Жизнь

Маленький монах Пшонка уже 3 года постигал мудрость в горном монастыре на отшибе. Он терпеливо сносил все оскорбления, которым его ежедневно подвергали духовно более развитые монахи, прислуживал им. Но Пшонка не таил на них зла. Потому что знал, что страдания земные – искупление грехов прожитых жизней. Да и добр он был, этот Пшонка. Не умел злится. И не умел отказывать.

Жизнь Пшонки была проста, впрочем, как и всё в горном монастыре на отшибе. Ел он простую пищу, одевался просто, в общении с собратьями проявлял уважение к чужому мнению. Но сегодня был непростой день. Ради этого дня Пшонка и сносил все тяготы монастырной жизни.

Сегодня Пшонке наконец-то разрешат посетить настоятеля монастыря Вачика и он сможет задать тому один вопрос.

Всего лишь один вопрос. Вопрос, длиною в три года.
;;;
Когда глаза Пшонки привыкли к темноте, царящей в прохладной келии Вачика, в которую его привели монахи, Пшонка смог рассмотреть интерьер.

Обмазанные белой глиной стены, рубленый деревянный стул и стол, кровать. На кровати лежал человек.

Пшонка благоговейно посмотрел на этого человека, ведь это был Вачик, настоятель монастыря и самый старый человек в округе.

Сколько было Вачику лет никто не знал. Пожалуй, не знал и сам Вачик.

«Ты пришел» – дребезжащим голосом сказал Вачик – Ну что ж, можешь задать свой вопрос.

Пшонка не раздумывал долго, так как вопрос этот приготовил ещё три года назад. И он просто спросил: «Что такое жизнь?»

Кровать заскрипела – Вачик переворачивался на другой бок. Это ему удалось, после нескольких минут стараний.

Оттого, что он перевернулся лицом от Пшонки, голос его звуча глухо.
Жизнь – несколько раз пазными голосами произнес Вачик, как будто бы пробуя это слово на вкус.

Снова заскрипела кровать. Теперь Вачик переворачивался на другой бок, лицом к Пшонке. Пшонка только видел смутный силует. Но когда Вачик повернул голову в его сторону – то испугался. Ему показалось, что вместо глаз у Вачика темные провалы.

Эти провалы смотрели на Пшонку. Он это чувствовал.

Жизнь – снова повторил Вачик.

Жизнь - это выбор. Выбор, который начинается при нашем рождении и заканчивается при нашей смерти.

Жизнь – это выбор.

Ноль или Один.
Вперед или Назад.
Мужчина или Женщина.
Трус или Герой.
Радость или Печаль.
Любовь или Ненависть.
Семья или Одиночество.
Богатство или Бедность.
Здоровье или Болезнь.
Постоянство или Перемены.
Твердость или Мягкость.
Действие или Бездействие.
Молчание или Слово.

Жизнь – это выбор. Лишь в одном, Пшонка, у нас нет выбора – сказал Вачик

- В чем – спросил Пшонка.

- У нас нет выбора в том, чтобы родиться. И нет выбора в том, чтобы умереть. Этот выбор уже сделали за нас. Это выбор без выбора. Каждый, кто выбрал жизнь, выбрал смерть. Но пока ты жив – выбирай. Не позволяй делать этот выбор кому-то другому, не позволяй кому-то делать выбор за тебя. Выбирай то, что чувствует твое сердце и не переживай по поводу правильности выбора.

А если я сделаю неправильный выбор? – спросил Пшонка.

- Неправильный выбор – отказаться от выбора и позволить кому-то выбрать за тебя. Как бы ты ни крутил, Пшонка, любой выбор, который ты сделаешь, будет правильным.

- Но если я выберу быть трусом?
-Ты будешь им.
- Но я не хочу быть трусом!
- Значит, сделай правильный выбор.

- Но если я выберу болезнь?
- Ты заболеешь, Пшонка.
- Но я не хочу болеть, я хочу быть здоровым!
- Значит, сделай правильный выбор.

- Но если я выберу одиночество?
- Ты будешь одинок, Пшонка.
- Но я хочу чтобы у меня была семья.
- Ну так сделай правильный выбор, Пшонка.

- Но если я выберу Ненависть?
- Ты будешь ненавидеть,Пшонка.
- Но мне будет это нравиться!
- Так в чем проблема?
- Но кому-то это может не понравиться!
- Не позволяй никому делать выбор за тебя, Пшонка.
- Но я могу в состоянии гнева совершить какое-нибудь злодеяние, о котором потом буду раскаиваться.
- Значит, ты все-таки сделаешь правильный выбор, хоть и погодя.
- Но, а если я убью кого-то, а потом раскаюсь? Но ведь человек-то пострадает.
- Если он не позволит сделать выбор за него, то с ним ничего не случится. Всегда делай выбор, Пшонка, и не позволяй никому делать выбор за тебя.

- А если я откажусь от выбора?
- Ты позволишь кому-то другому делать этот выбор за тебя.

- А если я выберу жизнь, но не смерть?
- Это выбор без выбора. Это единственный выбор, который сделали за тебя.
- Но если я не позволю сделать этот выбор тому-кто-сделал-этот-выбор-за-меня?
- Тогда ты не позволишь себе выбирать.
- Почему?
- Потому что тот-кто-сделал-этот-выбор-за-тебя выбрал, чтобы у тебя был выбор.

-Это сложно – произнес печально Пшонка.
- Нет, Пшонка, это очень легко. Очень легко понять это. Гораздо сложнее выбирать, но не делать вид, что выибраешь.

- Я понял тебя, Вачик, я буду выбирать.
- Не торопись, Пшонка – улыбнулся старец. Выбор делается не умом.
- А чем? – удивился Пшонка.
- Сердцем, Пшонка. Слушай свое сердце.

Кровать снова заскрипела – Вачик стал переворачиваться на другой бок. А Пшонка думал о только что услышанных словах. Три года он прислуживал своим собратьям по монастырю ради этих десяти минут разговора.

Верный ли выбор он, Пшонка, сделал? Стоило ли это того? Сердце говорило, что верный.


Рецензии