Что важнее -голова, ум или мозг?
Да, что ни говори, не каждый выдержит умственное напряжение при спокойной (вроде бы, на первый взгляд) беседе о деньгах.
Один поэтический настроенный созерцатель жизни, остро видящий и остро подмечающий мельчайшие поведенческие нюансы в человеке, как-то проронил в кулуарах суаре, что, дескать, разговор на эту тему портит нервную систему.
Другой наблюдатель и научно-практический испытатель при стечении учёного кагала почти открыто заявил, что одно слово, состоящее из нескольких считанных буковок, - «деньги» - является ни чем иным, как пускачом бурного развития непредсказуемой по своему накалу стрессовой реакции как и в отдельно взятом человеческом организме, так и в совокупном общественном теле.
Поэтому предлагаю срочно оставить бесконечные денежные страдания на верхней полке, где пока что дремлют волки и переключиться на разговор о…
Догадайтесь - о чём? Ни за что не догадаетесь!
О теснейшем органическом симбиозе под названием «ГОЛОВА + УМ + МОЗГ».
Для начала возьмите на заметку, что количество разума на планете - величина постоянная, а население тем временем растёт.
Для улучшения ассоциативно-структурного мышления примите в качестве эпиграфа афоризм:
С годами крепнет голова,
и даже грабли, на которые наступаешь,
ломаются об лоб, как спички.
Теперь прошу вычитать практический материал, появившийся в результате монологирования одного из обладателей упомянутого симбиотического аппарата…
Беседа с самим собой.
И не только с собой...
(это тоже не эпиграф)
-Боже шь мой, боже шь мой, боже шь мой! Чем меньше в голове мыслей, тем легче они путаются. Тоько с годами понимаешь, насколько правильными были ошибки молодости. Конечно, опыт не мешает нам повторить прежнюю глупость, но мешает получить от неё прежнее удовольствие...
Сколько раз я себе повторял, терял слова и сплетал их в предложения, а в итоге? Итог, что прискорбно, - один и тот же. Хоть так смотри, как все, хоть переверни. Видно, прав был мой отец, когда говорил: «Береги голову - вдруг там мозги. А мозг – это как раз тот самый орган, с помощью которого каждый мнит себе, будто он думает. И тут количество извилин – этих линий фронта между умом и глупостью – никогда не обеспечивал и до сих пор не обеспечивает нужное качество. И не вздумай когда-нибудь надеяться на «потом». Заруби на своём горбатом носу – не откладывай на завтра то, что нужно было сделать вчера. Конечно, задним умом все мы смекалистые. Но ведь заднему уму свойственна не мудрость, а усидчивость. Береги свою голову - вдруг там мозги. Всё надо делать по уму. А коли нет ума, считай - калека». Боже шь мой! Где ты был, когда в мою голову вползла эта мысль? Лучше бы она никого не застала и ушла восвояси. Или лучше бы она не выдержала полного одиночества и умерла вовсе. Если мысль не приходит в голову, то она вообще никуда не приходит. А известно каждому и всем, что мозги шевелятся молча... Но почему в тот день и час никого не оказалось рядом со мной? Никто меня не надоумил? Как был сызмальства еврейча, таким и остался. Ведь ум хорошо, а два лучше. Сколько голов, столько умов. Только риба гниёт с головы. Кто этого не знает? У меня такая боль в голове, шо гвоздём отдаёт в задницу. Я всю свою жизнь привыкаю к каким-то новым обязанностям. Постоянно то те, то эти обязанности. О правах почему-то всегда умалчивают - так, мол, привыкнешь. Идиётизм, кругом, куда не брось - идиётизм. Что же ж никтошеньки не сказал: «Остановись! Куда ты сразу рвёшься без оглядки? Подождал бы до утра. Ведь на свежую голову и кирпич легче». Он... Я же ж - не он. Он ведь человек простой, как кохинор, - всё, что ему не покажи, нелениво берёт в голову. Да его с такой харизмой в любое место пустят. А с моей харей и дырявыми мыслями в калашный ряд по блату не примут...
