Сто чудовищ Украины. 052. Фальшивый этаж

Название: Фальшивый этаж (лат. Tabulatum falsus)
Классификация: стационарное чудовище лабиринтного типа
Распространение/местонахождение: многоэтажные помещения оборудованные лифтами
Питание: неустановленное
Количество жертв: до сотни в год
Популяция: 2
Размножение: отсутствует
История возникновения/изучения: точно сказать, когда появился Фальшивый этаж невозможно, но не раньше, чем появились многоэтажные дома с лифтами. Потому что именно в таких домах чудовище периодически появляется. Наличие лифта - обязательно, ни одного случая появления Фальшивого этажа в домах без лифтов не зарегистрировано. Массовые случаи появления Фальшивого этажа датируются семидесятые годы, когда в СССР было построено большое количество многоэтажек с лифтами. В милицию стали обращаться люди, которые извещали об исчезновении их родственников или знакомых, которые исчезали в новопостроенных многоэтажках. Обстоятельства исчезновений были всегда одинаковы: люди заходили в лифты, двери за ними закрывались и больше жертв никто не видел. Это было похоже на деятельность Вагона с печальными окнами (см. 042. Вагон с печальными окнами), так что разбираться с исчезновениями поручили линейной милиции и транспортной прокуратуре. Но расследование сразу забуксовало. Потому что хотя люди и действительно исчезали, но свидетелей этого не было, так же, как отсутствовали внятные мотивы для исчезновения. Люди просто заходили в лифты, по одному или по несколько, давили на кнопки, двери закрывались и всё. Дальше была сплошная темнота. Ни людей, ни трупов, ни догадок, куда они (люди или трупы) делись.
Чтобы избавиться от безнадежного дела, следователи транспортной прокуратуры подвели его под политику: мол, все случаи исчезновения происходят в новых домах, то есть заявители об исчезновениях пытаются подорвать доверие к строительной индустрии, а значит и всей Страны Советов. После этого делом занялось КГБ, которое не искало пропавших, а работало с теми, кто подавал заявления об исчезновении своих близких. Людей проверяли, не диссиденты ли, а может, имеют связи с иностранными разведками, которые и подталкивают к подаче необоснованных заявлений. Но проверка не обнаружила таких связей, так же, как и предварительного сговора заявителей. Дело положили под сукно и тихонько бы закрыли, когда в Харькове исчезло восемь молодых физиков, часть которых была задействована в секретных проектах оборонного комплекса. Дело было приказано во чтобы то ни стало раскрыть и в Харьков отправилась большая группа следователей и оперативных работников со всего Союза.
Они быстро выяснили, что на этот раз у исчезновения был свидетель - коллега физиков. Он рассказал, что вместе с коллегами возвращался с научной конференции в отель, зашли в лифт. Ехать надо было на седьмой этаж, но лифт, как вспоминал свидетель, почему-то приехал быстрее, чем обычно. Дверь открылась и за ними была темнота, хотя обычно холлы отеля хорошо освещались. Физики решили, что это их этаж и вышли из лифта, все кроме одного, который почувствовал тогда какие-то сомнения, даже страх, полностью необъяснимый. Мужчина остался в лифте, сказав, что забыл бросить в почтовый ящик письмо домой. Свидетель рассказывал, что физики вышли в темный холл, свернули в темный коридор, их голоса удалялись, а потом дверь лифта захлопнулась и он поехал дальше. Привез на седьмой этаж, настоящий седьмой этаж с освещенным холлом, хотя больше никаких кнопок физик не давил.
Свидетель вернулся в номер и стал ждать коллег. Но их не было. Тогда он спустился вниз, потом обошел все этажи, но товарищей не нашел. На следующее утро, когда все, кто вышел из лифта, так и не появились, свидетель обратился в милицию. Учитывая личности пропавших, задействованных на важных оборонных программах, делом начало заниматься КГБ. Которое очень внимательно проверило самого свидетеля, его семью и друзей. Но ничего подозрительного обнаружено не было. Попытки поймать свидетеля на вранье не удались, так же он легко прошел проверку на детекторе лжи. Тогда проверили лифты, установленные в отеле, где исчезли физики. Обычные лифты, еще советского производства, то есть не вызвали никаких подозрений. Опрошенные горничные утверждали, что все холлы освещались и не было ни одного темного. Портье из отеля свидетельствовал, что видел, как физики заходили, но не видел, как выходили. Были проверены все обстоятельства, опрошены сотни людей, но выяснить, куда же делись физики не удалось.
