За что я люблю The Moody Blues

Так уж случилось, что 1967 год стал во многом значимым для рок-музыки. Ведущие группы того времени записали несколько потрясающих альбомов, вошедших в золотой фонд мировой рок-культуры. Это был качественный скачок вверх, когда простые формы бита и ритм-н-блюза получили новую трактовку, обрели более качественное звучание. Если даже не замечать таланта музыкантов, успехи достигалось  за счет новаторских приемов и выросшего технического прогресса в области музыкальных технологий. Усложненные музыкальные формы и гармонии, степень мастерства исполнителей, введение новых инструментов, заставили говорить о рок-музыке как об искусстве и сравнивать ее с классическим наследием по сложности и глубине мысли.

Дополнительный толчок рок-движению придали авангардистские эксперименты, названные психоделией превратившейся в самостоятельное течение. Несколькими годами позже, «кислотный» рок трансформировался в прогрессив, но некоторые его элементы на более раннем этапе прослеживались в творчестве фаворитов. Чтобы не быть голословным назову несколько альбомов 1967 года. Прежде всего, The Beatles, с их пластинкой всех времен и народов - SGT. PEPPER'S LONELY HEARTS CLUB BAND, The Rolling Stones - Their Satanic Majesties Request, Cream - Disraeli Gears, The Who - Sell Out, Traffic - Dear Mr. Fantasy (записан в декабре 67) и других. Не упоминаю американскую сцену, где господствовали (по революционным новациям) Doors. Вполне достаточно, чтобы не быть голословным.

По моему глубокому убеждению, после The Beatles устойчивое второе место по исключительной силе новаторских приемов и яркому многоцветью музыкальной палитры в тот год, держит пластинка The Moody Blues "Days Of Future Past". Я влюбился в эту команду сразу и безоговорочно. До сих пор держу в коллекции и винил и компакты.

Но сначала немного истории. Начиная с 1964 и до фантастического взлета, MB подошли с восьмью синглами и полноценным диском "The Magnificent Moodies" (июль, 1966), кроме того, в активе группы уже было четыре хита, среди которых первое место в Великобритании за песню Go Now! (ноябрь, 1964). Стартовый состав квинтета: Денни Лэйн (гитара, вокал), Майк Пиндер (клавишные, вокал), Рэй Томас (флейта, вокал), Клинт Уорвик (бас) и Грэм Эдж (ударные). Коллектив исполнял мелодичный ритм-н-блюз и пользовался успехом в молодежных кругах Бирмингема, а затем Лондона. Лидером являлся Денни Лэйн (29.10.1944), пришедший из группы Diplomats. Совместно с Пиндером (12.12.1941), он записал часть материала, но в ноябре 66-го откололся от коллектива, уступив место новому участнику - Джастину Хэйуорду (14.10.1946).

Забегая вперед, отмечу, что Лэйн был приглашен в 1971 году в Wings, а затем записал не без помощи могущественного патрона, два сольных альбома. Хэйуорд в десятилетнем возрасте уже имел опыт игры на фортепьяно и гавайской гитаре, в школьные годы играл в молодежных клубах и пабах родного Свиндона. В 1965 году по объявлению журнала Melody Maker присоединился к трио Wild Three, участники которого поощрили молодое дарование к написанию собственного материала, а уже затем с подачи Эрика Бердона из легендарных The Animals, привело в MВ. Вместе с ним в группу пришел его товарищ и единомышленник Джон Лодж (20.07.45) ставший новым бас-гитаристом.

С приходом новых участников, собственно, началось победоносное шествие MB, сумевших за более чем сорокалетнюю карьеру продать около 60 миллионов дисков. Альбом “DAYS OF FUTURE PAST” был выпущен в Англии в ноябре 1967 на лейбле DERAM (филиал знаменитой Decca Records). Что интересно, в США пластинка вышла лишь в апреле следующего года и заняла третье место в национальном чарте, против 27 в Англии. Объяснение этому - раскрутка в Штатах самого знаменитого сингла группы Nights In White Satin. Волшебство альбома начинается с первых аккордов - гармонический сплав рока и симфонического оркестра. Сколько я не вспоминал, кроме The Beatles, в то время никто не отважился на столь революционный шаг. Кроме того, как и у ливерпульской четвёрки, на диске не было положенных 5-секундных пауз между дорожками, подчеркивающих концептуальную направленность музыкальных тем. На запись альбома был приглашен Лондонский фестивальный оркестр из 48 человек под управлением Питера Найта. Все участники группы кроме Эджа являются авторами текстов и музыки.