Боже шь ты мой, почему я не такой умный? Почему меня с детства не заучили до смерти? Нет и нет таки! А может быть, это и к лучшему? Зачем надеяться на кого-то, когда у тебя такая же часть тела имеется? «Одна голова хорошо, а несколько голов – стадо». Дедовы слова...
Господи, боже шь ты мой, до меня только что дошла мудрость моего родного предка! И чтобы ему проще не намекнуть: мол, думай своей головёшкой. Хорошо, что хоть в этой жизни дошло до меня. За это Богу молиться надо!.. И всё-таки – почему чему не миновать, то ко мне и приходит? В который раз, мне урок ни в толк, ни впрок и невдомёк. Вот ведь в чём закавыка, вот ведь что обидно!..
Скажи Всемогущий, ты со всеми так поступаешь или выборочно? И зачем тебе я спонадобился, а не мой сосед?.. Я ж старше его не по возрасту, а по годам. Одним уготовано место под солнцем, другим - в тенёчке, третьим - в истории. Я всё время в разные истории попадаю. Не зря говорят кто поумнее, мол, чтобы понять ум человека, нужно его послать, а потом посмотреть, пошёл или не пошёл, и если пошёл, то куда пошёл? Господи, если ты меня действительно сейчас меня слышишь и не очень занят, то прости все мои прегрешения и все те слова, что я только что наговорил. То ветер бешеный гуляет в моей бестолковой голове с местами поседевшем газоном волос. А ветер - об этом поди все уже давно ведаю, ветер в голове попутным не бывает. Это лишь кажется, что ты красив и ты умен, как никто на белом, безграничном свете. Разве можно поверить, что у этой лысой и полусогбенной бестии семь пядей во лбу? Всё это мнится – да и только. В пустой голове миражей больше, чем в той самой пустыне Сахаре, где Моисей в течение не одного десятка лет прогуливал по определённому маршруту свой народ. Если же, конечно, верить святой торе, а не верить тем балаболкам-трещалкам, утверждающим, что он жаждущих и страждущих водил по жаркому бездорожью и песочному бестропью так долго, потому что в спешке карту забыл и потому сам заблудился, и народ заблудил… А может, это так и было? Кто знает, кто знает? Сомнения мучат до сих пор. Но меня они не очень мучат. Ведь если рассуждать по большому счёту, те люди пользу-то получили-таки. Значит, не зря прописано где надо, что нет худа без добра…
Дядя Абраша – дай ему Бог здоровья на том свете! – частенько поучал меня. Когда пригубит ровно столько, на сколько возможности хватит. «Запомни, юноша, пока от чрезмерного знания голова не полысела, - поглаживал он мою бестолковку, - кто рискует осмотрительно и с умом, тот пьёт шампанское, а кто рискует наудачу, за того, как правило, пьют водку». И как же он прав оказался!.. А у меня сплошь и рядом какие-то передряги. Для полёта моих мыслей никогда не бывает лётной погоды. Те же замудрённые мысли, которых поджидаешь с нетерпеливым ёрзанием, стороною ходят и проходят. Даже ермолка перестала помогать своему хозяину…
А ведь мысли – они же словно дети: кто-то найдётся и обязательно скажет, что они не твои. Разве так можно?.. Боже шь ты мой ясновидящий, не оставь меня без твоей милосердной помощи! Изя, что живёт почти что напротив… Тот самый Изя, который на вопрос - шо ви видаёте свою доцю Миру замуж? - улыбнулся, что да, видаём понемножку. Впрочем, ты можешь и не знать его... И зачем оно тебе? У тебя свои дела, у него свои. Твои дела поважнее всего и всех. Тем более, что этот Изя с немалым семейством недавно сюда переехал из одного старого местечка. Как говорится, кому и мыло - сало, а кому и сала - мало...