Чтобы не сложилось впечатление, что советское государство не контролирует ситуацию, дело об исчезновении физиков засекретили, а заявления о похожих исчезновениях начали собирать и систематизировать в КГБ. И выяснилось, что каждый год в Харькове, Киеве, Днепропетровске, Одессе или Львове исчезают в лифтах при схожих обстоятельствах около сотни людей. Разного возраста, образования, социального положения и состояния здоровья. Установить каких-то связей между пропавшими не удалось, так что расследование дела почти прекратилось, скукожившись лишь на сборе информации о случаях исчезновения. Которые случались по всему Советскому Союзу, частью в крупных городах, поскольку в маленьких многоэтажек с лифтами не было.
Прохладное отношение КГБ к этому делу объяснялось также тем, что в отборе пропавших царила полная случайность, которая давала возможность утверждать: за Фальшивым этажом не стоят страны Запада или какие-то другие силы, а это просто стихия. О которой лучше умолчать. Так что любые упоминания о Фальшивом этаже были запрещены, а в тайных инструкциях для высшего руководства был странный пункт, что из лифта нельзя выходить в плохо освещенное незнакомое помещение. Это предостережение никак не объяснялось и служило источником для многочисленных остроумных и не очень объяснений.
Секретность вокруг Фальшивого этажа продолжалась вплоть до перестройки, но и в ситуации информационной свободы Этаж не прославился, как прочие запрещенные чудовища, о которых все бросились писать и читать. Невнимательность к Фальшивому этажу не была связана с намеренной информационной блокадой. Просто слишком уж скучно выглядело чудовище: лифт, останавливался не там где надо, люди, которые исчезали неизвестно где. Ничего интересного,  бред какой-то. Интерес к чудовищу оживился, после того, как мы на «Жизни по-настоящему!» сделали сюжет о нём и показали, что каждый месяц Фальшивый этаж забирает десятки людей только в Украине.
Тогда мы не знали ни самого устройства чудовища, ни деталей его действий.
Но после выхода сюжета к нам обратились двое свидетелей. Не просто свидетелей, а людей, побывавших в Фальшивом этаже и даже сумевших выбраться из него. Первым к нам пришел житель Днепропетровска Борис Аппельбаум, когда-то преподаватель марксизма-ленинизма, а затем бизнесмен и активный деятель еврейской общины города. Господин Аппельбаум рассказал, что в 2007 году он попал в Фальшивый этаж, но смог с него спастись после двухгодичных испытаний. Мы проверили Бориса на детекторе лжи, опросили свидетелей, подняли все документы и выяснили, что в 2007 году он действительно исчез с группой израильских бизнесменов, приехавших в Днепропетровск по делам. Об их исчезновении было подано заявление в милицию, случился даже некоторый дипломатический скандал, но никого не нашли. А через два года Аппельбаум сам вернулся домой, но его рассказы, о том, что с ним произошло, никто не поверил. В еврейской общине считали, что Аппельбаум подставил пропавших бизнесменов, продал их за деньги, а о пребывании в Фальшивом этаже выдумал, чтобы оправдать себя. За это Бориса отлучили от общины, сделав фактически изгоем. Впрочем, никаких доказательств его вины найдено не было.
Мы прислушались к его словам, поскольку, во-первых, после многих расспросов господин Апельбаум ни разу не запутался в своих показаниях. А во-вторых, успешно прошел несколько проверок на детекторе лжи. Итак, по словам свидетеля, все произошло в офисном здании неподалеку от набережной Днепра, где пропавшую группу последний раз и видели. Восемь бизнесменов из Израиля и девятый Аппельбаум пришли на встречу по обсуждению инвестирования в несколько строительных проектов. Охрана пропустила их внутрь, приехал лифт, который должен был поднять бизнесменов на двенадцатый этаж, где и была запланирована встреча. Лифт прибыл быстро и также быстро повез вверх. Остановился, двери лифта открылись. Перед бизнесменами была темнота. Это было странно, потому что на дворе был день, а куда солнечный свет не добивал, там было электрическое освещение. Здесь была тьма, которой бизнесмены, среди которых было несколько бывших военных, не испугались и вышли из лифта.
- Мы думали, что просто перегорела лампочка в холле, скоро выйдем на свет. - объясняет господин Апельбаум. - Но света всё не было. Темнота держала ещё несколько минут, а мы всё шли каким-то коридором. Тогда поняли, что что-то не то. В небоскребе, куда мы зашли, не могло быть таких длинных коридоров, это же не бункер какой-то. Мы начали щупать стены, нашли дверь, вышли в коридор. Кое-как освещенный. Но совсем пустой. Ни людей, ни мебели. Мы попытались вернуться к лифту, но заблудились в темноте и не смогли найти дороги. Пришлось идти вперёд. Но впереди были бесконечные коридоры с плоховатым освещением и пылью. Это было похоже на коридоры советских научных институтов времен застоя! Но мы же были в офисном здании, где кипела жизнь! Где нас ждали на важную встречу! Ребята начали волноваться, спрашивали меня, что происходит, а я не знал, что им сказать. Меня чуть не побили, обвинили, что я привёл их в ловушку. Но разве я был не с ними? Разве не блуждал теми же коридорами?
