Озера. Отрезок 2 и 3

2.
Платформу я застал совершенно пустой. Здесь не было даже запаха человеческих шагов, как будто ни разу никто так и не добрался до этой серой теплой полоски бетона. Абсолютно чистая, удивительно прекрасная поверхность. С одной стороны душная пропасть, которую рассекают две серебряные линии рельс. Это особый вид пустоты: в детстве человеки все населяют обычную комнатную темноту чем-то страшным, какими-нибудь монстрами, чудищами, чем-то недоброжелательным, мерзким, с клыками и щупальцами, и злобным планом на текущую ночь. Вот если убрать оттуда весь этот зоопарк, но оставить темноте жизнь, собственное мнение об этом мире и способность существовать отдельно от внимания испуганного наблюдателя – получится нечто очень похожее на ту пустоту за перроном. С другой стороны под низким здешним небом помещались три здания вокзала, на центральном была огромная надпись, для туристов или идиотов «Вокзал». Все три были заброшены, и если за пыльными окнами был кто-то – он не спешил зажигать свет и выходить навстречу посетителю.  Боялся или недолюбливал чужаков…

На облезшей от старости доске были листки с буквами и цифрами о проходящих поездах. Они гласили, что на сегодня намечено только два рейса: первая строчка непринужденно сообщала о том, что около полуночи можно отправиться прямиком в преисподнюю, причем – в самый ее банальный вариант. Там жарко, скучно и толком не отдохнешь.  Вторая была интереснее, по-видимому, туда и направился бы мой клиент. Конечная станция «Озера», поезд проследует без остановок, отправляется в половину второго. Времени до этого еще слишком много, но никуда идти особо не хотелось, тем более что это означало вернуться в город, который уже проснулся и начинает свою обычную жизнь. Он не так сумрачен и интересен как ранним утром, и тем более туда не стоит соваться после удачной охоты, сейчас по улицам еще бродит призрак того глупого мальчика, пугая прохожих…

Лавочек на этом вокзале не обнаружилось, хотя они явно подразумевались под коваными черными фонарями у края перрона. Сами фонари к слову представляли собой интересное явление. Они были явно заинтересованы в моем присутствии, как будто здесь не так часто появляется что-то живое и разумное, с которым можно обсудить последние новости. Есть такие вещи, которые не могут по своей природе быть равнодушны ко всему происходящему вокруг, сколько бы они не находились в мире, среди людей и событий, они остаются такими с самого создания, любопытными, неспокойными. В доме, населенном ими, всегда суетно и весело, и по-особому легко… И на этой платформе сталкивалось легкое детское настроение и старческая депрессивность блеклых зданий вокзала.

Я обратился к ближайшему.
-У вас тут как-то тихо.
Фонарь немного выждал, но утвердившись в том, что обращаются прямо к нему и не случайно – быстро повернулся на чугунной ноге.
-Зато спокойно. К нам даже один тут приходит подумать. Сидеть негде, ехать никуда не собирается, но каждую неделю – приходит, сидит на платформе, читает, печатает что-то… А ты здесь чего?

Он задавал совсем не те вопросы, и совсем не так, как их надо было задавать…
-Проездом. Что это за станция, Озера?
-Город такой. Отсюда туда поезда ходят уже лет сто, может больше… в последнее время только это и осталось. И еще этот страшный.
Тут же фонарь отвлекся и продолжил ту скучную историю о каком-то психе, который уезжать не хочет, но здесь появляется регулярно. Это было долго и скучно, но ничего лучше, чем сидеть на мягком бетоне и слушать эту чушь, я не придумал… А он все говорил и говорил. О том, какие странные и ничего не понимающие бывают пассажиры, некоторые вообще думают, что едут к бабушке на лето, или на работу, а получается – черт знает, куда. А некоторые так растеряны, что умудряются забыть все обо всем, выйти за пределы вокзала и больше так и не вернуться. Это самый забавный вариант…
Наконец фонарик опомнился.
-А тебе-то зачем в Озера? Или ты на полуночном?
-Нет, там я уже был, не понравилось… никакого приключения. А в Озера – так, больше отсюда вроде некуда. Что о нем говорят?
Фонарь грустно ответил:
-Ничего. Ничего не говорят. Город как город, небольшой. Там вроде все есть, и люди, и много зданий… не так как обычно, сон, который исчезнет через пару-тройку лет, действительно город, там живут, умирают. Тебе понравится.

Почему-то он был абсолютно в этом убежден. На самом деле последняя новость мне не особо нравилась… Хотя черт с ним, может все будет не так глупо.

