Запах клубничного варенья!

Как же это замечательно, когда есть дом, есть семья и есть море приятных воспоминаний. Сейчас подходит к концу июнь, достаточно разнообразный в этом году на погоду: было и очень жарко и умеренно, как и должно быть – без крайностей.
Поспела клубника, и, конечно же, из нее мама варит варенье: стоит просто опьяняющий запах по всей квартире, особенно в кухне. Сам не знаю почему, но воспоминания об этом запахе тянуться из самого детства: когда бегали по улицам, лазали по деревьям: у нас было излюбленное место – дерево, которое позволяло попасть на крышу магазинного склада. Мы часто там собирались, общались, строили домики, тут же, недалеко жгли костры – и казалось, не будет этому счастливому и беззаботному времени конца. Юля, Аня, Илья, Дима, Катя и я.
Время тогда было такое, что не стыдно было и бутылки из-под пива собирать и сдавать, а на вырученные деньги покупать огромное море сладостей, жевательные резинки, пепси и фанта. Всегда в обед все мы расходились по домам, и обязательно спали, а вечером вновь на прогулку: все лето проводили на улице, дома даже мысли не было остаться, отсидеться, что-либо поделать.
Самым страшным было – это поездка на дачу. Собственно и дачи как таковой не было, а просто огород посреди поля – вот и вся дача: единственное что привлекало, так это возможность вдоволь накупаться в речке по дороге на электричку. Но часто это последнее желание оставалось неудовлетворенно.
Полить десять соток огорода водой из близлежащего пруда (тогда еще не было подведено водоснабжение), выдергать траву, собрать помидоры, огурцы, все это раскидать по огромным по детским меркам сумкам и тащить это все. Как правило, на электричку не шли, а бежали, и искупаться в речке не всегда была возможность. Вот так проходило общение с дачей.
В августе с нетерпением ждал начала учебного года, может я и странным был ребенком, но летний отдых он угнетал под конец. Когда бабушка еще жила в Саратове, то часто уезжал к ней, там частный дом, огромный двор и не надо торопиться на электричку, не надо в темпе поливать и окучивать и пропалывать, там было хорошо. Были  и там свои друзья: Виталик, Роман, Денис (брат Витали), ну и еще несколько человек.
Не могу сказать, что очень разнообразно мы проводили время, но были  и концерты, и прятки и вышибалы, катались на велосипедах, играли в песке. Потом, правда, как-то резко все поменялось, все отдалились, ушли во взрослые проблемы, улица наполнилась собаками, что страшно было выходить. О да, этот страх собак, он есть одно из самых ярких воспоминаний детства.
Постепенно все стали взрослеть, первая влюбленность, все эти обнимания с девчонками. Стали совсем иначе мы друг на друга смотреть, возникло некоторое противопоставление: рухнуло единение.
В какой-то момент пришло такое ощущение, что никому я не нужен, что всегда проще одному. Одному интереснее, на улице меня перестали принимать, дома тоже ерунда полная пошла: постоянные проблемы финансовые, родители ругаются, отец стал много пить и распускать руки. За счастье было, когда он не ночевал дома или приходил настолько пьяный, что тут же засыпал.
В школе тоже не все было гладко: и перепады в успеваемости, и непринятие коллективом, да, где-то я был не похож на других, я отличался от них, а так как желание занять позицию наблюдателя подкреплялось этим неприятием, то спустя время я остался совсем один: и дома, и в школе, и на улице. Сейчас я понимаю, что это одиночество меня спасло: я сохранил себя, не растворился в омуте уличной шпаны. А многие тогда сильно попортили себе репутацию: драки, мелкие хулиганства, рано курить начали, выпивать.
Всегда меня пугала эта моя отстраненность, я себя считал неполноценным. Когда совсем плохо стало с деньгами дома, стал очень плохо одеваться, да еще эти подростковые прыщи: сколько я времени тратил на то, чтобы избавиться от них. Это сейчас я отношусь к их присутствию спокойно, тогда все было иначе. Можно сказать, что все погрязло в болото, из которого не могло быть выхода. Но что-то постепенно изменилось, и стал я понимать, что все удачно складывается, все очень правильно. Оказалось, что одиночество среди людей – это очень хорошая позиция, что отстраненность создает определенную загадку вокруг тебя. Это все помогает, не отвлекаясь, расти!
Это понимание ситуации пришло спонтанно и можно сказать, что только теперь я до конца осознаю эту мысль. Сегодня считаю себя достаточно успешным, образованным человеком, имеющим определенные претензии и позиции жизненные. Занимаюсь наукой, работаю. И вот только иногда, летом, возникают мгновения погружения в воспоминания, когда неожиданно возвращают назад запахи, звуки, отдельные фразы и слова…вот, например, запах клубничного варенья.


Рецензии