О свободе-ответственности или ответственности-своб
Всегда и везде, не зависимо от положения, принадлежности к тому или иному роду, пола, размера зарплаты, места жительст-ва, национальности…, да и вообще всех вместе взятых внешних условий, не зависимо от всего этого человек, в конечном счёте, сам решает за себя, сам творит свою реальность, реальность мира, каждый миг своей жизни. Многие углубляются в свой род и на-циональность для того, чтобы познать себя, возвыситься над со-бой, чтобы объяснить те или иные поступки, или не объяснить, оправдать свои действия или бездействия. Но всё это лишь отго-ворки, способы убежать от ответственности за свои шаги, спосо-бы переложения ответственности с себя на свой род или же на ка-кие-либо внешние обезличенные объекты, условия. Никогда че-ловек не сможет жить полной, свободной, настоящей жизнью во лжи перед собой, в этом бессмысленном поиске объяснений себя и своих действий с помощью внешнего, в постоянном бегстве от ответственности и свободы, которая её сопровождает.
Читая многих мыслителей ХХ века, я встречаюсь с совер-шенно разными путями, ведущими к внутренней свободе челове-ка и ответственности, которую он несёт за эту свободу. Я вижу совершенно разные направления мысли и действий, ведущие к единой истине.
В. Розанов всем своим творчеством показывает важность каждого прожитого мига своей жизни (а через важность своей жизни он показывает важность жизни и действий, переживаний каждого отдельного человека вообще). Особенно ярко это про-слеживается в его «Уединённом»3, «Смертном»3, «Опавших ли-стьях»3, «Последних листьях»10. Он настолько чётко и ярко пока-зывает миг, пережитый им самим, переживание, вызванное этим мигом, и отношение к этому мигу, что просто невозможно не уди-виться его (мига) полноте и неповторимости, его важности и веч-ности. В своих произведениях он постоянно показывает уникаль-ность каждой отдельной ситуации, и в этой каждой отдельной си-туации уникальность каждого отдельного действия, каждого от-дельного человека – личности. В конкретном личном действии, личной человеческой жизни нет места общему и коллективному, нет и не должно быть лжи. Ведь там где ложь, нет жизни, есть лишь её видимость – иллюзия. Только правда есть реальность. Правда перед собой, перед своим духом, без обращения к которо-му просто немыслим жёсткий, твёрдый, свободный, ответствен-ный и честный шаг, в котором определяется человек-личность. В правде жизни, в правде шага нет и не может быть общего, нет прецедента, он единственен, именно поэтому важно, чтобы каж-дая жизнь, каждый шаг, который делает отдельный человек (лич-ность), были внутренне обусловлены, чтобы была духовная на-правленность, а не необходимость, диктуемая внешними усло-виями.
А. Швейцер в своём творчестве11 поднимает вопрос отноше-ния человека к жизни, он боготворит жизнь и преклоняется перед ней. В этом состоит вся его этика, которую он называет «этикой благоговения перед жизнью». Он обращается к человеческому индивиду, к его этике (которая всегда есть нечто внутренне обу-словленное) и призывает его относиться ко всему живому, как к самому высокому, самому значимому, как к божеству, перед ко-торым человек каждый миг своей жизни несёт и должен нести от-ветственность. Каждый раз, когда необходима пища, человек мо-жет и должен задавать себе вопрос, а могу ли я сегодня не унич-тожать жизнь другого существа? Каждый раз человек должен за-давать себе этот вопрос и каждый раз лично перед собой и этим живым существом в своём свободном выборе, в своём ответе не-сти ответственность. Всегда, когда человек может избежать унич-тожения жизни, он должен спасти её. Хотя бы на миг, хотя бы на секунду, но должен. В этом есть трагичность жизни, но в опреде-лении своего действия в отношении живого, человек возвышается над своей биологичностью и приближается к чему-то более высо-кому, более значимому – к свободе, к Духу. А. Швейцер именно так пришёл к личной свободе и каждым ответственным шагом че-ловека, который может и должен быть обусловлен лишь его внут-ренней этикой, никак не зависящей от внешнего, не обусловлен-ной им. Это очень сложно. Это постоянное напряжение, это жизнь.