Я почти заснул под размеренное бормотание фонаря, начавшего уже другую историю, самое ужасное, что к нему подключились и остальные восемь, перебивавшие, поправлявшие, то и дело начинавшие спорить о том, как оно на самом деле было, и как следует рассказывать. Так что слушать стало совершенно невозможно.

Прошел первый поезд, очень эффектно и громко. На это даже стоило посмотреть. Он вынырнул из ниоткуда, как будто из-за несуществующего угла, под барабанную дробь колес, брызгал пламенем, надрывался в устрашающем визге: дешевые понты – но всегда работает, по крайней мере были бы здесь люди, их удалось бы напугать до смерти. Состав остановился на пару секунд и разочарованно понесся дальше, уже скромнее, без огня и барабанов, просто мгновенно набрал скорость, почти бесшумно, не придерживаясь узкой рельсовой тропинки, и через сотню метров резко ушел куда-то вниз. На мой вкус это было в большей степени презентабельно.

Фонари испуганно замолчали, и оставшееся время мне удалось спокойно поспать. Мне подумалось, что это было бы совершенно замечательное место, если поставить здесь какое-нибудь подобие кровати или просто притащить одеяло: спокойно, тихо, тепло – намного лучше, чем на моей прошлой квартире. И я почти видел сон. Так смутное воспоминание о том, что это очень хорошее развлечение, уже что-то. Как я умудрился не проспать прибытие моего поезда – это было почти чудо. Он подошел к платформе с тихим шелестом. Ярко красный, почти игрушечный паровоз и три таких же не настоящих вагона. В один из них я спешно запрыгнул, полу-проснувшись, быстро попрощался с недолгими знакомыми и пожелал себе быстрого пути.

По дороге мы не сделали ни одной остановки, и это было хорошее начало нового дня, не пришлось входить вовнутрь  к возможным пассажирам. Можно было всю дорогу висеть на подножке, глотать свежий ветер и без особой надежды на то, чтобы что-то увидеть – вглядываться в плотный туман. Он был прекрасен, совершенно белоснежен, холоден и приятен на ощупь. В такие моменты я почти чувствую себя живым, смертным, и как будто могу плюнуть на все правила, которые только для меня, и жить по понятным, простым общим законам, не особо заморачиваясь о пропитании. Я сделал утешительный вывод о городе, куда мы направлялись, судя по самому пути это было хорошее место. И возможно там даже будет, с кем поработать. Моя прошлая удача немного поправила мое положение, но я все равно был слегка голоден, это немного раздражало и подстегивало любопытство. И поезд, подчиняясь моему желанию, или скорее – отвечая на мою провокацию, летел все быстрее и быстрее. Намного быстрее положенного.

И через три часа мы прибыли на место, небольшая, едва заметная в лесу платформа. В голове даже мелькнула мысль, что наш паровоз заигрался в гонки и очень сильно перепутал направление. И теперь будет долго и многословно извиняться, а потом мы поедем обратно, осторожно и очень долго. Но – нет, поезд остановился и затих. Очевидно, надо было выметаться с подножки и идти искать, где остановиться.


3.
Трудно сказать, что испытываешь, впервые попадая в город. Иногда – ничего, это просто очередная скучная поездка, на день или два, от которой не останется ни одного заметного воспоминания, в лучшем случае. Но не так давно я понял, что даже если ты сам не придаешь этому никакого значения, кажется, городу не все равно, кто ты, зачем пришел и что принес с собой. Для него ты как часть гадания, знак. Ведь он существует замкнуто на отдельном кусочке земли, и довольствуется лишь тем, что приносят извне. Ты можешь практически не иметь самостоятельного значения,  быть лишь частью большого расклада, а можешь быть предвестником чего-то очень ожидаемого и значительного, это уж как повезет. Но город в любом случае всматривается в каждого, не давая себе шанса упустить что-то важное. Я как-то почувствовал это в маленьком убогом городке, настороженный резкий взгляд усталых глаз, и мне честно говоря стало приятно. Раньше человеческие города были для меня чем-то вне смысла. Оказывается, они что-то пытаются знать.

Озера в этом плане не были чем-то особенным. Разве что внимания мне досталось изрядно больше, чем обычно. Возможно потому, что я был единственным пассажиром на сегодня. А может он действительно что-то почувствовал.

