Сердце старика

Старик умирал. Жизнь медленно покидала его. Он понял, что живёт последние минуты. Коварная болезнь сердца – инфаркт миокарда, в третий раз поразила его сейчас. Боль возникла в правом плече. Потом она прошла по всей груди и застряла в его сердце. Наступила страшная боль, казалось, что его сердце кто-то стал выжимать, как виноградную гроздь. Во рту появился вкус ржавчины. «Это последние минуты моей жизни»,- решил старик. В одну секунду он вспомнил мать, отца, родных, детство, любимый город Кашгар, который покинул пятьдесят семь лет назад. Вспомнил он и виноградник в родительском дворе, под которым он вырос. «Я умираю, как бы я хотел увидеть родных и попасть под этот виноградник, хотя бы ещё раз»,- подумал он.
    Старик страшно закричал, и потерял сознание. Услышав крик, проснулась его супруга, с которой он прожил более сорока лет. «Дадасы, что с Вами?»- громко спросила она с испуганным голосом. Старик молчал.
    В этот воскресный день, все дети были дома, их у них было пятеро: трое сыновей и две дочери. «Дети, Вашему отцу плохо, срочно позвоните в больницу, вызовите скорую помощь»,- разбудив, громко сказала мать. Младшая дочь побежала звонить, а остальные четверо быстро зашли в комнату родителей.
    Перед ними лежал очень бледный, с седой бородой, с правильными и красивыми чертами лица человек. Он, неожиданно, пришел в себя и открыл глаза. Глаза, которые излучали печаль и тоску. Произнес очень тихо слово «Аллах» и вновь вспомнил виноградник. Виноградник, который несколько столетий назад посадили его далёкие предки во дворе их старого дома. Многие годы его прадеды с любовью ухаживали за ним, периодически омолаживали. Все эти годы, вдали от Родины, ему снился этот виноградник.
   В далеком 1934 году, семнадцатилетним юношей, он вынужден был покинуть родной город. Много странствовал по Средней Азии и Южному Кавказу, пока не осел в этом горном селе Каргалы.
   Дети с радостью заметили, что отец пришёл в себя.
  - Чем Вам помочь, дадасы? – спросила жена.
  - Пусть сыновья меня вынесут во двор и положат под мой виноградник, - тихо попросил он.
   - Хорошо, - сказала она.
    Сыновья осторожно подняли отца, и вынесли его.
    Мужчина вновь потерял сознание, через минуту пришёл в себя и медленно улыбнулся, увидев, что лежит под виноградником.
    Стояло раннее июльское утро. Было свежо, с ущелья дул тёплый южный ветер. Слышно было, как в саду поют птицы. Старик любил это время года и это время дня.
   Судьба забросила его в это горное селение в далёком 1935 году, и оно стало для него второй Родиной. Он полюбил это красивое село и местных жителей, которые были радушными и гостеприимными людьми. Село было расположено на берегу бурной реки Каргалы, в ущелье. Летом было здесь прохладно, а зимой теплее, чем внизу, в долине. Село было очень зелёное, казалось, что люди живут в большом саду, но виноград здесь раньше не рос.
    Старик был первым и долгие годы единственным уйгуром, который поселился в этом селе. Он невыносимо тосковал по Родине, по родной речи, с близкими друзьями – казахами говорил на родном языке, они его понимали и пытались отвечать ему на уйгурском языке. В 1950  году он женился на любимой девушке, которая приехала учиться из  села Малое Аксу в соседнее село Чемолган.
   Виноград был частичкой его Родины и счастливого детства, поэтому он пытался развести его в горном селение ещё в далекие 30-е годы, но это ему удалось лишь в 1950 году. В тот год, осенью, он был в гостях у друга в Чилике и попробовал виноград, который сразу узнал. Это был виноград, который он ел в детстве. Отрезки этого винограда он привез в село и посадил. Этот сорт у него на родине назывался «Хусайне белый», а в народе называли «дамскими пальчиками». На удивление, виноград быстро  принялся, и уже в середине пятидесятых годов виноград закрывал весь двор. Почти всё село приходило смотреть на этот виноград. Гроздья были очень крупные, рыхлые, ветвистые. Ягоды крупные, сочные, очень сладкие, удлинённой формы в виде пальчиков. Это был первый виноград, который начал расти в этом селе. В долине, он созревал в конце августа, а у него, в горах, в конце сентября. Мужчина любил собирать своих друзей в это время года, чтобы они попробовали виноград. С радостью друзья сами срывали гроздья со словами, что виноград хозяин посадил для них, чтобы они ели его. Супруга угощала их лагманом или мантами, а друзья с удовольствием слушали рассказы старика о древнем городе Кашгаре. Это был праздник не только для старика, но и для его друзей.
    Старик любил ухаживать за виноградником: подрезал, как его учил отец в далеком детстве, укрывал на зиму,  в сентябре укутывал гроздья марлевой тканью, чтобы не съели осы, пчёлы или птицы. В многонациональном селе говорили, что у настоящего уйгура во дворе обязательно должен расти виноград.
    Мужчина подумал, что будет с виноградом, когда он умрёт? Сумеют ли сыновья сохранить его? От этих мыслей ему стало ещё хуже. Старику показалось, что его сердце упало в глубокую пропасть, он потерял сознание.
     Вскоре он вновь с трудом пришел в себя, открыл глаза, с радостью заметил, что лежит под виноградником. Увидев ещё неспелые ягоды винограда, с горечью понял, что виноград этого года он не попробует.
     «Что будет с моим виноградом? Кто из моих сыновей сохранит виноградник? – снова подумал он – «Наверное, младший сын, он всегда был рядом со мной, когда я ухаживал за виноградом» - решил он. На душе у старика стало спокойнее от этой мысли, что его виноградник не засохнет после него. Всей душой старик попросил у Аллаха, чтобы действительно было так.
   Снова страшная боль возникла в груди. Вновь кто-то крепко схватил его сердце и на этот раз вырвал его из груди.
   В последний раз, в этот момент, он вспомнил родной Кашгар, всю свою жизнь… И сердце старика остановилось.


Рецензии