Продюсер Хьюг Мендл, написав предисловие на альбоме, отмечает сплав симфонического оркестра и «поп» музыки, роль новых систем звукозаписи. Отдавал ли он себе отчет в том, что из этого получится? Для всех участников это был эксперимент. Дирижер и музыкант с академическим образованием Питер Найт, аранжировал и воплотил в жизнь те музыкальные идеи, которые MB наиграли на репетициях, а также оставил свое авторство в первой композиции или, если проводить параллели с классикой - интродукции. Семь музыкальных тем изумительных по красоте и силе мелодике были связанны чарующими звуками симфонических инструментов. Сюжетная нить - день от рассвета до глубокой ночи, человеческая жизнь, любовь и счастье. Простые человеческие ценности и гармония мира, поднятые в альбоме, проходят лейтмотивом в следующих работах музыкантов. Их музыка находит резонанс в душе, сердце и делает это лучше всяких слов. Венчающая диск фантастическая композиция Хэйуорда - Nights In White Satin, стала легендарным шедевром, являющимся одной из самых популярных в рок-музыке.

Началось триумфальное шествие новых звезд, вспыхнувших на музыкальном небосклоне Англии. У капиталистов принято на таланте зарабатывать, MB не исключение – был заключён контракт на выпуск нескольких дисков с продюсером Тони Кларком. Первые альбомы были записаны на одном дыхании, творческий потенциал был необычайно высок и идеи переполняли участников группы. С 1967 по 1972 год вышло семь альбомов и каждый если не шедевр, то прекрасный материал. Это были великолепные образцы арт-рока, проникнутого тонкой атмосферой созидательной и созерцательной музыки. Причем материал не был перегружен инструментальными наворотами и сложными экспериментальными проходами, а подавался в облегченной и приближенной к слушателю форме мелодичных поп-песен. Диски On The Threshold Of A Dream (1969), A Question Of Balance (1970), “Every Good Boy Deserves Favour (1971) занимают 1 места в английском хит-параде. Жалуют их и за океаном - Sevent Sojourn (1972) - высший бал в США! На каждом диске один - два хита. А подкупают, прежде всего, удивительные мелодии и прекрасное многоголосье, украшенное живой флейтой Tомаса и величественным меллотроном Пиндера. Все участники группы жили творчеством, и что особенно отрадно, не злоупотребляли наркотиками и алкоголем. Некоторые идеи MB, особенно эксперименты с симфоническим оркестром, были подхвачены другими группами. Вспомним попытку Deep Purple по слиянию рока с классикой: Concerto For Group And Orchestra With The Royal Philharmonic Orchestra. Или мелодичные опусы Barclay James Harvest. Как знать, не воспользовались ли The Who создавая рок-оперу Tommy, техническими приемами заложенными в фундамент Days Of Future Past не буду гадать - аналогий много.

К 1972 году MB подошли безумно уставшими от гастролей и работы. Ни собственный самолет, ни солидные состояния в банках не могли восполнить душевного покоя, необходимого творческим личностям, назревал кризис. Шоу бизнес не жалеет никого! Музыканты приняли решение ненадолго расстаться. Ненадолго обернулось шестью годами. Каждый занялся семьей и сольной деятельностью. Нельзя сказать, что в музыкальном плане осколки группы также сверкали, как в годы совместной деятельности. Наиболее удачным был диск Хэйорда и Лоджа - Blue Jays (1975). Остальные сольники были откровенно скучны, особенно нелепым выглядит проект Grame Edge Band “KickI Off Your Muddy Boots” (1975) с братьями Гурвитц. В 1978 году воссоединившиеся MB записывают альбом Octave поднявшийся до 6-го места в Англии и 13-го в США. Продюсировал диск неизменный Тони Кларк. Прекрасный альбом, словно не было шестилетнего перерыва: мягкий звук, красивые мелодии, узнаваемое многоголосье, добавился саксофон в несколько необычной композиции Top Rank Suite, да что говорить - послушайте!

