Гребешки

  Синее море, жёлтый песчаный пляж, бронзовые тела. Шум прибоя, крики чаек, кружащихся над водой, звонкие ребячьи голоса в отдалении. Смех, визг доносится оттуда. Идиллия!
   Мы сидим небольшой группой на песке, нежимся на солнышке после купания. Мы – это несколько девушек от двадцати пяти до тридцати шести лет. Наши мужчины пошли понырять с маской.
  Мы идём в тенёк готовить «стол», раскладываем на скатёрке фрукты, овощи, хлеб и зелень. Консервы пока не открываем – жарко. В воде у берега прикопаны в песке две бутылочки водки.
 «Водка в такую жару! – удивляюсь я, но помалкиваю.
  Я ещё довольно свежий член этой компании. Это мой первый коллективный выход на море. Девчонки все загорелые, некоторые – до черноты, только я, как бледная поганка. Успокаивает только то, что мужчины почти все имеют «офицерский загар» - чёрное лицо, шея и руки до локтя. Всё остальное – белей, чем моё тельце. Этот «корпоративчик» организовали сослуживцы мужа, чтоб познакомить нас со своими половинками и помочь влиться в новый коллектив.
  У нас всё готово. Вот и наши «кормильцы» подходят, у каждого в руках по сетке из-под картошки, наполненной крупными раковинами.
   - Вот, сейчас попробуешь гребешков, - говорит мне Татьяна, самая старшая из нас.
  Видя моё удивление, она смеётся:
   - Не пробовала никогда? Даже не знаешь, что это такое?
  Я улыбаюсь, готовая к экспериментам, удивляюсь только, почему мужики не разводят костёр. Они, вооружившись ножами, открывают раковины, я с любопытством наблюдаю.
  Раковины красивые, с одной стороны плоские, похожие на веер, с другой – выпуклые. Извлекая из них белые кругляши, мужчины складывают их в тарелку, а раковины отбрасывают в сторону. Такую-то красоту!
  Наконец выпотрошена последняя ракушка, тарелка торжественно водружена на середину «стола», извлечена из воды водочка.
  Я бросаю косые взгляды на гребешки в тарелке. Звучит первый тост, мы выпиваем. Таня протягивает мне один кругляшок:
  - Пробуй, не бойся!
  Я беру в руку прохладный пятачок, поглядывая на присутствующих. Все с удовольствием поедают гребешки, сырые, без соли и перца. Мой муж – в том числе. Он ободряюще улыбается мне. Нюхаю содержимое своей ладошки. Пахнет, вроде бы, прилично, но откусить не решаюсь.
 Через несколько минут Таня забирает у меня несчастный пятачок и бросает его в морскую волну. Больше меня никто не потчует гребешками.
  После третьей рюмашки я набираюсь смелости, тем более - на тарелке осталось всего-ничего.
  «Если что, водка обеззаразит и продезинфицирует мои внутренности!»
  С первого раза не поняла вкуса, пришлось взять второй кусочек.
  «Рыба? Нет! Кальмар? Тоже нет! Но вкусно».
  Третий кусочек проскочил совсем легко.
  Сейчас воспоминания об этой истории вызывают улыбку. В каком только виде я не пробовала в последствии гребешки: и тушёные, и жареные, и маринованные. Но самыми вкусными казались, съеденные «живьём», прямо из моря.

  Однажды субботним утром зашёл к нам сосед Серёга.
  - Пошли гребешки ловить!
  Дело было после шторма. Девятых валов в нашем заливе не наблюдалось, но довольно высокая волна нередко выносила на берег «дары моря»: водоросли, мусор. Однажды весь берег был усыпан селёдкой иваси.
  На этот раз на берег несло гребешки. Они, правда, уносились волной обратно в море, но в этом-то и заключался весь смысл: успеть выхватить раковину из воды. Стоя по колено (или глубже) в воде, ждёшь набегающую волну, которая может сбить тебя с ног. Надо постараться устоять и не пропустить летящее на тебя светлое пятно. Иногда это оказывается пакет, консервная банка или что-то другое, но не гребешок.
  Ваша покорная слуга, будучи очкариком и видя одинаково, что без очков, что в мокрых очках, хватала, что ни попадя. Некоторые попытки увенчались всё же успехом. Супруг мой поймал пару десятков. Сосед наловил целую большую сетку из-под картошки.
  - Поделись, у тебя же много, - попросил его мой муженёк.
  - Разве это много!
  К посёлку уже тянулась целая вереница гружёных мешками и сетками ловцов, не ведая, какой их ждёт сюрприз…
  В посёлке не было электричества, и не ожидалось до понедельника. Такое случалось частенько. Дома были оснащены электроплитами. Мы же – счастливчики – привезли с прежнего места службы газовую плиту с баллоном и пользовались ею в таких вот критических случаях.
  Утром снова появился сосед и с виноватым видом спросил:
  -  Вам гребешки нужны?
  Мы переглянулись.
  - Дай понюхать!
  Да, за сутки улов приобрёл душок!
  - Нет, спасибо!
  А воскресным вечером ловцы гребешков с теми же сетками потянулись к поселковой помойке, и до утра понедельника, до приезда «мусорки», наша помойка благоухала тухлыми гребешками.
  Серёга с женой, прежде чем выбросить ракушки, открыли их, и нашли несколько жемчужин. Дочке на бусы.


Рецензии