Трое из рода Болотовых

        Подсчитать все таланты Андрея Тимофеевича Болотова крайне сложно. Не зря его называют энциклопедистом. Первый русский агрономом, просветитель, изобретатель, переводчик, разносторонний ученый, писатель, создатель первого детского театра в России, журналист, мастер паркового искусства… Реже всего, пожалуй, вспоминают о том, что Болотов не менее серьезно, чем наукой, занимался живописью. И совсем не многие знают, что род Болотовых дал России трех художников, в той или иной степени связанных с тульским краем.

        Начнем с самого Андрея Тимофеевича. Время сохранило не так много его работ. Это портреты, акварели с видами богородицкого парка, разнообразные рисунки. Однако, давайте будем объективны. Многих художников XVIII и даже ХIХ века мы знаем всего по нескольким произведениям. Так что на этом фоне художественное наследие Болотова, исчисляемое десятками, если не сотнями работ, вовсе не так мало.

        Прежде всего вспомним автопортреты Болотова. Один из них, в военном мундире, хранится в Эрмитаже, другой, с книгой, – в Русском музее, третий, миниатюрный, - в Государственном Историческом музее. Включение картин в коллекции всемирно известных музеев говорит само за себя. Написанные в разные годы все портреты передают умный, глубокий взгляд, пронизывающий нас сквозь время.

        Портреты галантного века было принято писать подчеркнуто парадно-праздничными. Модель в нарочитой позе располагали на богато декорированном фоне фоне. Уже тогда художники частенько приукрашивали портретируемого, разглаживая морщинки, добавляя румянца и подбирая лишние подбородки. Ни на одном портрете той эпохи вы не найдете лица, обезображенного оспинами, хотя в жизни недостатка в них не наблюдалось. Автопортреты Болотова как будто из другого времени. Ни малейшего величия: простота, скромность и уверенность в себе.

        «Я с самого малолетства получил великую склонность к рисованью и маранью красками … живущий с нами об стену рисовальный мастер Дангауер нанят и приговорен был меня учить, и так начал я к нему ходить и по нескольку часов учиться». Однако с этим мастером Болотов постиг лишь основы карандашного рисунка. Азы живописи красками он постигал самоучкой, старательно наблюдая за тем, как это делали настоящие художники.

        Первое признание таланта рисовальщика пришло к Андрею Тимофеевичу во время военной службы в качестве офицера при канцелярии губернатора Кенигсберга, куда он попал в ходе Семилетней войны. По распоряжению губернатора Болотов делает рисунки новых монет для завоеванной Пруссии. Отчеканенные монеты ходили несколько лет. Сегодня их можно увидеть в Государственном Историческом музее.

        Там же, в Пруссии Болотов знакомится с собраниями европейской живописи и начинает собирать собственную коллекцию. Единственный трофей, привезенный им с войны, это «два живописных портрета, которые случилось мне купить … у солдат, доставших оные при разграблении замка Аленбургского».

        Собрание Андрея Тимофеевича было довольно обширным и занимало в дворяниновском доме целую комнату, называвшуюся галереей. Следы этих полотен затеряны во времени. Известно, что коллекция включала работы русских и европейских мастеров, а также собственные работы художника.

        Среди них большая картина с батальной сценой (1767 год) и «Портрет Петра I с Минервою» (1772). Последняя картина представляет особый интерес. Наш герой не мог не знать о высочайшем запрете браться «худым мастерам» за императорские портреты «под опасением … наижесточайшего истязания без всякой пощады». Законопослушный и порой даже излишне осторожный, Болотов без полной уверенности в своих силах за портрет императора не взялся бы.

        Андрей Тимофеевич хорошо знал собрание картин царского дворца, где бывал почти ежедневно в течение шести месяцев службы в качестве флигель-адъютанта при генерал-губернаторе Петербурга Корфе: «Нельзя изобразить, с каким любопытством и удовольствием рассматривал я сии царские чертоги и все встречающееся в них с моим зрением… особливо картины приводили меня в приятное удивление и нередко в самые восторги».

        На картины Болотов обращал внимание во всех домах, в которых оказывался, в том числе в доме известного журналиста и издателя Н.И. Новикова, популярного поэта и куратора Московского университета М.М.Хераскова. Позднее Болотов познакомился с собраниями Демидовых, Шереметьевых, Гагариных, Кречетниковых.

        Не случайно именно Болотову было доверено устройство интерьеров богородицкого дворца, куда он закупал мебель, бронзу, осветительные приборы, следил за росписью стен и потолков. И именно в Богородицке Болотов проявляет свой художественный талант в создании первого в России пейзажного парка.

        Парковое искусство тоже отчасти тоже изобразительное, но, говоря современным языком, это искусство в 3 D: парк мы рассматриваем, осязаем и вдыхаем одновременно. Правда, сегодня мы видим не совсем тот парк, который создал Андрей Тимофеевич. Перенестись в парк времен его расцвета можно с помощью акварельных рисунков его создателя, сохранивших дивные пейзажи с извилистыми дорожками, каскадами прудов, фонтанами, водопадами, обелисками, павильонами, руинами и прочими хитроумными затеями.

