Чужая земля колено иосифа

                Окончание

                УТРАЧЕННЫЙ ПОДАРОК

   Лет за семьдесят до Факея другой израильский царь, Иоас, уже вторгался в Иудею и даже ограбил дом Господень. "И взял все золото и серебро, и все сосуды, какие нашлись в доме Господнем и в сокровищницах царского дома, и заложников, и возвратился в Самарию".
  А еще он "разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных на четыреста локтей".
  Его сын, Иеровоам второй, был еще более воинственным, и даже вернул Емаф -горд в Сирии, до которого простирались пределы царства Соломона, на что не осмелился царь Иудейский.
  Говорить же об устойчивости первоначальных границ уделов израильтян давно уже не приходилось, быть может, даже с начала их определения. Определить - на словах, или, как бы мы сейчас сказали, на бумаге,- одно, а реализовать свое право на практике - другое.
  В этом плане характерна судьба Газера - ханаанского города, вошедшего в удел колена Ефрема. Он так и оставался независимым, хотя некоторые исследователи утверждают, что когда Ефремляне вошли в силу, они заставили местное население платить им дань.
  Но этого, скорее всего, не было, так как во времена Соломона его завоевал египетский царь и отдал Соломону в качестве приданого своей дочери, вышедшего замуж за израильского царя. Какой был бы смысл завоевывать его, если бы он действительно принадлежал Ефремлянам? Ведь и Ефремляне и Манассииняне состояли у Соломона на службе. И их города он обустраивал с той же тщательностью, как и другие, к примеру, Мегиддо в колене Манассии.
  Мегиддо был городом на холме в предгорье Кармеля, на границе с коленом Иссахара, от потока Киссон. Он имел большое стратегическое значение, поскольку в этих местах проходили важные торговые пути.
  Предполагают, что название города означает - город счастья. Однако самые жестокие сражения проходили именно здесь, у потока Киссон:кто владел этим городом и местностью, был властителем самой важной частью земли Ханаанской.
  Здесь когда-то были гиксосы, захватившие нижнюю часть Египта, держали воинский гарнизон египтяне, его продолжал укреплять Соломон.
  Археологические раскопки показывают, что древний Мегиддо был укреплен стеной восьмиметровой толщины, что в городе имелись храмы, множество ремесленных мастерских, работали водопровод и канализация.
  У Соломона, как и у Давида, были "начальники по всей земле". Обычно по одному из колена. Но от Манассии у него было два:один - Бен - Гевер в Рамофе Галаадском,- " у него были селения Иаира, сына Манассиина, что в Галааде;у него также область Аргов, что в Васане, шестьдесят больших городов со стенами и медными затворами".
  Второй, Ваана, был начальником "в Фаанахе и Мегиддо и во всем Беф-Сане, что близ Цартана ниже Изрееля, от Беф-Сана до Абел- Мехола, и даже за Иокмеам".
  Вероятно, сражение израильтян под руководством Деворы у вод Киссона было в числе первых жестоких побоищ, связанных с именем Мегиддо.
  Говорят, здесь же состоится и последнее - сражение между Светом и Тьмой - Аргамеддон. Время его неизвестно. Но известно, что на равнине Мегиддо, готовясь к сражению с египетским царем Нехао, погиб Иудейский царь Иосия.
  Вероятно, Мегиддо так и остался под властью Иудейских царей, но со временем он станет центром ассирийской провинции. Не к этому ли времени относится выражение пророка Захарии, скорбевшего о судьбе Иерусалима:"В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской"?
  Известно, что в колене Манассии был такой город Гададриммон, но где конкретно, не установлено, и что случилось с ним, неизвестно. Можно только предполагать, что нечто страшное и жестокое. И не обязательно от рук внешних врагов:свои тоже не церемонились.
  Кровавые перевороты, часто случавшиеся в Израильском царстве,- печальное тому подтверждение. Сын Иеровоама второго, Захария, царствовал всего шесть месяцев. Его убил некий Селлум, после чего царем провозгласил себя.
  Спустя месяц он был убит  Менаимом из Фирцы, которая была уделом колена Манассии.
  Около Фирцы был город Типсах, тоже принадлежащий Манассии. Но для Менаима, явно выходца из этого колена, онятия "свои -чужие" (как, впрочем, не только для него) не существовало, если было задето его самолюбие. На этот раз оно было задето тем, что Типсах не отворил ворота. И он взял город, "и всех беременных женщин в ем разрубил".
  Несмотря на жестокость, а, скорее, благодаря ей, Менаим продержался на троне десять лет и умер естественной смертью, а после него царем стал его сын, но ему довелось поцарствовать всего два года:его сверг Факей, сын Ремаллии, тот самый, что пошел на Иудейское царство и захватил много пленных и добычи.
  Нельзя не обратить внимание на то, кто помог ему придти к власти:пятьдесят человек Галаадитян. Это, пожалуй, единственное свидетельство взаимосвязи двух полуколен Манассии. Может быть, эти пятьдесят перебрались за Иордан, спасаясь от Ассирийского плена.
  Перед пленением "потомки полуколена Манассиина жили в той земле, от Васана до Ваал-Ермона и Сенира и до горы Ермона;и их было много. И вот главы поколений их:Ефер, Ишьи, Елиил, Азриил, Иеремия, Годави и Иагдиил, мужи мощные, мужи именитые, главы родов своих".
  Какими бы они ни были мощными, справится с Ассирийским царем, уведшим их в плен, им было не под силу.
  Та же судьба постигла и все Израильское царство и его жителей. Их Ассирийский царь, отправив в плен, заменил населением, присланном из других областей империи. Остались лишь те Ефремляне и Манассиияне, которые проживали в Иудейском царстве, и, очевидно, вместе с ними ушли в Вавилонский плен.
  Впрочем, сынов Иосифа было не так много. Уже не приходилось говорить не только о коленах и даже полуколене, но вообще о какой-либо значительной части их.
  Более того, можно утверждать, ссылаясь на пророков, что Ефремляне в большинстве своем перестали быть частью израильского народа значительно раньше.
  Пророк Исайя:"Сирияне расположились в земле Ефремовой. И поколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу".
  "Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:пойдем на Иудею, и возмутим ее, и овладеем ею, и поставим в ней царем сына Тавиилова. Но Господь Бог так говорит:это не состоится и не сбудется. Ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин;а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом".
  Пророк Осия:"Не будут они жить на земле Господней:Ефрем возвратится в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое".
  Оба пророка жили "во дни Озии, Иофамама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских", то есть, в течении весьма длительного периода были свидетелями происходящих событий.
  У Осии, кстати, можно найти еще одно интересное свидетельство, вполне возможно, касающееся тех пятидесяти Галаадитян, которые помогли придти к власти Факею. " Галаад - город нечестивцев, запятнанный кровью. Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости".
  Так бесславно распорядились подарком Иакова сыны Иосифа. Кости же Иосифа, вынесенные, как он и просил из Египта, были похоронены "в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет, и которое досталось в удел сынам Иосифовым".
  Сыны Иосифа не прижились на этой земле. В ней остались лишь кости их отца. 


Рецензии