Человек разумный. Метро
Сейчас упорное стремление забраться на вершину эскалатора – обычное дело. Поскольку я, размышляя, так и не понял, зачем люди это делают, то не поленился и провел небольшой опрос пассажиров метро, прикинувшись транспортным работником, исследующим пассажирские потоки. Народ отвечал охотно. Даже те, кто, на первый взгляд, торопились, останавливались и отвечали на вопросы. Дефицит общения, что ли?
Основные ответы были таковы (округлено):
«Я тороплюсь» - 50 %.
«Привычка» - 20 %.
«Это вместо физзарядки» - 5 %.
«Все идут, и я иду» - 5 %.
«Сам не знаю» - 5 %.
15 % затруднились сказать что-то определенное, но это почти то же самое, что и «сам не знаю».
Очевидно, что любое действие, даже шевеление пальцем, человек совершает, имея мотив и преследуя какую-то цель. Помня об этом, рассмотрим полученные ответы.
Затруднившиеся с ответом с примкнувшими к ним незнающими и теми, кто идет, потому что все идут, характеризуют человека, не как разумное существо, а как существо стадное. Поскольку кроме стадного чувства, никакой сколь-нибудь разумной мотивации, чтобы не стоять на месте, а лезть вверх, у них нет.
Еще как-то можно понять тех, кто таким образом тренирует ноги. Хотя, подозреваю, что, на самом деле это, по их мнению, наиболее разумный ответ, характеризующий неразумную ситуацию. А истинный ответ был бы все тот же – «сам не знаю».
Те, кто выработал привычку не стоять на месте даже на лестнице, которая сама тебя несет к цели, просто не задумываются, что делают. Разумом тут и не пахнет – работает автопилот.
Итак, с этими все понятно. А теперь те, которые, на первый взгляд, поступают разумно – они торопятся, поэтому всеми силами стараются сократить время на поездку.
Я подсчитал, сколько реально можно сэкономить времени, передвигаясь вверх по эскалатору на переходах и на выходе из метро. Оказывается, всего ничего – не более 4-х минут. Кстати, при движении по эскалатору вниз из-за существенно большей скорости экономия уже значительна – до 9-ти минут.
Кстати, к сведению: пропуская способность эскалатора из-за таких спешливых товарищей вовсе не увеличивается, как казалось бы на первый взгляд, а уменьшается где-то процентов на 15 – 20.
Резюмирую: разумен ли человек, который, вместо того, чтобы выйти «с запасом» (всего-то на 4 минуты раньше), будет лезь по эскалатору вверх, тратя на это немалые силы, пытаясь поймать всего лишь десятки секунд?
И наконец, обобщаю: разумно ли поступают те, кто, либо непонятно даже для них самих, совершает немотивированные поступки, либо тешат себя самообманом и ленится заняться арифметикой? А если неразумно, то почему за 20 – 25 лет человек так потупел?
Небольшое лирическое отступление.
Раз уж разговор зашел о метро, то, так и быть, открою москвичам (про метро в других городах не скажу – не знаю) тайну, скрываемую, лучше любой военной.
Я пожил на этом свете достаточно долго и даже помню интересные вещи. Помню, например, что метро совершенно справедливо хвалилось тем, что в нем зимой тепло, а летом – ПРОХЛАДНО! Москвичи, вы правильно прочитали – ПРОХЛАДНО! Вы, вероятно, не верите мне? Почитайте газеты семидесятых годов – там об этом часто писалось. Писалось также, как это достигается.
А из ныне живущих, похоже, это помню уже только я. Помню, как любым жарким летом можно было укрыться от зноя, нырнув в метро на любой станции. Помню, что температура там, по моим ощущениям, была что-то около 22 градусов. Всегда, вне зависимости от температуры на поверхности!
И вот теперь самое главное, самое тщательно скрываемое – по моему разумению, в метро есть системы кондиционирования воздуха! Не те, которые стоят на крышах вагонов поездов нового образца и которые охлаждают воздух внутри вагона, но… нагревают его снаружи – на станциях и перегонах. А стационарные, мощные системы кондиционирования всего метрополитена в целом – тогда они назывались системы охлаждения, сложное иноземное слово «кондиционирование» до СССР в те стародавние времена еще не дошло.
Вы не поверите – похоже, что они есть, есть до сих пор и даже иногда включаются! Очень редко и далеко не на всех станциях, но такие чудеса бывают. Так, одно время, можно было заметить непривычную прохладу на станции Белорусская – Кольцевая.
Я могу ошибаться, но, по-моему, охлаждать воздух летом в метро прекратили на рубеже 70-х – 80-х годов, а точнее, после Московской олимпиады. В 1980 году, когда в связи с олимпиадой действовали еще два чуда – в вагонах станции объявляли на двух языках, русском и английском, а милиционеры ходили в парадной форме (белые рубашки) - вот именно в этом году прохлада в метро была в последний раз. Потом включали уже только вентиляцию.
Почему сейчас не включают кондиционеры? Ответ очевиден: они сжирают море электричества. Метро и так плачется, что работает себе в убыток. А представьте, что будет, если включат охлаждение? И потом: ведь вентилируют же, ведь от жары еще никто не умер? Вообще-то, если говорить по правде, то народ в метро все же иногда умирает. Но, так это не от жары, а от слабого сердца!
Свидетельство о публикации №211072500691