Я привык максимально возможный отрезок пути до новой сделки вести себя как обычный человек, особенно в мелочах. Это помогает найти общий язык с людьми, и немного – отвести глаза тем, кто вечно сует свой нос куда не следовало бы. Да и сам город видит, что ты занимаешься фигней: ищешь себе жилье, ходишь каждый день поесть, даже добываешь деньги – в чем никакой необходимости. И решает, что ты не стоишь внимания. По крайней мере это мой нехитрый ритуал. Я думаю, он не работает, но определенное удовольствие приносит.
Поэтому я направился к цивилизации, дабы устроиться на ночлег и разобраться, что здесь вообще есть. Вокруг не было ни единой живой души, которая бы подсказала дорогу, а насчет пообщаться с нечеловеческими предметами обстановки я пока сомневался, наверняка здесь это не принято. Пришлось выбираться наощупь по одной из многочисленных тропинок, ведущих через парк. Никакой удачи: я отчетливо чувствовал запах каменного влажного города впереди, но – старался делать растерянный вид для приличия.

Идти пришлось недолго, не буду утомлять описанием этого заброшенного парка на окраине города, тем более, что эти запахи, звуки, нерешительный лесной ветер – намного точнее любого описания, точнее слов. Иногда так бывает, и говорить в этом случае совершенно бесполезно.

Забавно, но у городских ворот меня уже ждали. Настоящий городской призрак, с чувством собственного достоинства восседавший на специальном, хотя и настоящем камне. Он как будто не обращал на меня внимание, но было с первого взгляда понятно, что дальше просто так я не пройду.

Он поднялся на ноги и внимательно меня осмотрел. Я даже почувствовал себя неудобно с этой нелепой спортивной сумкой, заспанный. Ко встречей с призраком надо бы готовиться.
-Ты знаешь, куда идешь?
Я рассмеялся. Это был почти ребенок, лет двенадцати, с наивным чистым лицом и такими же представлениями о том, как надо служить привратником.
-Глупый вопрос. Ты кто?
Он, кажется, обиделся.
-Спросишь в любом месте, где дают еду и разговаривают с незнакомцами. Легенда известная.
-Еще не забыли?
Призрак кивнул и сосредоточенно уставился в пустоту, но потом как-то чудом вспомнил о моем существовании.
-Ладно, тогда ответь честно, зачем ты сюда пришел?
Я пожал плечами.
-Черт его знает. Отдохнуть. Ну и там, где я жил до этого, мне все надоело… Так ты вход сторожишь?
-Нет, я указываю дорогу. Видишь две тропинки, одна из низ ведет в город, другая – в лес.
-Понятно. И на какую же ты мне укажешь?
Он был в растерянности.
-Не знаю.
Мне очевидно попался не самый опытный призрак, ему надо было помочь. В отличие от людей, к призракам иногда вполне допустимо испытывать сочувствие.
-А чему тебя учили?
-Ничему. Просто обычно я смотрю на человека, и мне сразу понятно, нужен ли он в городе, или это очередной псих, которому приятно и удобно убивать даже во сне. Или что-то похуже. От таких одни проблемы… Он спрашивает у меня, как попасть в город – я отвечаю.
-А со мной не понятно?
Призрак спешно кивнул. Кажется, он серьезно рассчитывал на то, что я сам честно расскажу, зачем пришел. И если что даже дам почитать книжку о том, как со мной бороться, как изгонять, пытать, мучить… А так же и пришлось сделать: хорошо, что книжка давно утеряна, а то пришлось бы и ее достать.
-Просто от меня, возможно, будет очень много горя. Но тогда в городе станет намного легче дышать… Не то, чтобы сплошная польза, но тем не менее, я однозначно интереснее какого-нибудь маньяка. Или я просто недельку-две отдохну, отосплюсь, погуляю по городу и уйду, не начав ни одной охоты… Так что решай сам, стоит ли меня пускать. Только вот если здесь меня ждет мой клиент, я все равно пройду, немного поплутаю по лесу, но ничего больше.
Ему было, над чем задуматься.
-С одним условием.
Я оживился:
-И что же это? Не часто призраки-привратники ставят условия… а могли бы неплохо зарабатывать.
-Ты потом вернешься как будет время и расскажешь о себе. А то люди слишком впечатляются самим фактом, что я призрак… или моей историей. Общаться с болотными огоньками надоело, деревья неразговорчивы: мне здесь иногда бывает очень скучно.
-Идет. Могу даже что-нибудь съестное притащить. Посидим, поиздеваемся над прохожими…
Он улыбнулся и укоризненно покачал головой.
-Нет, это вряд ли. Я все-таки привратник, и не просто так, а за дело…
-А что там случилось? Ты ж был человеком.

