Жан Батист Камиль Коро

Жан Батист Камиль Коро (фр. Jean-Baptiste Camille Corot, 17 июля 1796, Париж — 22 февраля 1875, там же) — французский художник, пейзажист.
Виднейший французский живописец, рисовальщик, мастер портрета и пейзажа, один из предшественников импрессионизма.

Родился в семье владельца ателье мод. Учился у художников-академистов А.Мишалона и В.Бертена. Посетил Италию, Великобританию, Голландию, Бельгию, Швейцарию. Становление художественного метода происходило в основном в результате непосредственных наблюдений за природой, а также под влиянием достижений передовых художников (выставка Дж. Констебла в Париже в 1824 г.).

Большое значение для молодого художника имела поездка в Италию (1825), где под впечатлением залитых солнцем ландшафтов он отказывается от исторических пейзажей в духе своих учителей-классицистов в пользу более реального воспроизведения природы (этюды "Вид на Форум", 1826, Лувр, Париж; "Вид Колизея", 1826, Лувр, Париж). Новый подход к изображаемой действительности позволил К.Коро не только точно запечатлеть вид зданий, но и передать окутывающую их световоздушную среду. Интерес художника к материальной стороне окружающего мира явился шагом вперед на пути к созданию реалистического пейзажа, расцвет которого наблюдается в творчестве художников барбизонской школы.Новаторство К.Коро особенно ярко проявилось в его летних, наполненных светом и воздухом этюдах, отражающих разное состояние природы. Их основные мотивы - городские виды, архитектурные памятники, итальянские города ("Шартрский собор", 1830, Лувр, Париж; "Утро в Венеции", ок. 1834, ГМИИ, Москва).
В 1850-1860-е гг. изображение природы на пейзажах Коро приобретает более обыденный характер, но интерес художника к изменениям ее состояний возрастает.

Одним из средств передачи лирического содержания пейзажа становится световоздушная среда. Меняющееся в зависимости от времени суток освещение, окутывающее ветви деревьев, легкая туманная дымка размывают контуры, придавая предметам призрачную невесомость.
Воспоминания о Монфортене Коро
Улекса фон Лу
Лето. В цвету Монфортен.
Жарко. Молочен туман.
Лес - кружевной призрак стен
замка, и пруда - карман.
Лето и дети - игра,
призрак безоблачных чувств.
В ярком сиянии - грань
между "люблю" и "боюсь".
Воспоминаний поток,
полутонов светлых цепь,
в старом саду - белый стол,
и полутень на лице...
Мама и дети - гризайль...
Путник веселый июль
образом светлым связал...
Писем обрывок, слог "лю.."

Жан Батист Камиль Коро. "Воспоминание о Мортфонтене, 1864."
Коро постепенно отходит от темной живописи, используя более светлую палитру и систему валёров - различных по светосиле "пятен" одного цвета. Невероятно широкий диапазон валёров включает в себя до двадцати градаций одного и того же тона. Особое настроение и определенный ритм пейзажу придают соотношение темных и светлых "пятен", композиционное расположение деревьев и ветвей, расстояние между ними и различный наклон стволов ("Колокольня в Аржантёе", 1858-1860, ГМИИ, Москва; "Бурная погода. Берег Па-де-Кале", ГМИИ, Москва; "Воз сена", 1860-е, ГМИИ, Москва; "Вечер", 1860, ГМИИ, Москва; "Порыв ветра", несколько вариантов, созданных в середине 1860-х- начале 1870-х гг.).
Особым очарованием наполнены фигурные композиции К.Коро. В ранних работах, отличающихся пластичностью и материальностью, человеческие фигуры в некоторой степени противопоставлены окружающей среде ("Жница с серпом", 1838, частное собрание).
Виль-д Авре Коро
Улекса фон Лу
Виль-д'Авре, и солнце греет,
в небеса взлетается...

Ясный день, и ветер дремлет,
блик покоя таинства...

Колорит изыскан, нежен -
ангельское, раннее...

Ощущается рос свежесть,
капельки печального.

Чуть слышна девичья песня,
пруд -гаданий блюдечко...

Думается о чудесном
в перламутре утречка...
В поздних же работах, наоборот, достигается полное свето-цветовое единство природы и человека ("Семья жнеца", ок. 1857; "Мастерская художника", 1865-1870 - обе в Лувре, Париж). Так же, как пейзажам, фигурным композициям Коро почти всегда присуще свое определенное настроение ("Прерванное чтение", ок. 1870, Художественный институт, Чикаго; "Эмма Добиньи в греческом костюме", 1868-1870, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
К. Коро оказал большое влияние на творчество импрессионистов своей великолепной передачей световоздушнои среды, богатством колорита и созерцательностью, выработанными упорной работой на пленэре, а также стремлением передать впечатление от пейзажа в целом.

По материалам сайта - http://www.impressionism.ru/corot.html


Рецензии