Чужая земля колено иосифа

                Продолжение

                СМЕНА ВЛАСТИ

   Вефиль недолго находился в Израильском (Северном) царстве. Спустя восемнадцать лет он стал частью Иудейского царства.
  Еще Ровоам, первый царь Иудейского царства, хотел пойти войной на отделившиеся от дома Давида колена израильтян, но потом передумал. Видимо, трезво взвесив свои возможности, понял, что проиграет, и может потерять даже то, что осталось ему в наследство.
  Однако сын его Авиа, вступивший на престол после смерти отца, процарствовавшего семнадцать лет, оказался человеком более решительным. Несмотря на то, что его войско насчитывало четыреста отборных воинов, а Израильское - вдвое больше, он решил воевать с Иеровоамом.
  Но вначале Авиа попытался образумить отпавших укоряющим словом, для чего взобрался на вершину одной из Ефремовых гор. Горы эти были к югу от Изреельской долины, и представляли собой цепь холмов, поросших лесами (один из них, где военачальник Давида разбил восставшего против отца-царя Авессалома, так и назывался - Ефремов лес), перемежаясь плодородными равнинами.
  "Послушайте меня, Иеровоам и все Израильтяне! - взывал Авия.-Не знаете ли вы, что Господь, Бог Израилев, дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли? Но восстал Иеровоам, сын Наватов, раб Соломона, сына Давидова, и возмутился против господина своего. И собрались вокруг него люди пустые, люди развращенные и укрепились против Ровоама, сына Соломонова;Ровоам же был молод и слаб сердцем и не устоял против них".
  Когда-то Ровоам оскорблял соплеменников, грозя им даже большими наказаниями, чем их применял их Соломон. Теперь сын его повторял то же самое, хотя в иной форме, и со ссылкой на Бога.
  "И ныне вы думаете устоять против царства Господня в руке сынов Давидовых, потому что вас великое множество, у вас золотые тельцы, которых Иеровоам сделал вам богами. Не вы ли изгнали священников Господних, сынов Аарона, и левитов, и поставили у себя священников, какие у народов других земель?".
  Пока Авия продолжал сравнивать истинную веру - в Господа и лже-веру - в идолов, и призывать:"Сыны Израилевы! не воюйте с Господом, Богом отцов вашим, ибо вы не получите успеха", Иеровоам окружил Иудеев.
  "И оглянулись Иудеи, и вот, им битва спереди и сзади;и возопили они к Господу, а священники затрубили трубами"...
  Несмотря на численное преимущество, Иудеи смогли поразить Израильтян:"и пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных".
  "И преследовал Авия Иеровоама, и взял у него города:Вефиль и зависящие от него города, и Иешану и зависящие от нее города, и Ефрон и зависящие от него горда".
  Так значительная часть Ефремлян и Манассииян оказалась под властью Иудейского царя.
  После Авии воцарился его сын Аса, а затем уже его сын Иосафат, которые пытались укрепить веру в Господа у своих подданных, в том числе, а, может, и в первую очередь, у Ефремлян и Манассиян, но особого успеха среди представителей этих двух колен не добились.
  Об этом можно судить по тому, что каждый царь Иудейского царства, которго в летописи называют благочестивым (таких набралось менее десятка) начинал с того, что уничтожал идолов, а они возникали вновь и вновь. Спустя почти сто семьдесят лет после правления Авии Иудейский царь Иосия проведет очередную такую "чистку".
  "Также и жертвенник, который в Вефиле, высоту, устроенную Иеровоамом, сыном Наватовым, который ввел Израиля в грех, - также и жертвенник тот и высоту он разрушил, и сжег сию высоту, стер в прах и сжег дубраву".
  Наверно, такое за пошедший период происходило неоднократно, и всякий раз вера в идолов у большинства оказывалась сильнее в Господа.
  Лет за сто до Иосии Иудейским царем был Ахаз, который не только не уничтожал идолов, но сам "сделал литые статуи Ваалов. И он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых. И приносил жертвы и курения на высотах, и на холмах, и под всяким ветвистым деревом".
  Так что Ефремлянам и Манассииянам ничего не пришлось менять в своей жизни, несмотря на вынужденный переход под власть другого царя.
  Несмотря на общую приверженность большинства населения к идолам, вражда между двумя царствами не стихала. При Ахазе, двенадцатом Иудейском царе, Израильтяне напали на Иудейское царство вместе с Сирийским царем Факеем.
  "И избил Факей, сын Ремалиин, Иудеев сто двадцать тысяч в один день, людей воинственных, потому что они оставили Господа, Бога отцов своих.
  Зихрий же, силач из Ефремлян, убил Маасею, сына царя, и Азрикама, начальствующего над дворцом, и Елкану, второго при царе".
  Судя по всему, Ефремляне в этом нападении играли среди Израильтян первую скрипку.
  "И взяли сыны Израилевы в плен у братьев своих, Иудеев, двести тысяч жен, сыновей и дочерей;также и множество добычи награбили у них и отправили добычу в Самарию", давно превратившуюся в центр Израильского царства.
  Туда же направлялось и войско, когда перед ним вышел некий пророк Одед и стал увещевать их:"Вот, Господь, Бог отцов ваших, во гневе на Иудеев, предал их в руку вашу, и вы избили их с такою яростию, которая достигла до небес. И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины  пред Господом, Богом вашим?".
  Одед попросил послушать его и отпустить пленных. И, удивительное дело, к нему прислушались, может быть, потому, что среди пленных были и Ефремляне, жившие в Иудее. Только этим можно объяснить, что "встали некоторые из начальников сынов Ефремовых:Азария, сын Иегоханана, Берехия, сын Мешиллемофа, и Езекия, сын Шаллума, и Амаса, сын Хадлая, против шедших с войны". Они призвали не вести пленных в Самарию, а отпустить их, дабы не прибавлять к прежним грехам и преступлениям новые.
  "И оставили вооруженные пленных и добычу у военачальников и всего собрания. и встали мужи, упомянутые по именам, и взяли пленных, и всех нагих из них одели из добычи,- и одели их, и обули их, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и посадили на ослов всех слабых из них, и отправили их в Иерихон, город пальм, к братьям их, и возвратились в Самарию".
  Наверное, это был первый и последний "благородный" поступок Ефремлян.
               
                Окончание следует
 


Рецензии