Серая масса

                «Чтобы сказать “Я тебя люблю”,
                сначала надо научиться произносить слово “я”».

                Айн Рэнд “Источник”



Студенты расселись на грубо сколоченные табуретки и уныло посмотрели на  пригласившую их сюда молодую женщину.
Взъерошенные волосы товарища Сони делали ее похожей на мальчишку-сорванца залезшего в соседней сад, но, это сходство было обманчивым. Одетая в мужскую кожаную куртку и плоские мужские полуботинки, товарищ Соня излучала немую угрозу. Теперь это стало очевидным, но тогда в столовой Кира Аргунова этого еще не осознавала. Теперь же на встрече марксистского кружка это становилось очевидным.
Оглядев сидящих товарищей и убедившись, что все приглашенные (включая Киру Аргунову) пришли, товарищ Соня сказала.
– И так начнем, сегодня я хочу представить вам нашего нового товарища и борца с пережитками прошлого товарища Федора.
– Товарищ приехал к нам из Москвы и уполномочен «Народным Комиссариатом Земледелия» рассказать о новом, для красного народного студенчества, деле. Это дело вышло из речи Товарища Ленина, который говорил; “на земле должны работать простые люди, объединенные одним делом”. Большую массу людей, что идет вперед навстречу новому миру, ни что не сможет остановить. Тогда как  единоличник, кустарь – одиночка будет повержен новым миром рабочих и крестьян!
– Эмиссары этого нового мира, построят мир из людей объединенных в коллективы. Индивидов, которые будут единой массой! Народом, в котором отдельное “Я” отдельно взятого человека отойдет на задний план. Вперед выйдет гордое “Мы”! “Мы” - трудовой народ! Народ - пахарь! Народ - труженик! Но не согласных участвовать в построение нового мира, мы будем безжалостно уничтожать. Любой, кто встанет на пути будет повержен мечом пролетариата. Так говорит товарищ Ленин.
Немного успокоившись, Соня закончила свою речь и предоставила слово товарищу Федору. – Товарищ Федор лучше меня расскажет об этом деле, и потому передаю слово товарищу.
Все дружно захлопали, и Кире снова показалось, что в этом сильном, единодушном порыве выступают нотки соперничества. Каждый, кто присутствовал в кружке, показывал свое немое одобрение и рвение к прославлению новой системы ценностей. Особенно если эта система исходить от товарища Ленина. А может последние слова, сказанные Соней о безжалостном уничтожении не согласных, заставили хлопать столь яростно. Эти слова были сказаны настолько твердо, что даже  у сомневающихся не должно было остаться сомнений, насчет воплощения слов в дело. Когда группа успокоилась, товарищ Федор искоса поглядывая на шпаргалку речи, начал говорит.
– Мы все знаем, что товарищ Ленин написал декрет о земле, по которому каждый крестьянин может получить в свое пользование землю, инструменты для обработки земли, семена и жить плодами своего труда. Раньше до революции крестьяне должны были батрачить на кулака и помещика, безжалостно эксплуатирующих мировое крестьянство. Революция рабочих и крестьян положила этому конец! И теперь каждый свободный член сельской общины. Товарищ Федор использовал именно этот оборот, “член общины” хотя он в лексиконе институтской партячейки отсутствовал. Было видно, что этот парень более образован, чем товарищ Соня или, по крайней мере, он был начитан. “В его библиотеке могли находиться не только партийные книги, но и многие другие которые начинали попадать в черный список, но которые все еще можно было достать”. Скорее всего, товарищ Соня это признавала и сама а, потому яростно хлопала всякий раз, когда образовывалась пауза в его речи.
– Тем временим, товарищ Федор продолжал. – В начале своей истории человечество выступало как члены единой семьи. Ребенок был связан с матерью кровными узами семьи. Семья же была связана со своим местом обитания.
– Это был единый организм семьи, когда все ее члены работали на себя. Вырабатывая столько благ, сколько им было нужно в данный момент. Им не нужно было производить больше, чем они могли потребить. Накопление их не интересовало, а потому они могут быть названы первыми предтечами коммунистического будущего.
– Далее семья переросла в род, а слияние нескольких родов образовывало общину. Еще какое-то время община работала вместе, но вскоре началось деградация общинного строя. Каждый общинник начинал действовать, все больше отрываясь от своего рода. Становясь на этом этапе своего развития, все более независимым от остальных, он старался подчеркнуть свое превосходство над другими членами общины наличием материальных благ. Вначале это были; жилище, орудия труда, пища. Когда этих благ накапливалось много, член общины становился индивидуумом и действовал независимо от общины. Так появились отдельные личности, которые выделялись на общем фоне, более качественным жилищем, или изобилием пищи. Которую можно было продавать и давать взаймы.
