Золушка шведской короны. Карин Монсдоттер

Ее называют Золушкой шведской короны. Карин Монсдоттер – девушка из простого народа, ставшая королевой Швеции. Правда, королевой она была всего лишь 87 дней. Но все-таки, все-таки…

Психотерапевты, которые все и обо всех знают, называют сказку о Золушке одной из самых вредных сказок. Мол, она учит современных девочек неправильному отношению к жизни, внушает несбыточные мечты, отрывает от реальности. Оставим эти размышления на совести скептиков. Пример жизни Карин Монсдоттер полностью опровергает их доводы. Есть место в жизни сказке! Есть! И пусть эта сказка с довольно-таки печальным концом, но она была. И были Карин Монсдоттер и король Швеции Эрик XIV, любившие друг друга и преступившие ради своей любви законы и предписания.

Рассказывая о любви Эрика XIV и Карин Монсдоттер, так и хочется вспомнить легенду о двух половинках одной души, разделенных в пространстве. Настоящая любовь бывает только тогда, когда эти две половинки встречаются. Иначе и не объяснишь, почему они, такие разные и по возрасту, и по социальному положению, нашли друг друга и соединились в единое целое. Кто он? Король Швеции из великой династии Васа, сын короля Густава и Катарины, герцогини Саксен-Лауэнбургской, получивший прекрасное образование, говоривший на нескольких иностранных языках, наделенный знаками власти монарха. И она – безграмотная девушка, причем даже не шведка, а финка.  По всем законам их пути просто не могли пересечься, как говорили раньше «они ели за разными столами». Но чудо произошло, они встретились и полюбили друг друга.

Но давайте будем реалистами, встретиться и полюбить – это одно. Мало ли у королей бывает фавориток, пусть даже и очень любимых. Например, у того же Эрика XIV их был целый гарем. Но ни одну из них он не сделал королевой. А вот Карин Монсдоттер сделал. Что же в ней было такого, что ради нее Эрик XIV пошел и против воли законов, утверждающих что на троне может быть только лицо королевской крови, и против воли родственников, из-за чего, в конечном счете, и расплатился не только своей жизнью, но и судьбой своей семьи?


Карин Монсдоттер была дочерью тюремного охранника  в королевском дворце. Звали его Моне (отсюда и второе имя Карин, которое переводится как дочь Моне). Родом он из южных областей Финляндии. Оттуда же родом и мать Карин Ингрид, которая вслед за мужем приехала в Швецию и для поддержания семьи торговала орехами  на рынке. Родители Карин умерли, когда ей было всего лишь десять лет. Имелись ли у нее братья или сестры, история не упоминает.

Сейчас мы можем только удивляться, но девушка даже не знала своей даты рождения (что было, впрочем, неудивительно для бедных слоев населения в то время). Эрик XIV, верящий и почитающий астрологию, заказал гороскоп для своей жены. Астрологи вынесли решение, что Карин Монсдоттер родилась 6 ноября 1550 года. Эта дата и принята за официальную.

Когда король и будущая королева встретились, ей едва исполнилось пятнадцать. Существует несколько версий по поводу того, где же их пути могли пересечься.

По одной Карин, оставшаяся без родителей, заняла место матери на рынке. Там и заметил прекрасную торговку орехами король и сразу же влюбился в нее. История умалчивает, за каким лядом король Швеции разъезжал по рынкам.

Вторая версия более правдоподобна. По ней молодая Карин, вынужденная сама зарабатывать на жизнь, устроилась работать служанкой в ресторане, хозяином которого был некто Герт Кантор. Помимо того, что Герт Кантор владел рестораном, он еще пел в хоре, выступающем в королевском дворце. Однажды на одно из выступлений он взял свою служанку, где ее и увидел король.

Как бы там не было, но они встретились. Пятнадцатилетняя Карин и тридцатидвухлетний король. Причем, король до сих пор неженатый.

Если рассмотреть жизнь Эрика XIV, то можно сделать интересное предположение – его судьба вела к встрече с Карин Монсдоттер, оберегая от остальных претенденток на роль жены.

