Забытый Рудник
Стоит мне только увидеть тебя,
Как грохот забоев и нижней бутары
Врываются в душу, года бередя.
В. Сажин.
На Шерловой Горе народ подобрался со всех концов нашей необъятной Родины. У нас общая судьба и одна история. При встрече – обычные разговоры о здоровье, о жизни, кто уехал, где кто живёт. И вдруг слышишь знакомое «…живёт на Заводском». Для незнающих людей и молодёжи звучит непонятно – откуда в Шерловой заводы? А идёт это от наших предков по фразе «завести горный промысел», то есть – завод. Отсюда: Алек-Завод, Газ-Завод, Нерчинский Завод и ещё больше десятка не существующих уже заводов не только в Забайкалье, но и на Алтае, Урале и в других местах.
Понятно, рудник «Заводский» с начала прошлого века добывающий вольфрам, возник не на пустом месте. Развитие посёлка и Шерловогорского горно-обогатительного комбината связано с открытием Н. Иониным в 1930 году коренного касситеритового (оловянного) оруденения сопки Большой. Лишь только в 1936 году здесь началась промышленная добыча олова.
Для поощрения частной предприимчивости в горном деле, Петром I была издана в 1719 году «берг привилегия», которой «соизволялось всем и каждому, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственной, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы», то есть устанавливался принцип горной свободы («берг» по-немецки «гора», отсюда – горная привилегия, горная коллегия, - прим. автора). Так вот ни отсюда ли в России вольные старатели? А каково было им, рудокопам, вглядимся более пристально.
Большая часть рудных месторождений находятся вдалеке от населённых мест, в горах и лесах. Разработка их производилась вольными рудокопами, которым часто приходилось переходить с места на место. Они выступали в качестве пионеров культуры, рубили леса, строили новые посёлки, истребляли хищных зверей, налаживали сообщение с населёнными пунктами. Так вырабатывалось предприимчивое, независимое, подвижное, вооружённое население рудоносных гор, которое не легко было подчинить существующим режимам. За право на разработку руд (регалий) шла ожесточённая борьба между властью и владельцами земли, капитала. На фоне этой борьбы труд старателей ценился высоко, им предоставлялись всевозможные льготы и привилегии, всячески поощрялась разработка месторождений. Опытных рудокопов, рудознатцев звали из чужих стран, в чём весьма преуспел Пётр I, приглашая германцев в Россию.
Великий швед К. Шееле (1742 – 1786 гг), выдающийся химик, сделал ряд исключительных по своему значению открытий. Важнейшим из них является открытие кислорода. В дальнейшем Шееле открыл такие элементы, как хлор, марганец и вольфрам… Шеелит, минерал, вторая по значению после вольфрамита вольфрамовая руда, назван в честь его. Открытие стало действительно светоносным для человечества – электрическая лампа накаливания с вольфрамовой нитью служит людям до нашего времени.
При правлении Екатерины II, служившие при дворе иностранцы Е. Патрен и П. Паллас, посетили Адун-Челон. Патрен дал первое детальное описание местности. Оно было настолько полным, что в 1791 г. сочли возможным перевести с французского эти «Заметки о минерологи Даурии» и опубликовать.
В 1792 году посетил Нерчинский край и обследовал Забайкальские рудники И. Георги, приглашённый Русской академией наук на временную службу. К 1788 году сподвижники Екатерины II, после описания местности Палласом и Георги, приказали передать все разработки в ведение управления горных заводов. До этого времени разработки находились под началом Иркутского губернского начальника.
Известные месторождения вольфрама на территории России сосредоточены преимущественно в центральном Забайкалье, между реками Шилка, Ингода и Китайской границей, в так называемых ранее Кабинетских землях (в дореволюционной России это земли, которые составляют царскую собственность. Они состояли в ведении Кабинета Его величества, откуда и произошло их название, - прим. автора). Эксплуатация Шерловогорского месторождения вольфрама была начата во время Первой мировой войны, но к планомерной разведке месторождения приступили только с 1926 года. С этого года вольфрамовый завод ГЭТ (Государственный электротехнический трест) приступил к выпуску вольфрамовой проволоки для электрических ламп, изготовляемых из Забайкальских концентратов. Из одной тонны металла можно изготовить до 18 млн. лампочек. Вольфрамовая проволока применяется для реостатов сопротивления в электрических печах, из вольфрама готовятся электроды в рентгеновских трубах. То есть самое широкое применение в развитии научно-технического прогресса имеет этот металл, открытый Шееле в 1781 году. Вольфрам необходим для изготовления специальных сортов стали и броневых плит. Очень ценны сплавы ВК (вольфрам-кобальт), имеющие твёрдость 9,8 (алмаз – 10).
Шерловая Гора была издавна известна многими минералами. Правитель канцелярии начальника Нерчинских заводов А. Кулибин в своей монографической работе (1827 г.) доказал, что в горе Тутхалтуй (ныне – Шерловая Гора) кроме топазов встречались бериллы, разноцветные флюориты, самородный висмут, дымчатый кварц, тёмно-зелёная слюда, а также «железистый волчец» (вольфрамит), простой и мышьяковый колчеданы, сернистый молибден, висмутовый блеск и висмутовая охра. Геолог И. Корзухин, в 1899 г. осмотревший месторождения полезных ископаемых по Онону, пришёл к выводу, что «вольфрамит в хребте Адун-Челон встречается, по-видимому, в весьма больших количествах». Вольфрамит здесь особый: сильно железистый и называется он ферберитом, он же «волчец».
Начавшаяся Первая мировая война потребовала большого количества оружия, а значит – вольфрамовых руд, ранее в стране не добывающихся. В 1915 году из отвалов Миллионной ямы старателями было намыто около 10 пудов вольфрамового шлиха. Это позволило в 1916 году приступить к усиленной добыче вольфрамита.
Комиссия сырья академии наук приняла решение о форсировании исследовательских и старательных работ в Забайкалье. Геоком летом 1916 года направил для осмотра вольфрамовых месторождений Забайкалья группу своих геологов – М. Тетяева, А. Гогунцова и других. Уже в следующем году на ней добывалось вольфрамита в 2,5 раза больше, чем на Букукинском вольфрамовом месторождении. К этому же году геологи выяснили, что висмутовые минералы Шерловой представлены самородным висмутом и базовисмутином. Таким образом, перед революцией Шерловая Гора была известна уже многими полезными ископаемыми.
Революция, годы гражданской войны и иностранной интервенции на Дальнем Востоке – всё это надолго задержало освоение природных богатств месторождения. В годы гражданской войны вольфрамовый рудник на Шерловой Горе взбунтовавшимися рабочими был национализирован, а готовый продукт – вольфрамовый концентрат – в 1920 г. был захвачен воинской частью барона Уигерна и увезён в сопредельное государство.
Надо отметить, что добыча вольфрамита была главным образом из россыпей верховьев пади Тутхалтуй (Заводской), из двух выработок на юго-западных склонах Золотого отрога, из россыпей около Миллионной ямы и из шурфов, расположенных к северо-востоку и юго-западу от неё. На руднике работало до 50 человек на четырёх лошадях. При ручной добыче пуд руды обходился в 16 рублей. Добыча вольфрама осуществлялась до середины 50-х годов с получением комплексного продукта – оловянно-вольфрамо-висмутого концентрата.
Вольфрамит на Заводском уже давно не добывается, однако, богатая событиями история минералообразования в этой местности и перспективы комплексного использования его руд, побудили меня дать информацию о минерологи рудных жил гранитного массива Шерловой Горы – одного из интереснейших минеральных месторождений мира.
Свидетельство о публикации №211072700671