-Был. Когда-то тут стояли другие ворота, они просто впускали всех, кто хотел пройти. И в город часто забредала всякая мразь, а мы ничего не могли сделать. Человек мог заснуть, добраться до города, вырезать дом-два и спокойно проснуться у себя в теплой постели. Это было страшно, но совет твердил о том, что иначе нельзя… Не все чужаки были плохими, но один такой надолго отравляет жизнь. И однажды я пришел домой, и узнал, что у нас были гости, пока я гулял, и у меня больше нет мамы. Я сначала убежал плакать к ивам, и сдуру пообещал им все, если они закроют вход в город от тех, кто приходит сюда со злом…

Это была старая как ваш мир история… но никогда не знаешь, как она закончится: вариаций довольно много.

-Они согласились и рассказали мне, как разрушить ворота. Я был очень зол. На всех: на совет, на соседей, на себя… И я пришел сюда и срезал все надписи с мрамора, а они открывали вход в город. Сюда стало вообще не попасть, город начал умирать. Собрались все, чтобы решить, что с этим делать. И кто-то умный сказал, что раз я это затеял – я должен разбираться… Я опять пошел к Озеру, честно говоря мне тогда было все равно, что решат эти заумные деревья, я успокоился, теперь никто больше так, как я не лишится матери просто потому, что кому-то страшно убивать наяву. Я только немного боялся, что вмешается само Озеро. Но обошлось. Ивы постановили приговор, он всех устроил… с тех пор я здесь. Дескать, если такой умный, сам решай, кто пройдет, а кто нет.

Он немного помолчал, и потом добавил:
-Но пока я ни разу не ошибался, ты – первый шанс…
Я рассмеялся:
-Вот и посмотрим. А где это Озеро?
-Там, сначала надо пройти в город, и потом снова свернуть в лес: тропинка широкая, заметная, ее выкладывали специального только тем камням, которым по мнению строителей было, что рассказать по пути. Хотя они еще ни разу ни с кем не заговорили…  в общем не ошибешься.

Я обещал вернуться, и действительно потом вернулся. Мы очень мило поговорили: я утешал бедного ребенка, уверяя его в том, что лучше жизни здешнего призрака может быть только моя – но она уже занята, так что все не так плохо, хотя место и не первое. Просто надо наладить контакты с местной живностью, и станет много веселее. Подружиться с теми же болотными огоньками. Они часто бывают в городе: подрабатывают уличными фонарями – и соответственно, в курсе всех сплетен и слухом, лучше свежей газеты. Больше говорить с приезжими. Никто ведь не запрещает над ними чуть-чуть поизмываться, прежде чем указать дорогу. Сказки, загадки, конкурсы – все развлечение… И обязательно ходить дальше в лес. Людям там страшновато и по большому счету делать нечего, для призрака же это свой мир. Наверняка там есть и местная ведьма, а если еще и древняя, и исконно-лесная, а не приезжая – то она обязана уметь варить лесное пиво, ибо селятся такие дамы у заброшенных кладбищ, а заброшенное кладбище, старая ведьма, богатые лесные традиции – здесь просто не может не обнаружиться пивоварни. И ради этого одного стоило стать призраком. А если молодая, можно по крайней мере воровать у нее снадобья и толкать налево, а за деньги устроить себе вполне комфортное призрачное существование. Вообще можно придумать столько всего, что людям останется тихо умирать в свои семьдесят и все это время искренне завидовать. Он, кажется, вполне поверил и вдохновился на новые свершения. Что очень хорошо: призрак, уныло болтающийся у ворот и утомляющий усталого путника книжным пафосом – это хуже таможни.

А в городе меня ожидал еще один сюрприз: там было полно людей. Они гуляли, заходили в подвальные заведения, просто бродили по улицам, разговаривали, возвращались домой и уходили оттуда до утра. Все довольно мирно, но громко. Настоящий город с огнями, светлой ночью и повеселевшим как раз к ней населением. Главная улица пестрела вывесками, и вела абсолютно нормальную ночную жизнь, даже болотные огоньки казались здесь каким-то очень заурядным зрелищем: вели себя сдержанно, друг к другу почти не бегали поболтать. Так, воспитанные уличные фонари на высоких кованых ножках, ничего более. И люди как люди, но как и с огоньками – не совсем так. У меня сперва глаза разбежались от разнообразия лиц, выражений. В них во всех было что-то общее, но они явно сбежали отсюда из совершенно разных миров, а некоторые вообще здесь родились – и это еще забавнее. Для них не было ничего необычного в том, что рядом черти что – судя по рассказам призрака об этом Озере, и у ворот, собственно, стоит призрак. Что живет в местном лесу я решил пока не предполагать, дабы не уменьшить радость открытий. А они ведут себя так, словно живут в обычном городе… Для меня в первые полчаса это оказалось немного утомительно, и я решил, что раз город в полном порядке, он еще немного меня подождет, пока я посмотрю, как дело обстоит с местными снами…


Рецензии