Согласитесь, тридцатидвухлетний возраст для неженатого короля довольно-таки странный. Обычно браки заключаются в более раннем возрасте. Страна, не имеющая свою королеву, может чувствовать себя ущербной.

Нет, Эрик XIV женщин любил, ни в каких противоестественных наклонностях замечен не был, имел целую кучу официальных внебрачных детей. Да и попытки заключения брака были. В политических целях, так сказать. На место его жены предполагались королева Англии Елизавета I и королева Шотландии Мария Стюарт. Эрик XIV делал им предложения, даже уже велись переговоры о свадьбе. Но что-то там не сложилось, и к моменту встречи с Карин Монсдоттер он так и оставался неженатым.

С какой целью Герт Кантор привел свою служанку во дворец остается тайной. То ли хотел похвастаться перед своей любимицей (известно, что Карин жила в доме своего покровителя), то ли желал преподнести подарок королю в виде красивой девушки для получения каких-нибудь привилегий. Причину не узнать никогда, так что не стоит и гадать.

Факт то, что  Карин Монсдоттер попала на глаза Эрику XIV и в дом к Герту Кантору больше не вернулась. Ее определили в горничные сестры короля Элизабет, выдели гардероб и несколько слуг в придачу. Но это была только внешняя сторона. На самом же деле Карин сразу же получила доступ в покои короля для оказания понятно каких услуг.

До того, как Карин попала во дворец, у нее был жених. Некий Максимилиан, солдат королевской гвардии. Любил он ее, наверное, сильно. Не побоялся для выяснения отношений пробраться в ее покои. Но был обнаружен слугой Карины и доставлен к королю. Король разрешил вопрос по-королевски – приказал казнить юношу. Делить свою любовницу он не собирался ни с кем.

Так чем же Карин завоевала королевское сердце?
Красотой? Да, она была красивой. По воспоминаниям современников она была очень красивой девушкой с длинными светлыми волосами и невинными глазами, а натура ее была спокойной, скромной и естественной. К сожалению, не имеется подлинных портретов Карин Монсдоттер, а все, что сейчас существуют, лишь написаны по фантазиям самих художников.

Умом? Трудно говорить об уме необразованной девушки, какой она впервые предстала перед Эриком. Правда, она быстро научилась читать и писать, что само по себе редкая вещь для девочек 16 века.

Особыми умениями? Не знаю, не знаю. Какими уж умениями могла обладать пятнадцатилетняя девушка, чтобы затмить собой целый гарем, я думаю, не менее искусных любовниц?

Просто, как не смешно это звучит, просто они были предназначены друг для друга, и поиск причин напрасное занятие. Хотя недоброжелатели, которых у Катрин было уйма, называли ее не иначе как ведьмой, опоившей короля приворотным зельем.

Вскоре у короля и гувернантки его сестры родилась дочь Сигрид (1566 г.). День ее рождения стал счастливейшим днем в жизни влюбленных. Эрик XIV с большим восторгом описал это событие в своем дневнике, а крещение девочки обставил с большой широтой и размахом, официально признав ее своей дочерью.

Но Карин по-прежнему оставалась «шлюхой», как ее за глаза величали родственники короля. Эрик XIV не мог терпеть такого отношения ко своей возлюбленной. Надо сказать, что к этому времени Карин Монсдоттер стала жизненно необходима королю. Только она могла успокаивать вспышки болезни, которые все чаще и чаще нападали на него. Его болезнь, вначале не вызывающую опасения, а потом все больше и больше прогрессирующую, всячески скрывали. Говоря современным языком, у Эрика XIV была прогрессирующая форма шизофрении, сопровождающаяся то сильной депрессией, то необузданными вспышками гнева, в порыве которого ему ничего не стоило и убить человека. А спокойная, ласковая Карин приводила его в чувство.

В конце декабря1567 году Эрик XIV сочетался тайным браком с Карин Монсдоттер. Их обвенчал архиепископ Лаврентий Петри. Хотя бракосочетание произошло тайно от всех, но оно считается действительным. Поэтому сын Густав, родившийся 28 января 1568 года, законный сын короля и наследник престола.