Тьфу ты, название запамятовал! Из головы вылетело. И главное – сразу не поймаешь. Ну, как же его?… Впрочем, какая разница! Оно тебе нужно? Как и то, что у этого несчастного, переехавшего со своим малым скарбом, к тому же осталась единственная нога. А ты думаешь, зря он вздыхает? Ты послушал его, как он страдает по этому поводу и его последствиям. Порой снимет очки, промокнёт с них упавшую скупую и горькую слезу да посетует: «Одна голова – хорошо, а одна нога – плохо. Раньше бывало, опустишь голову, а под ногами столько интересного! А сейчас как бы то же ощущение, но видишь-то наполовину меньше»...
Святоликий наш, объясни-разъясни – не сочти за труд. Я только одного не могу до сих пор понять, кто из вас недоглядел за тем, что у Изи было две ноги, – или ты за ним, или он за собой? Я же знаю и убеждался не единожды, что уж если не везёт, так мало, что не везёт, оно и не едет. Ни в какие – ни новые, ни старые ворота. Через ту печальную утрату изино семейство так и смогло уехать отсюда – как теперь любят писать в газетах и повторять с телеэкранов, уподобясь попугаям-старожилам, - на нашу историческую землю. Что он там забыл – спросишь ты? Проще пареной репы, – скажу я тебе, - хотел утечь следом за мозгами. На своём месте лучше, чем на видном, тем более на лобном. Ты же сам знаешь: ничто так не способствует утечке мозгов, как их промывание. Но это отдельный и долгий разговор. И не при таком паскудном настроении. Опять же у меня сегодня времени свободного нет, чтобы терять его даром. Вот уляжется кутерьма, сяду перед тобой и тогда мы за всё поговорим, и про всё я тебе поведаю, и тайны великие открою. Что там великие – величайшие!..
Да и посоветоваться мне с тобою пора. Но некогда нынче, поспешать треба. Поспешать… Всю жизнь человек спешит и не успевает, торопится и никак не догоняет, а дни ускользают и часы растворяются. Что же все мы, в такой спешке живя, сами её ускоряем? Что же я так спешу да всегда тараторю?.. И зачем я всё о других да о других, а не о себе? Запамятовал… Вот ведь память дырявая в пустой голове! От такой пустой головы, как у меня, лишь одна-единственная польза – ею легче биться об заклад…
Ах, да! Вспомнил таки – рано склероз радуешься! Так вот – у Изи я усвоил, что сказать можно гораздо больше, если говорить чуть меньше. Каково подмечено!.. Почему, ясноглазый наш, меня обделил? И не только – почему, но и зачем? У всех думы как думы, а мне попались самые глобальные. Глобальные, потому что о себе – родном и любимом. И ни о ком, ни о чём другом. Ни о чём – моя самая любимая мысль. И других раздумин, кроме как поесть да поспать, не поместилось в моей башкенции. Как раз на той неделе попытался собраться с мыслями, но они в который раз отклонили приглашение. Пораскинув своим умишком, понял, что пора уже шевелить мозгами. Не то они в кладбище превратятся. Как-как? Очень просто и совсем бесплатно... Верблюду человека опозорить - раз плюнуть... Ведь бывает порой мысль, пришедшая в голову, приходит туда умирать. Прости, праведный наш, но мне надо вопрос решать, за дело приниматься. Мы ещё побеседуем с тобой – дай только срок!…
А будет ли сорок сороков? Вопрос из вопросов!
Тут я подумал - а не хватит ли мне вам мозги компостировать и перейти к следующей теме? И будет прав, кто про себя, точнее - про меня скажет с укоризной: «Разошёлся - так и сыпет, так и долдонит да балабонит. Пора оставить эту ендрупенистику в сторонке». На том и порешим.
Читатель мой, поспешай медленно, чтобы заметить жизнь вокруг себя. Я не поучаю, я прошу тебя. Нет! Я Вас просто умоляю…
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №211072600231