– С целью сохранения своих благ члены общины нанимали менее удачливых членов общины для охраны своего богатства. Также эти профессиональные охранники взимали долги с граждан ставших должниками богатых индивидуумов. Называемых нами сегодня кулаки. Обеспеченный член общины делился с солдатами своим имуществом. Оплачивал их труд. Заниматься производством, охранники не могли. У них просто не было на это время, а потому они полностью завесили от своих хозяев. Постепенно создавалась армия и полиция.
– Менее обеспеченные члены общины, влезшие в долги, и не сумевшие расплатиться должны были работать на хозяина. Часто они отдавали ему за долги свою землю, и постепенно большое количество земли скапливалось в одних руках. Тогда как другие не имели нечего. Появилось классовое расслоение общества; помещики, землевладельцы, военные и бедняки основа пролетариата.
– Товарищ Ленин и другие товарищи показали нам, что мы должны делать и сегодня мы создаем коммуны, в которых будут трудиться объединенные в единую массу крестьяне. Если раньше они работали на хозяина, то теперь они будут работать на себя, обрабатывать землю, которая принадлежит всем, а не только отдельным одиночкам. Орудия труда, лопаты, грабли, мельницы все это будет общим капиталом общины. Для нас создадут новые машины, трактора которые еще больше повысят производительность труда.
– Отдельно взятый индивид не способен обеспечить пропитание общины, он думает лишь о себе, тогда как община, действующая как единая масса способна производить огромное количество продуктов питания. Они будут производить продукты питания для своего пропитания, а излишки будут отправляться в город. Им больше не придется батрачить на хозяина и кулака – мироеда. Они будут трудиться во благо себя и во благо других. Они смогут прокормить себя и своих родных а, живя общиной, им не нужно будет думать о наличии вещественных благ.
– Нельзя отдавать землю в руки кулаков безжалостно эксплуатирующих простых людей. Но только свободные, свободные и объединенные вместе люди, должны обрабатывать землю и жить плодами своего труда”!
– У них все будет общим; имущество, пища, орудия труда, земля все общее. Коллективизация не просто поднимет новую советскую деревню, но и станет основой, для создания нового человека. Наши старшие товарищи в этом помогут.
– В отличие от кулаков и помещиков старшие товарищи это наши сообщинники, они помощники в новом деле и да здравствует коллективизация!
– Ура товарищи!
Все присутствующие дружно захлопали, и даже Кира Аргунова оглушенная столь проникновенной, эмоциональной и пламенной речью присоединилась к остальным. Когда аплодисменты закончились, товарищ Федор оглядел присутствующих и, обратившись к Соне, проговорил.
– Давайте обсудим предложение товарища Ленина о создание коммун. Кто из вас товарищи хочет высказаться?
Рыжеволосый, веснушчатый парень поднялся со своего места и робко спросил.
– Я хотел бы взять слово?
– Конечно товарищ, ты может сказать все, что считает нужным, мы именно для этого и собрались, чтобы в споре найти истину, – проговорил товарищ Федор и, взглянув на Соню, обратился к залу. – Давайте выслушаем, нашего товарища.
– Думаю, что давать слово товарищу Овсянникову нельзя, так как товарищ происходить из поповской семьи, – возразила Соня, но Федор ее остановил. – Думаю, не чего страшного не произойдет, если товарищ Овсянников все-таки скажет, что он понял из моих слов.
– Даже если я и из поповской семьи, - обиделся товарищ Овсянников, - это не правильно лишать меня слова, раз я учусь вместе с вами, с прошлым покончено. Кроме этого я не из поповской семьи, мои родители молокане. Они также пострадали от царизма и прочих попов. Мой дед был выслан во Владикавказ, им было отказано во многих правах. Я никогда не принимал позицию духоборческого союза покинувшего нашу страну. Я всегда верил, что все это должно кончиться и с царизмом будет покончено. Но я не об этом. Нет, об этом тоже,  но я хочу сказать, что я слышал, что товарищ Бонч-Бруевич говорил о крестьянских коммунах состоящих из верующих людей; баптистов, молокан, духоборов. Это добрые, не пьющие люди, объединенные одними интересами. Для них важен дух коллективизма, и даже первые общины товарища Апостола Павла были созданы на принципах коммунистического мироустройства. Люди, вступавшие в общину, отдавали все свое имущество в общее пользование. Мы можем взять принципы первых христиан и, убрав из них дух религиозного дурмана, создать новые общины высокоразвитых духовно людей. Это будут новые люди, для которых нет мира вещей, а есть лишь радость трудового созидания. Они уже знают друг, друга, а значит им легче сотрудничать, общаться друг, другом… 