А 4июля 1568 года уже в Стокгольме в Кафедральном соборе состоялось официальное бракосочетание Эрика XIV и  Карин Монсдоттер. Странная это была свадьба и необычная. Эрик XIV нес на руках «готового» наследника, рядом с матерью выступала дочь Сигрид. На свадьбе не присутствовали ни братья короля, ни другие родственники. Зато были приглашены дяди Карин, простые крестьяне, выряженные в богатые одежды.

А на следующий день семнадцатилетняя Карин Монсдоттер, как законная супруга короля, была провозглашена королевой Швеции. Церемония была великолепной. Правда, во время коронации произошел один инцидент.  Лорд-канцлер, который нес корону, потерял сознание и уронил корону на пол. «Не к добру», - в ужасе выдохнули все присутствующие. Но под гневным взглядом Эрика XIV сразу же примолкли.

Обычно сказки заканчиваются на этом месте. «А потом они жили долго и счастливо». Но, увы, так бывает только в сказках. И хотя история про Карин Монсдоттер и Эрика XIV начиналась почти как сказка, продолжение ее весьма печально. Их официальное бракосочетание, счастливое и радостное, послужило причиной их дальнейших несчастий.

Не буду вдаваться в подробности политической жизни Швеции шестнадцатого века. Пусть этим занимаются историки. Я же рассказываю о любви, великой и несчастной, которую не поняли и не приняли ни братья короля, ни высшая знать Швеции. Возведение на трон простолюдинки было настоящим  плевком в их благородные души.

Через три месяца после свадьбы, в сентябре 1568 года, братья короля подняли мятеж и свергли Эрика XIV с престола. Королем Швеции стал его сводный брат Юхан III. Экс-короля и его супругу  лишили всех королевских привелегий, но не лишили условий жизни. Они продолжали жить в королевском дворце (правда, уже не в королевских покоях, а в более скромных апартаментах), их обслуживал огромный штат прислуги, еду им по-прежнему подавали на серебряных блюдах. Неплохо, скажем, они жили в то время.

Но тот, кто побывал королем, вряд ли может согласиться на меньшее. Эрик  XIV обдумывает план восстания. Чтобы не допустить его новый король высылает его из Швеции в Финляндию, в Турку. Здесь у них рождается очередной сын Хенрик. А бывшей  королеве-то всего лишь двадцать два. Ох, сколько же она детей еще может родить. А каждый ребенок – опасность для короны Швеции. Юхан III прекрасно это понимает. Понимает, что не сосем законным путем взошел на трон, и дети Эрика XIV вполне, повзрослев, могут потребовать ответа.

Что же делать? А все очень просто – разлучить непутевого брата и его простолюдинку-жену. И их разлучают.  Эрик XIV остается в замке Турку, заключенным в арестантскую комнату в шестиугольной передней башне,  а его молодую жену с детьми переселяют в Туупиккала, деревеньку расположенную на другом берегу реки Аура-Йоки.

До сих пор экскурсоводы рассказывают туристам трогательную легенду о несчастном короле Эрике, играющем на лютне. С тоской он смотрел на противоположный берег из окна маленькой комнаты, стараясь увидеть свою любимую Карин. И даже любезно покажут углубления на подоконники, которые образовались от его локтей.

Они еще встретились, и были некоторое время вместе. Из замка Турку их переправили в крепость Кастельхольм на Аландских островах, а затем в Грипсхольм. В Турку остался малолетний их сын Хенрик, где он вскоре и умер. Похоронили полуторагодовалого малыша в кафедральном соборе под выстрелы артиллерийского салюта из замка Турку. Ни отца, ни матеои на похоронах малютки не было.

Зато в Грипсхольме у них родился еще один мальчик – Арнольд, умерший не дожив и до года.

А потом случилось самое страшное, что могло произойти у влюбленных – их разлучили, навсегда и окончательно.  Карин Монсдоттер с оставшимися в живых детьми Сигрид и Густавом была возвращена в замок Турку, а Эрика XIV отправили в хорошо укрепленный замок Вестерос, где его психическое здоровье было окончательно разрушено. Он думал только о Карин, он искал ее, звал, он хотел ее, он не знал, почему она не приходит к нему. Любимым развлечением Эрика XIV в эти дни стало рисование своей жены, причем рисунки у него получались весьма эротическими.