- Долго вы ходили?
- Несколько часов. Все устали, уселись прямо на пол отдохнуть и решить, что делать дальше, потому что эти коридоры выглядели бесконечными и ходить ними можно было вечно. Но никаких идей не было. Там были люди, которые успели повоевать, которые поездили по миру и многое видели, в конце концов у меня тоже три образования! Но никто никогда не слышал про это место, куда мы попали. Это же даже не было похоже на похищение! Какой-то бред! Когда мы услышали, как пол под нами содрогнулся. Это было первой постороннее движение за всё время нашего пребывания там. Мы встали. У нескольких ребят с собой были ножи, которые оказались в руках на случай нападения. Дрожание усиливалось, а потом раздался громкий удар, вспышка, ослепившая нас. Очень сильно, что-то увидеть я смог только минут через десять. И знаете, что я увидел? Я и другие ребята?
- Что?
- Великана какого-то восточного вида, но без точных географических признаков. Он был раза в два раза выше нас, очень крепкий, похожий на большое дерево. Великан был одет в серенькие шаровары, подпоясанные широким цветастым кушаком. По пояс голый. У него был толстенные руки, все тело в мышцах, длинные усы и колпак на голове. Он был похож на какого персонажа из мультфильма. А ещё у него на плече был огромный молот.
- Молот?
- Да. С рукоятью толщиной в людскую ногу, и метровой ударной частью. Великан появился непонятно откуда и внимательно смотрел на нас. А мы пялились на него, не знали, верить собственным глазам, или нет. Но приходилось верить. Потому что великан был вот он, занимал весь коридор, слышно было, как понемногу сопел, о чём-то думал, когда смотрел нас.
- Спроси, как нам выйти отсюда? - толкнул меня один из ребят. Они говорили только на иврите или английском. Я спросил великана, а тот в ответ расхохотался так, что у меня уши заложило.
- Никак! – прогрохотал великан.
- Выведи нас, мы хорошо заплатим! - предложил я ему.
- Нет. Деньги мне не нужны.
- Кто ты?
- Спрашиваю здесь я и никто больше! - строго произнёс великан и дальше нас разглядывал. - Вот ты. - он указал своим пальцем, который был толщиной в человеческую руку, на Ицхака Левина, одного из делегации. - Назови основные черты правого уклона в партии? - спросил великан. Я чуть не упал! Какой-то шут в шароварах и с молотом, с голым пузом!, спрашивает о правом уклоне!
- Он не понимает украинского. - вмешался я.
- Пусть отвечает на том языке, который знает. Переводи ему вопрос! Быстро!
Я перевел.
- Что это за глупость? - спросил удивленный Левин.
- Неправильный ответ. - прогремело чудовище и со всей силы ударило своим молотом! Превратив Ицхака в мокрое пятно! Честное слово! Вот он стоял, ничего не понимал, а потом резкое движение молота, удар и во все стороны разлетаются капли крови и куски мяса! Ицхака больше нет с нами! А великан исчезает, так же неожиданно, как и появился! Один из наших, Шмуль, даже успел метнуть свой нож, но он ударился в стенку, потому великан исчез! Почти мгновенно! Ну и началось!
- Что именно началось?
- Наши поиски выхода и явления великана. Мы ходили часами по бесконечным коридорам, находили кучу дверей, заходили во все и никуда не приходили! Это было похоже на издевательство. А еще мы не могли похоронить Левина! Носили его остатки с собой, поскольку в бетоне коридора могилу не выкопаешь. Примерно через сутки, я запомнил время, великан появился снова. В том же наряде и с молотом. Спросил о Седьмом съезде партии. Я знал ответ, я же в свое время закончил с отличием и университет и высшую партийную школу, но сказать ничего не успел, потому что тот, у кого спрашивали, стал ругаться и был убит молотом. Теперь мы таскали уже остатки двух. При следующем появления великана те ребята, что имели ножи и другие тоже, ринулись на чудовище. Однако оно легко отразило наше нападение и снова задало вопрос. Меня. Об ошибках Зиновьева. Я ответил. У меня отличная память, а в ВПШ хорошо учили.
