где они подверглись тщательному изучению. Какой - то особенной сенсации в них не содержалось, но многое в содержании текста проясняет некоторые тёмные пятна в наших знаниях о викингах. Главным персонажем саги (песни, былины) является некий Свенсон, брат вождя, одного из наиболее сильных  конунгов своего  времени. Будучи  оклеветан братом и жрецами, он вынужден претерпеть многие испытания и лишения, которые завершаются для него только вместе с жизнью. Неизвестно, кто  был настоящим автором саги, зато понятно, что он непосредственно был знаком со Свенсоном, и, что  весьма  возможно, входил в число его тайных  друзей. В любом случае, находка моего товарища может быть очень полезной для всех, кто хотя бы немного интересуется  древностью.
         В своё  время сюжет саги вдохновил  меня  опубликовать её без каких бы то ни было изменений, однако впоследствии я склонился к решению преобразовать текст, но не более, чем достаточно для обличения его в приемлемый для наших современников стиль. Надеюсь, что читатель не будет на меня в обиде за сие преобразование и с удовольствием окунётся в дебри  давно  позабытого  прошлого.
 
продолжение здесь: http://planeta-knig.ru/shop/1577/desc/saga-o-voitele-svensone


Рецензии