И опять перерыв почти на два с половиной года. Пауза была связана с уходом Пиндера, человека, которому MB, во многом обязаны своему успеху. Ветеран не выдержал гонки и решил заняться семьей и сольной карьерой. С женой и тремя детьми он переехал в США, организовал свою фирму One Step Records, где записал несколько альбомов, ориентированных на детскую аудиторию. MB рекрутировали в свои ряды Патрика Мораца (24.06.1948), музыкального виртуоза, прославившегося в группе Yes. Морац получил консерваторское образование в Лозанне. На сцене с 1963 года, после того, как занял первое место на фестивале джаза в Цюрихе. Музыкальные критики частенько упрекали MB в отсутствии должной профессиональной подготовки, выражавшейся слабой техникой игры, оттого появление Мораца, освоившего одним из первых синтезатор, сильно сказалось, как на музыке группы, так и на популярности во время живых выступлений. Но отдавать лавры славы MB не собирались. Новый клавишник выполнял функции приглашенного музыканта, в написании песен не участвовал и всегда был задвинут на второй план. До некоторых пор, такая роль Mораца устраивала - талантливый музыкант параллельно участвовал в сольных и чужих проектах. Но спустя много лет (сентябрь 1991) он подаст иск в 500000$ на группу и руководство компании за нарушение договоренностей и отстранение от гастролей. Чем закончилась тяжба, не знаю, но понятно, что оставаться в группе он больше не мог. C Mорацом было записано шесть полноценных альбомов, из которых, наиболее яркий - Other Side Of Life, а одноименная песня - безусловный шедевр. Наша публика этот диск должна помнить, в 1986 году он был переиздан в СССР (естественно, без разворота и вкладыша с текстами песен).

С годами музыкальная палитра MB несколько потускнела. Ушли яркие мелодии, краски, поблекли. Огромный багаж, всеми любимых композиций из славного прошлого, позволяет музыкантам оставаться на плаву. Номерных альбомов все меньше (последний пока - December, октябрь 2003). Чтобы заполнить затянувшиеся промежутки между новыми работами, МВ поступают, как все - выпускают различные сборники и гастролируют по всему миру. На мой взгляд, именно концертные альбомы не прибавляют им поклонников. МВ, все-таки студийный коллектив, стиль группы не предполагает мощные, динамичные композиции, которые так хороши в живом исполнении, да и музыкальная техника (как уже отмечалось) не достигает уровня, которое требует статус звезд. И если господь Бог щедро одарил МВ композиторским даром, то виртуозное владение инструментами, как, например у Yes или King Crimson оставляет желать лучшего, тут я согласен с критиками. Но это правила игры и участники «Унылого блюза» их выполняют, тем более, что общение с публикой на концертах музыкантам в радость. За многие годы МВ создали свой неповторимый стиль. Когда раздается не сильный, проникновенно-меланхоличный голос Хэйуорда, под звуки гитары и ставших уже традиционных оркестровок, сразу ясно кто перед вами.

После ухода Мораца, штатный состав группы сократился до квартета. В 2002 году уволился Рэй Томас, так что теперь Moody Blues - трио. Но это ровным счетом ничего не значит. Команда жива и график туров расписан до ноября 2007 года (вот только места для России в нем нет?!). В этом году первых пять альбомов золотого периода заново изданы в формате высокого качества  и дополнены бонусами. И наверняка в наше время найдется немало молодых людей или девушек, кто еще не знаком с легендарной симфо-арт-роковой группой седовласых крепких рокеров. Выходцы из легендарных 60-х, они стояли у истоков рок-музыки и оставили в ней очень заметный след. Послушайте, например, Melancholy Man, Dear Diary, Dawn, Lost In A Lost World и если у вас не перехватило дыхание и не появились мурашки, вам надо выбирать других кумиров. Для тех, кому это интересно, я рекомендую начать знакомство и получить несравненное удовольствие от сборника This Is The Moody Blues, я считаю, что это лучшая в своем роде компиляция: 26 песен слушаются, как одно целое, удивительная подборка рок-шедевров. Творческих успехов музыкантам, ждем в России!

2004


Рецензии
Не могу сказать, что МБ в списке моих любимых групп, но тот восторг, который я испытал, когда впервые услышал их музыку я не забуду никогда. Это была космическая музыка. Я был уверен, что они инопланетяне. ))
Отлично написано.
Если у вас есть что-либо про ветеранов хардэндхэви, я был бы рад почитать.
Всех благ!

Алан Мун   08.06.2017 09:25     Заявить о нарушении
Добрый день. Я уже не помню, публикаций ан rockarchives.ru было около двухсот. Вроде про ветеранов хардэндхэви не писал. Спасибо за отзыв. Успехов!

Вадим Яловецкий   08.06.2017 13:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.