Либертосы

Л  И  Б  Е  Р  Т  О  С  Ы


    К рыбакам меня Васька устроил. Он закончил мореходку и его направили в ЛМП. Он же активист был: коммузвзвода, спортсмен, непьющий-некурящий. На плавательской практике получил грамоту от министра морского флота Бакаева.
 
- Наши ребята на практике тоже отличились. Саша Коротков получил во Вьетнаме медаль от Хо Ши Мина.
   
    Грамоту Вася на практике получил, а ранение после училища. На практике он на Севере был, на таком же буксире, как я. Он был на «Бегичеве», а я на «Чигоре». Ну и таскали там лихтера. Однажды затерло льдами их, пробило в борту дырку. Пошла вода будь здоров. А на этих буксирах всегда были проблемы с осушительной системой. Вечно из кочегарки как качнешь, так всегда шлак в трубы попадает. На угле работали. Паровые. Насос еле успевал откачивать. А Васка цементный ящик заделывал в ледяной воде. В трюме. Оформили это дело, как спасение судна. В принципе, так оно и было. И получил Васька грамоту за спасение и всякое прочее. Романтик! Благодаря ей, романтике, он и попал на Дальний Восток. Заинтересовался джиу-джитсу. Тогда эта борьба запрещена была у нас, если помните. Как и карате. А как поближе к ней подобраться? Поехал в Москву. А затем и во Владивосток, в ДВМП. Дальне-Восточное морское пароходство.

- Были и карьеристы. Просились туда, на Дальний Восток по распределению после училища и через 5-7 лет возвращались капитанами и дедами в Европу.
   
    Попал  Васька на сухогруз. Лес возили. Бегали часто на Японию. В клубы спортивные он заходил, фотки делал. В Японии эти клубы тоже какое-то время были на полулегальном положении. Книжки доставал, с приемами. А потом у него на судне случилось, как это обычно случалось на советском судне: не поделили девку и попал Вася на танкерный флот, на «Баскунчак», головное судно наших «Нарвы» и «Судмалиса». Долго потом работал на нем. Там же его и ранило. Был он тогда четвертым механиком. Стояли на рейде Хайфона. Тут американцы стали бомбить. С боцманом он на палубе оказался. Якорь надо было вирать. Тут бомба. Осколком боцману череп снесло, а Ваське в колено осколок попал. Боцману посмертно дали орден и судно назвали в его честь, а у Васьки колено до сих пор болит. Четыре или пять операций делали, ничего не помогало. А потом уже будучи вторым с палкой ходил, хромал.
   
    Почти три года отработал без списания. А что, неженатый? Так работай!- решали в кадрах. Ништяк, еще рейс. Еще рейс. И так до бесконености. Кончилось тем, что Вася самовольно рассчитал себя. Деньги, правда, ни хрена не получил. Очередную операцию сделает, и опять на судно. И так до 71-го года.
    - Неужели такое было? Что у них мореходок нету?
    - Да хватает.
- Там с войны, Володя, остались суда американской постройки, «Либертосы», так называемые. Суда типа «Либерти». И было их много. И народу на них требовалось много. И кто попадал туда, застревал надолго.
- С американцами не было проблем. «Либертосы» строились на один перегон. А работали они и у нас, в Литовском пароходстве. Из ДВМП им передали «Александр Невский» и «А.Попов». Списали их в 77-ом году. В Нью-Йорке им там большой музей  устроен.
- Вот я в него и не попал, кстати.
- Они клепали в среднем одно судно за неделю.
- Больше.
- За неделю, Саша. Больше – нет, меньше – да. 5-7 дней и судно.
- Да ну, брось ты!
- Да я тебе говорю!
- Не хочу спорить, но это нереально физически. Хотя бы собери все силы Америки.
- Слушай...
- 3 недели, 3 недели...
- Откуда берутся среднестатистические данные? Откуда?
- Вовка, погоди. Нормально – это три недели. Я поверю. Правильно, шла война. Но для 5-7-ми лет войны три недели не срок.
- Саша...
- Володя, ты собери весь мир. Ты собери, к примеру, на один узел 10 человек – быстрей не будет. Верно? Вот 1-2 могут, не так?
- Отчего произошел взрыв в Америке?
- Невозможно.
- 5-7 дней. Ты можешь утверждать...
- Ты можешь спорить, но это алогично, понимаешь. Этого не может быть ,потому, что этого не может быть никогда. Значит от чего, что считать. Если судно на стапели поставить, двигатеь забросить и т.д. и т.п. Даже в самом лучшем случае, Вовка, какая там неделя! Окстись, ты представь сам себе.
- Помню.
- Сколько у «Либерти» был дедвейт?
- 10 000 тонн.
- И для нашего времени это солидно. Нет, это нереально. Три недели – да.
- Вот приедем в Ригу, я покажу тебе эти цифры. Книжка воспоминаний Кузнецова.
- Володя, нереально. Ты моряк. Ты представь:за неделю собрать корабль. Даже если он готов по разным частям.
- Саша, это дается средняя цифра. Я тоже уперся, как и ты: не может быть! А мне обьяснили: пол-Америки строило. Буквально каждый день выходили новые суда. Их шпиговали. Рассчитаны были на один рейс, переход до Союза.
- Посмотрел я на эти ремонты. Год был какой, 42-ой, 43-ий? Извини, как варили сейчас сталь, примерно так и тогда варили.
- Это пароходы «Либертосы»...
- Про них же и говорим.
- Которые раскалывались на глазах у людей. Не дойдя до середины океана.
- Были же разные «Либерти» А которые еще по тридцать лет проработали? Ты знаешь о них, про которые сейчас говорим?
- Я про те не знаю, которые раскалывались на половине океана. Я много читал прессы. Они же были в караване Пку-17.
- Да, в основном.
- А сколько их было построено?
- Не могу сказать.
- Порядка 50 000. В Нью-Йорке музей есть. Откуда шли поставки? Из Америки. Из Ванкувера, Лос-Анджелеса на Дальний Восток. Отчего ДВМП стало крупным? Оттого, что суда эти оставались в пароходстве. Американцы удивлялись, что суда возвращаются и уходят в рейс по два-три раза. Они у них на балансе не стояли.
- Представь себе какое качество стали и работы! Поверь моему опыту: краской  и чисткой от ржавления не избавишься. Нужна хорошая сталь. Корпус. Можешь простучать или ультразвуком пройти и решить: годится корпус или нет. И я удивляюсь этим судам.
- Они модернизировались потом. Они же много дали для жизни. Например у «Титаника». Раньше не было такого понятия: водонепроницаемые переборки. А на «Либертосах» они получили применение. Легированные стали стали применять.
- Если ты рассчитываешь судно на один переход, ты же не будешь ставить стальные листы по 20-25 миллиметров или бронебойную сталь. Нет. Если ставить минимальной толщины сталь и она потом работает хрен его знает сколько лет, то значит качество этой стали очень высокое. Разве не так?
- По старой статистике в ДВМП было 1200 судов. Всех, вместе с рыбаками.
- А торговый флот там составлял 600-700 судов. Отчего это пошло? От войны.
- Дальний Восток – морская страна, что там говорить.
- Но жить там очень даже сурово, как и работать. Мои однокашники и все кто туда двинули за карьерой после училища, постепенно возвращались домой. Правда, без берега годами сидели, как и Вася. У кого волосатая лапа была в министерстве, удачно внедрились в ЛМП, литовское пароходство, обогнав нас на две-три ступенив карьере.
- И куда романтики подевались?
- Володя оказался прав.
               


Рецензии