Психология Дизайна

Как часто мне казалось, что я понимаю заказчика. Наверное так же часто как ему то, что он понимает меня. И мы оба, находясь в радостном заблуждении относительно друг друга принимаемся за творчество. Я начинаю вдохновленный его доверием к моему мастерству ваять, о он мои ваяния корректировать. Где то к середине проекта в голове начинает зреть уверенность, что я подписал договор с редкостным козлом. К концу проекта уверенность созревает во вполне осознанную неприязнь. Заказчик не отстает и его претензии к «моему» дизайну становятся все нелепее и смешней. И когда подходит время окончательно расчитываться мы уже, мягко говоря тихо друг друга ненавидим. Он за то, что ему предстоит отдать деньги неизвестно за что, а я потому, что эта сволочь мурыжила меня целый месяц и сейчас имеет наглость заявлять, что это совсем не то, что он заказывал.

Как часто Вы проходили через такое? Мне думается что достаточно часто… И дело тут не в квалификации дизайнера или в его способности вести дела и регулировать сложные вопросы которых на стройке возникает великое множество. Дело даже не в жадности заказчика или его предубеждениях… Дело в том, что отношение одних к своей работе ни коим образом не может быть в альянсе с отношением других к своим деньгам. Сложная фраза? Попробую объяснить.

Ну во первых нет конечно же никакого «моего», «твоего» , «нашего» дизайна! Есть только его. И всегда будет только его. А репутация хорошего, квалифицированного дизайнера которая у вас со временем появится,- это репутация человека который без проблем удовлетворяет потребности заказчика. за чем собственно вас и наняли. Не питайте иллюзий!

Когда я преподавал, я частенько говорил своим студентам, что профессия дизайнера сродни профессии проститутки.многие смеялись, девочки смущенно краснели, но никто не принимал эту фразу всеръез. А зря! Наступал момент когда они отправлялись в свободное плаванье и через какое то время начинали чувствовать себя именно так! Проститутками. Сравнение конечно чисто фигуральное но точное. Так мне кажется. Это ведь художник может всю свою жизнь рисовать одну единственную картину. Может даже умереть не закончив ее и никому не показав но наполнив свой путь смыслом. Движением к обретению совершенства. Да это его личное совершенство и возможно оно никак не повлияет на формирование стиля в изобразительном искусстве ,- но в этом то и есть его кайф.

А в чем наш кайф? Ну, только не лукавьте…В получении прибыли.

Разумеется существуют сонмища дизайнеров для которых деньги не являются определяющим фактором. Их глаза горят, руки нетерпеливо теребят планшетку с обмерным планом а в голове громадье идей и предложений. Эти только в начале пути. Есть другие, к которым очередь из VIPов записана на год, полтора вперед. Они планшетки вообще не касаются. Их идеи отрисовывают мальчики и девочки из институтов дизайна и худ. школ. Эти дизайнеры уже больше бизнесмены и дипломаты нежели творцы. Их путь уже на прямой до конечной по рельсам репутации и связям в городском центре архитектуры. Они четко блюдут законы стиля и их идеи предсказуемы, скучны и дороги. У меня даже проститутками язык не поворачивается их назвать-****и! Вот самое подходящее слово. Они создают школы дизайна, где тешат собственное тщеславие вливая в молодые благодарные уши ботву про вечное и прекрасное. Про то, что эта профессия поможет им реализовать свой творческий потенциал и принесут известность и богатство, вот гадство!

Ладно! Суть не в этом. А в том что все мы зарабатываем деньги. Так или иначе. Это творчество на заказ- оно не может по определению на 100% отражать замысел дизайнера. Потому, что опирается на пожелания ,(а чаще требования) заказчика. Он заказывает музыку- а мы пляшем. Есть вариант- не плясать! Тогда ваш заказчик пошлет вас подальше и наймет другого танцора.Сколько себя помню в этой профессии, всегда вкладывал душу в проект, в заказчика. Пытался его как то образовать. Подвести к осознанию того, что предлагаемое мной- лучший вариант для него. Он кивал головой и повторял:-конечно! Только пусть это будут все же обои. И ты соглашаешься, конечно… обои так обои! Ведь тебе нужны деньги. Его деньги.

Проститутка за деньги раздвигает ноги. Принимает в себя клиента, отпускает клиента, моется, ждет следующего. К тому моменту когда в ней следующий она не помнит уже о предыдущем. Она свободнее в какой то мере.

Дизайнер за деньги открывает душу, принимает в себя клиента со всеми его тараканами. живет с этими тараканами. Обустраивает им среду обитания и к моменту расставания с клиентом его тараканы становятся своими, родными. И никуда не уходят. Нет возможности помыться или устроить reset для посещенной и частенько изгаженной души. Все это дерьмо копится, копится  и когда нибудь находит выход. В такой вот статье например. Я прошу Вас, мои юные коллеги никогда не открывайтесь заказчику. Делайте свою работу хорошо но не более. Тех кто оценит Ваш порыв – единицы. И может уйти целая жизнь на поиск такого.

Запомните, свободное творчество- это очень дорогое удовольствие! Для того чтобы быть творчески независимым, нужно быть финансово независимым. Стремление к самореализации через дизайн не что иное как стремление к финансовой стабильности. Которая позволит купить немного времени для самореализации через дизайн)))

Вот такие мысли.


Рецензии