Четыре года длилось это безумие, четыре года изо дня в день он ждал возвращения своей любимой жены. В 1577 году Эрик XIV, свергнутый король Швеции, умер так и не встретившись более с Карин Монсдоттер. Ему было всего лишь 44 года.

О смерти Эрика XIV еще в то время ходило много слухов, но ни один из них не подтверждался. Только исследования, проведенные уже в двадцатом веке, подтвердили догадки, о которых боялись тогда говорить вслух – Эрик XIV был отравлен мышьяком. Братцу Юхану, по всей видимости, надоело вечное живое напоминание о его нечестном восшествии на престол. Нет человека – нет напоминания.

Мало что известно о жизни Карин Монсдоттер до смерти ее мужа. Но одно событие известно доподлинно. Страшное событие. У нее отобрали ребенка. Семилетнего Густава по приказу  Юхана III, желающего навсегда избавиться от племянника, как наследного принца, отправили в Польшу.

Встреча матери с сыном, первая и последняя, произошла только через двенадцать лет. Разговора у них не получилось. Густав забыл шведский язык, а Карин не знала другого. Да и мать он почти забыл, так что встреча не принесла радости ни ей, ни ему. Абсолютно чужие люди, не имеющие даже общих воспоминаний. Густаву было запрещено появляться в Швеции и Финляндии, и он скитался по Европе, часто испытывая нужду. В 1600 году русский царь Борис Годунов переманил Густава в Москву, рассчитывая женить его на своей дочери Ксении. Однако принц повел себя скандально, выписал свою любовницу, держал себя по-царски и в конце концов был выслан в Углич. Умер он в 1607 году в Кашине в возрасте тридцати восьми лет. К счастью (а как по другому сказать?) Карин Монсдоттер о печальной судьбе своего сына так ничего и не знала.

Но это все еще в будущем. А в 1577 году овдовевшей и потерявшей троих детей Карин всего лишь двадцать семь. Начинался новый этап ее жизни, продолжавшийся целых тридцать пять лет. И в этой, новой жизни это уже была совсем другая Карин, не та, которую любил король Швеции. Любил так сильно, что возвел на самую верхнюю ступеньку, поставил с собой рядом.
Она была королевой всего лишь 87 дней. Но ведь была же…

После смерти Эрика XIV ни Карин Монсдоттер, ни ее дочь не представляли угрозы для Юхана III. Чем могут повредить женщины, причем раздавленные горем? Юхан III решил проявить благородство и доброту (ох, мучила же его совесть, мучила).  Он не только разрешил им беспрепятственно покинуть замок Турку – место их заточения, но и выделил, как он говорил, «дорогой леди Карин Монсдоттер, вдове нашего покойного брата короля Эрика», земельные угодья в южной части Финляндии (на всякий случай подальше от Стокгольма), поместье Лиуксала и подарки.

Карин Монсдоттер и ее дочь 1 июня 1577 года покинули Турку и направились на новое место жительства. С ними ехали три священника, четыре ученых и четверо вооруженных солдат. Уже добравшись до места, они получили подарки: 31 молочную корову, 31 вола, 3 быка, 90 овец, 49 свиней, 12 телят и 60 кур. Не насмешка ли над бывшей королевой? Не плевок ли ей в душу?

Но сильная женщина всегда остается сильной. Карин Монсдоттер взялась за дело, и ее хозяйство принесло ей весьма неплохой доход.

Тридцать пять лет Карин Монсдоттер прожила в Лиуксала, выдала замуж дочь за весьма влиятельного господина, радовалась внукам. Умерла Карин Монсдоттер, королева – Золушка, 13 сентября 1612 года в возрасте 61 года. Тело перевезли в замок Турку, где она и была похоронена.

Могилы Карин Монсдоттер и Эрика XIV находятся далеко друг от друга, в разных странах, за сотни километров. Но хочется верить, что их души соединились. Потому что любящие обязательно должны встретиться вновь, пусть даже за чертой смерти.
А они любили друг друга по-настоящему…


Рецензии