        Болотовы создали три одинаковых альбома с видами парка в Богородицке. Один оставили себе, второй подарили наместнику Калужскому и Тульскому М.Н. Кречетникову, а третий Болотов лично преподнес Екатерине II, во время ее приезда в Тулу. Есть мнение, что Екатерина в свою очередь переслала свой экземпляр Вольтеру, в переписке с которым состояла. Сегодня известно более 80 акварелей этой серии, хранящихся в основном в Государственном Историческом музее.

        Кстати, немногие знают, что эти «любимые свои ландшафты» наш герой рисовал вместе со своим сыном Павлом. Павел был единственным из выживших сыновей Болотовых, во всем старался помогать и подражать отцу. Сложно сказать, чьими стараниями в большей степени созданы виды богородицкого парка: сына или отца. Известно и об акварелях с видами дворяниновского парка, но судьба их неизвестна.

        Андрей Тимофеевич известен и как иллюстратор своих книг и статей. К примеру, венцом его многолетних трудов по улучшению и выведению новых сортов яблок и груш стал капитальный труд «Яблочные книги» в 8 томах, к которым прилагалось три альбома собственноручных акварельных рисунков, изображающих 661 сорт яблок и груш.

        Любовь к живописи унаследовал и сын Андрея Тимофеевича Павел Андреевич Болотов (1771 - 1850), проявивший себя на разных поприщах. В Тульской палате уголовного суда он «подписывал жестокия решения судеб нещастных убийц и преступников», служил чиновником в Петербурге, однако склонности к искусствам не утратил. П.А. Болотову принадлежит известный портрет отца в интерьере богородицкого кабинета, ряд рисунков, иллюстрирующих «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков».

        С рисунка Павла Болотова в московской мастерской Пастухова была выполнена гравюра «Вид Тульской крепости и торговой площади» (Государственный Исторический музей).

        Известно, что П.А. Болотов учил искусству рисунка Васю Жуковского. Повзрослев, известный поэт Василий Андреевич Жуковский вспоминал, что «самое памятное и любезное для меня есть лицо Болотова…Он был мне самый привлекательный человек и сильно на меня действовал своею многосторонностью».

        Как художник прославился внук П.А.Болотова и правнук А.Т.Болотова Дмитрий Михайлович (1837 – 1907), учившийся в петербургской Академии художеств на одном курсе с И. Шишкиным, В. Верещагиным и К. Маковским.

        К Дмитрию Михайловичу пришло признание как к мастеру одухотворенного женского и детского портрета. В 1876 году Дмитрий Михайлович пишет портрет художника И.К.Айвазовского и выставляет его на соискание звания академика живописи, однако не получает его. Тем не менее, между художниками сохраняются дружеские отношения. Возможно, именно по рекомендации Айвазовского Болотов начал давать уроки рисования великим князьям и княжнам.

        Заказы сыпались один за другим, однако в 1886 году после встречи с оптинским старцем Амвросием (одним из прототипов старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Достоевского) художник принял постриг, став монахом Даниилом. В Оптиной пустыни Болотов продолжает писать светские портреты, прибавляя к ним портреты духовных лиц и роспись храмов. Кроме этого, иеромонах Даниил открывает в Оптиной пустыни и Шамордине иконописные классы для молодых монахов и послушников, основываясь в обучении не на традициях иконописи, а на приемах светской живописи.

        Д.М. Болотов упокоен в Оптиной пустыни. Работы художника хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Тулы, Ульяновска, Зарайска, Пензы, Новосибирска, Твери, в частных коллекциях.

        Приятно, что все названные художники рода Болотовых связаны с богородицкой землей. Малая родина Дмитрия Михайловича - деревня Барыковка близ Бахметьева, где он родился в имении своего деда по материнской линии. Андрей Тимофеевич и Павел Андреевич почти двадцать лет прожили в Богородицке, оставив после себя удивительный парк, который, возможно, когда-нибудь предстанет перед нами в том виде, в котором его сохранили акварели Болотовых.


Литература
1. А.Т. Болотов «Записки Андрея Тимофеевича Болотова». Тула, 1988.
2. «Восхождение. Творческое наследие рода Болотовых». Каталог выставки Тульского музея изобразительных искусств. Тула, 2001.
3. И.Любимов «Путь с истинной и правдой. Кто такой Дмитрий Болотов?» // http://www.bogoroditsk.ru.
4. «Страницы жизни иеромонаха Даниила (Болотова)» // http://www.optina-pustin.ru.


Рецензии
С удовольствием прочитала и пополнила свои знания о человеке необычной судьбы. Об Андрее Тимофеевиче Болотове впервые узнала лет десять тому назад, когда мне в руки попал сборник "Хозяева земли русской". Позднее прочитала его книгу "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков". Была очень поражена его разносторонним интересам, его образу жизни, мировоззрениям, его отношению к людям. Жаль, что про этого человека знают так мало. По крайней мере, никто из моих знакомых даже не слышал этого имени.
Спасибо Вам за данную работу.

Валентина Колбина   20.02.2013 15:30     Заявить о нарушении
Пожалуйста, Валентина!
С уважением, Рагим

Рагим Мусаев   23.02.2013 20:18   Заявить о нарушении
Рагим! С познавательным интересом прочел Вашу замечательную работу о Болотовых. Поражен объемом проделанной Вами работы прежде чем сесть за стол с чистым листом бумаги. Спасибо за просветительство. С уважением и благодарностью,

Аркадий Тищенко   02.09.2013 11:25   Заявить о нарушении