Случай из жизни
Главком, трехзвездный генерал, однокашник по Академии Генерального Штаба и просто хороший друг. Высокий, атлетически сложенный с мужественным лицом, похожим на греческого античного героя. Главной его отличительной чертой было умение быстро и точно, одним словом дать всеобъемлющую характеристику на человека, даже после первого с ним контакта. Неоднократно, пообщавшись с кем-нибудь из доселе незнакомых подчиненных или начальников, на мой вопрос:
"- Как он Вам?", он немного подумав, отвечал: - "Мутный", или "Прожектер", или "Розмазня", "Человек-праздник", "Педиковатый", "Специалист по бабам", "Горбатый"(это относилось к пьяницам, наркоманам и порочным людям). Это были не междометия Эллочки Людоедки, из бессмертного произведения Ильфа и Петрова, а абсолютно точное определение сущности человека. Ошибался он чрезвычайно редко.
Под монотонный шум винтов самолета, мы, на повышенных тонах, обсудили несколько вопросов по тексту доклада и, по приглашению Елены Сергеевны приступили к чаепитию. Настроение было хорошее, завязалось живое обсуждение проблемы коллегиальности в единоначалии. Главком, со свойстенной ему краткостью, сказал, что по его убеждению, коллегиальные решения в жизненно-важных задачах, не ведут к успеху, - это путь в никуда.
- Хочешь завалить дело,- отдай его на коллегиальное обсуждение. Точное попадание стрелой быку в глаз,- это результат тысячи стрел, пролетевших мимо... Чтобы принять быстрое и эффективное решение, надо самому прицелиться, прислушаться к ритму сердца, затаив дыхание выстрелить и - попасть с первой стрелы...
Сидевший рядом со мной, у двери в технологический тамбур, генерал-лейтенант NN, наклонился ко мне и, максимально приглушенно, спросил:
"- Георгий, ты слышишь запах гари? Из-под двери, по-моему, тянет горелым!?".
Я привстал, открыл дверь, и через мгновение, небольшой салон заполнился едким дымом из технологического тамбура. Все вскочили на ноги, паника и страх были такие, что описать их не возможно. На большой высоте, в замкнутом пространстве, быстро наполняющемся дымом и гарью, оказались пять человек. Мысли о катастрофе, о смерти, о безвыходности положения, привели всех сначала в оцепенение, а затем к дейтвиям по спасению из этого Ада. Каждый спасался лихорадочно и по-своему, кто-то молча, кто-то с нечеловеческим мычанием. Все мы, исключая Елену Сергеевну, седовласые полководцы, по профессии и призванию, жертвенная часть общества, со смертельной опасностью сталкивались, но никто из нас не ожидал, что настигнуть она может где угодно... Прошло 10 - 20 секунд, и Божий Ангел, голосом Елены Сергеевны, испуганным и тревожным, но вселяющим надежду "- ЭТО ТО, ЧТО НАС СПАСЕТ!", громко и единоначально сказал:
"- Я вызвала кнопкой командира! Все сядьте! Дверь в общий салон не открывать!!!"...
В дверном проеме появился командир корабля и четко доложил: "- Загорелся кабель, я его вырезал, пожара не будет, включена вентиляция, дым вытянет!".
И, действительно, дым непонятно куда, но стал уходить. В один момент наступило облегчение: самолет монотонно гудел, загоревшийся кабель вырезан, пожара больше нет! Мы спасены! Но страх и холод смертельной опасности, еще с большей силой возвратились, когда командир, в очередной раз, доложил Главкому, что пока не может точно определить предназначение перерезанных кабельных линий, и какая именно, из систем обеспечения полета и функциональности корабля, поврежена: навигация, связь, выпуск шасси. Последнее обстоятельство шокировало всех... Главком, максимально сдержанно, потребовал от экипажа, как можно быстрее определиться: что-же выведено из строя и предложить возможные варианты действий. Ведь самолет подлетал к столице и был как раз тот случай, когда надо было "одной стрелой с первого выстрела попасть быку в глаз"! Времени не оставалось даже для прицеливания.
Самолет уже начал снижение для посадки, когда командир доложил свое решение по аварийным действиям. На первом заходе снизиться до высоты, на которой возможно выпустить шасси, и таким образом, проверить, выйдет оно или нет. Было предложено запросить у диспетчера разрешение на повторный круг и заход на посадку.
В то время, как ничего не подозревавшие пассажиры общего салона ожидали мягкой посадки, насельники кабинета буквально прилипли к иллюминаторам по правую и левую сторону, уповая только на Господа Бога и мастерство экипажа, молясь каждый по-своему, чтобы створки открылись и вышли колеса! Не приведи Боже, к аварийной, без шасси посадке!
Эти минуты никто из нас нас никогда не забудет...
Это мучительное ожидание каждый будет помнить всю жизнь...
На первом заходе, когда самолет снизился, створки открылись, появились и зафиксировались стойки колес шасси. Невольно у всех вырвались радостные возгласы, а у начальника оперативного управления, человека интеллигентного, возглас получился ненормативный...
Литерный рейс завершился со второго захода, относительно легкой посадкой...
Как выяснилось позже, вырезанные кабели привели к выводу из строя оборудования контроля за параметрами работы узлов и механизмов, не связанных, со взлетом и посадкой.
Но мы ведь этого не знали !
На следующий день, самолет был восстановлен, но все мы, за исключением Главкома и Елены Сергеевны, домой поехали поездом... Некоторые из участников этого события уже почили в Бозе, но не они, и не те, что ныне здравствуют, больше самолетами не летали и летать вряд ли будут...
Свидетельство о публикации №211072500989
не позавидуешь, пережить такое! Сразу вспомнилась гибель командования ТОФа при взлёте в Ленинграде, после которой главком ВМФ запретил полёты комсостава в таком количестве. Без сомнения, подобное ЧП на самолёте главкома недопустимо. Наверно, потом некоторые товарищи получили по заслугам. Судя по реакции Елены Сергеевны, главкому крупно повезло жениться на такой женщине. Видимо, не раз она подсказывала ему верные решения.
С уважением,
Владимир
Владимир Врубель 22.11.2013 13:09 Заявить о нарушении
Главкомата, вскорости, был уволен в запас по возрасту. Что касается Елены Сергеевны, то, на мой взгляд, она настоящая боевая подруга и образец "первой леди". Не знаю подсказывала-ли она мужу в ратных делах, но от несправедливого гнева и "кровавых разборок" удерживала его часто...
Благодарю Вас за визит и комментарии. С искренним к Вам уважением,
Георгий Качаев 22.11.2013 13:37 Заявить о нарушении