Немного помолчав, товарищ Овсянников выдохнул из себя последнюю фразу и сел снова на стул.
 – Я все сказал.
Когда, товарищ Овсянников сел Федор, взял слово для объяснения речи товарища - студента.
– Действительно товарищ Бонч-Бруевич хорошо отзывался о духоборах, молоканах и он писал, что эти люди могут очень много принести пользы в создании сельских коммун. К примеру, вот что товарищ Бонч-Бруевич писал о духоборах. Я когда готовился к нашей встрече, то выписал кое-что из его книги… Товарищ Федор начал перебирать свои записи… – Товарищ Бонч-Бруевич описывает то время, когда он и товарищ Граф Толстой помогали переселяться духоборам в Канаду… товарищ, Толстой даже пожертвовал свой гонорар, за книгу Воскресенье… ну вот нашел…
“Многие духоборы, живут общинами, среди которых есть такие, которые строят свою жизнь «на принципах полного коммунизма». Это значит, что в общественной собственности находится не только земля и орудия производства, но и произведенный продукт. Скот у них общий, а к общественным конюшням приставлены выборные люди. Зерно ссыпается в общинные склады, и каждый член общины берет себе столько, сколько надо для удовлетворения его потребностей. То, что все-таки приходится покупать, раздается, по решению совета, тем, кому нужно”.
– Я понимаю, что не все так просто, но это то к чему мы должны стремится. Если каждая деревня будет придерживаться подобных принципов, мы станем государством, в котором полностью исчезнет частая собственность, эксплуатация человека, человеком.
– Мы проявим высший уровень развития человека в мире. Уровень, когда человек разумный станет человеком творческим, но это будет не индивидуальное творчество, а творчество коллективное. Позвольте привести еще одну цитату;
“Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться. Производство обособленного одиночки вне общества – редкое явление, которое, конечно, может произойти с цивилизованным человеком, случайно заброшенный в необитаемую местность и потенциально уже содержащим в себе общественные силы, – такая же бессмыслица, как развитие языка без совместно живущих и разговаривающих между собой индивидов”.
Пятого октября, тысяча девятьсот двадцать первого года «Народный Комиссариат Земледелия» представителем которого я являюсь, принял воззвание к сектантам и старообрядцам.
“Мы знаем, что в России имеется много сект, приверженцы которых, согласно их учения, издавна стремятся к общинной, коммунистической жизни. «Народный Комиссариат Земледелия» нашел настоящее время наиболее подходящим для того, чтобы призвать к творческой земледельческой работе эти сектантские и старообрядческие массы. Относясь к ним с полным доверием, Наркомзем ждет, что сектантские общины выполнят свой долг перед родиной”.
Отложив свои бумаги в сторону, товарищ Федор продолжил.
– Цель нашего собрания, подготовить людей готовых поехать в село, для создания сельских коммун, а товарищ Овсянников является хорошей кандидатурой для этой миссии. Благодарю вас товарищ за хороший комментарий, и возможность подчеркнуть, что каждый из вас может принести пользу новой стране, даже если он относиться к идейно чуждым классам, таким как попы. Хотя я думаю, что товарищ Овсянников будет хорошим товарищем и много сделает дл нашей молодой республики.
– Давайте продолжим.
Кира Аргунова сидела, понурив глаза в пол, и молчала. Все сказанное, поразило ее своим апофеозом. А слова о формировании единой серой массы, в которой нет места индивидуальности - пугали. И потом почему в новом обществе нет места частным орудиям труда, почему они заставляют становиться серой массой, лишенной всякой индивидуальности. На эти и другие вопросы Кира не могла найти ответа, и от этого становилось еще страшнее. Наконец ее размышления были прерваны радостным голосом товарища Сони.
– Давайте спаем интернационал!
Все поднялись и не очень дружно запели.

Лишь мы, работники всемирной
Великой армии труда,
Владеть землёй имеем право,
А паразиты - никогда!


Рецензии
Уважаемая Алиса. Человечество обязано осознать, что в людской массе возможны не только эпидемии опасных заболеваний, но и эпидемии идеологических воззрений, что не менее опасно, чем, например, эпидемия чумы. В моей повести для детей "Баба Нюра, Танечка и другие" имеется небольшая глава "Эпидемия в детском саду". Я буду Вам благодарен, если Вы найдёте время прочитать её и коротко отозваться. Удачи Вам. С уважением. Леонид.

Леонид Аронов   23.03.2012 10:18     Заявить о нарушении