У В. Франкла12 мы находим ещё один путь, ещё одну грань Человека. Это смысл, смысл, который ищет человек и который определяет и изменяет его самого и мир вокруг. Смысл, в поисках которого может пройти вся жизнь, смысл, к которому нужно идти, который нужно искать, но который невозможно дать или просто взять, как нечто готовое, к нему можно лишь придти через свой Дух, через внутреннюю стойкость и важность, его можно найти. Жизнь не бессмысленна, действия не бессмысленны, страдания не бессмысленны, всё зависит от ценностей, в которых и может быть заложен смысл жизни отдельного человека, но какие это ценности – зависит от самого индивида, ведь нет абсолютно одинаковых людей, также как нет одинаковых смыслов, действий. В. Франкл выделяет три основных ценности, которые могут открыть перед человеком смысл жизни. Это ценности переживания, которые можно представить как чувственное восхищение чем-либо, на-пример, видами природы, красотой неба, людей…, ценности со-зидания (творчества), которые открываются человеку как нечто высокое, необходимое, важное, как нечто божественное, в этих ценностях человек имеет возможность переживать окружающий мир и создавать свой собственный никому неизвестный мир, ко-торый возносит на более высокие ступени мироздания. В творче-стве человек может быть абсолютно свободен и не обусловлен внешним миром. Он может совершенно забыть об окружении и создавать новые реальности, не похожие ни на что. В творчестве человек предстаёт как высшее, менее животное, но более духов-ное существо, и в этом человек может найти смысл своей жизни, своих действий, показать то, чего никто и никогда ещё не видел (слышал), и без твоего акта творчества никогда бы и не увидел. И есть ещё ценности отношения. Эти ценности человек может реа-лизовывать и тогда, когда у него нет физической возможности (по какой-либо причине – будь то болезнь или ещё что-либо) к реали-зации ценностей переживания и созидания. Реализуя ценности отношения, человек может возвыситься над страданиями, он мо-жет увидеть в них смысл, подействовать своим отношением к страданиям на очень многих в своём окружении. Реализуя ценно-сти отношения, человек возвышается над внешним миром, над необходимостью и позволяет своему духу, своему внутреннему миру оставить яркий след в мире, который может подействовать на многое и многих. Именно поэтому жизнь каждого отдельного человека наделена смыслом до самого конца, до самого последне-го вздоха. Единственное, что должен сделать человек, это найти этот смысл, смысл своего существования, своей жизни, а он мо-жет открыться в самую последнюю секунду, перед самым послед-ним вздохом. Именно поэтому нельзя лишать человека жизни врачебными способами (эвтаназия). Смысл может открыться лишь перед смертью, но и в этом уже есть нечто огромное и вели-чественное, нечто, создающее реальность, мир. В этом поиске смысла человек имеет возможность раскрыть свои внутренние потенции, сделать шаги в направлении, обусловленном лишь его внутренним миром. Это очень сложно, и внешние условия могут подчинить человека себе, сломать его дух, заставить погрязнуть в необходимости. Но, тем не менее, в конце концов, человек сам решает за себя не зависимо ни от чего. Смысл есть всегда, и когда человек находит смысл своего существования, то путь, по кото-рому он идёт, и который он прокладывает, ведёт к великому воз-вышению, к Духу. Если же человек не видит смысла в своей жиз-ни, необходимо не сдаваться и идти вперёд, активно искать, так как открыться он может в самый последний момент жизни. В. Франкл открывает человеческую свободу в возможности человека реализовывать те или иные ценности, которые всегда индивиду-альны и неповторимы. И, как писал В. Франкл в своей книге «Че-ловек в поисках смысла»12 – «жизнь – ничто, это лишь возмож-ность совершить что-то». Всё зависит от нас.
Н. Бердяев видит в человеке не только лишь звериную со-ставляющую, но и его духовную, божественную природу, которая раскрывается в человеке через творчество, свободное и ответст-венное творчество жизни, своей жизни, через создание реальности путём духовного акта, путём внутреннего напряжения. Именно в этом внутреннем напряжении, в творчестве, в жизни, нацеленной на Дух, на духовные ценности человека Н. Бердяев видит богоче-ловеческую природу. Человек в творчестве уподобляется Богу творящему, а в своей мирской повседневной жизни животному. Н. Бердяев говорит, что богочеловеческая природа раскрывается по-тому, что не только человек нуждается в Боге, но и Бог нуждается в человеке, в его акте, в его действии. «Судьба субъекта, индиви-дуума, личности важнее судеб всего мира…»1. «Последний из людей имеет абсолютное значение»1.
1. Н.А. Бердяев Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России / М.: Изд. В. Шевчук, 2000, 541 с.
27.02.2009
Свидетельство о публикации №211072601009