- Молодец. - улыбнулось чудовище. - Правильно. Так что живи. - великан исчез, забрав у нас всё оружие. А ребята бросились на меня и чуть не убили. Они были уверены, что я тоже в игре, что сотрудничаю с чудовищем, потому и не был убит! Но зачем я был нужен великану, зачем ему было держать меня здесь? В обвинениях в мой адрес не было никакой логики, только испуг, отчаяние и зависть, что я могу выжить. Они чуть не убили меня. Спасло лишь то, что они боялись остаться без переводчика. Надеялись, что я еще пригожусь. Дальше всё пошло одинаково. Мы ходили по коридорам (коллеги следили, чтобы я не убежал), раз в сутки появлялся великан, задавал вопросы по истории партии и убивал, потому что эти товарищи почти ничего не знали ни о ВКП(б), ни о КПСС. Мои попытки что-то им рассказать, ничего не изменили, потому что вопросы были самые неожиданные, а ответ требовался полный. Даже небольшая ошибка приводила к убийству. Великан поднимал молот и сокрушал очередную жертву. Когда нас осталось четверо, я бежал, поняв, что оставшиеся убьют меня. Не чудовище, а они, такие же евреи, как и я! Вот до чего дожили! Потом я находил пятна их останков. Они все погибли, потому что ничего не знали об истории партии. А я знал. Я запомнил всё ещё с Высшей партийной школы и правильно ответил на все вопросы великана. Он приходил раз в сутки, спрашивал, слушал ответ, смеялся и исчезал. Я ходил по коридорам, уже без надежды найти выход, а просто для того, чтобы не сидеть на месте. Боялся, чтобы вопросы по истории партии не закончились. Если бы началась другая тема, например техническая, я бы мог быстро погибнуть. Но великана интересовали ошибки троцкистов, раскол с Мартовым или послания Ленина. Вопросы касались лишь событий от начала двадцатого века и до примерно 50-х годов. Я ходил пустыми коридорами и про себя повторял всё, что запомнил когда-то. У меня такая память, она словно фотографирует много ненужного. Ну кому эта история партии была нужна? И вот она спасала мне жизнь! День за днём!
Так продолжалось почти два года. Я считал вопросы великана. Их набралось 740, считая и те, что были заданы моим коллегам. А потом я как-то открыл очередные двери в очередном коридоре и увидел солнечный свет. Он ослепил меня, потому что я уже привык к плохому освещению. Глаза долго адаптировались. Потом я увидел кусты. Вот так, дверь среди кустов. Я вышел за двери.  Боялся, что это очередной лабиринт, кусты с новым чудовищем и новыми вопросами. Но не хотел возвращаться в коридоры, которые меня уже достали. Вышел. Кусты быстро закончились, впереди было поле подсолнуха. На краю его сидел старый заяц. Когда увидел меня, то неторопливо побежал прочь. Я пошел полем, нашел дорогу, вышел к деревне. Там сел в автобус. У меня были деньги, нас же в Фальшивом этаже даже не обыскивали. Доехал до Оклункова, это оказалось рядом. Затем вернулся в Днепропетровске. Лучше бы не возвращался! - кривится Аппельбаум. - Меня похоронили, как пропавшего героя, а когда я вернулся, начали обвинять, сделали из меня предателя, едва ли не убийцу! Без всяких доказательств! Но в чём я виноват? В том, что запомнил весь курс истории КПСС? Так у меня память такая! Что делать с памятью? - кричал Аппельбаум.
Он действительно отсутствовал больше двух лет. Никто не знает наверняка, где он был, но у нас не было оснований не верить его рассказу. Итак, Фальшивый этаж - скопление бесконечных коридоров, по которым можно ходить годами. Примерно раз в сутки к жертвам приходит великан с молотом и задает вопрос по истории коммунистической партии. При неправильном или неполном ответе убивает. Господин Аппельбаум утверждал, что великан оценивал объективно, а не так, что бы убить. Отвечаешь на отлично - живёшь. Нет - умираешь.
Рассказ Аппельбаума нас очень удивил. Зато он хорошо пояснял, почему никто не возвращается с Фальшивого этажа. Кто там помнит сейчас партийную историю? А потом к нам пришел ещё один свидетель, кстати, житель Оклункова, Александр Берёзкин, который рассказал, что также побывал в Фальшивом этаже. Попал в него, когда поднимался на лифте к знакомым. Лифт, который должен был доехать до шестнадцатого этажа, приехал слишком быстро. За дверью лифта была тьма, но Александр часто здесь бывал и надеялся легко сориентироваться без света. Вышел, сделал несколько шагов, повернул, но вместо ожидаемого прохода уперся в стену. Между тем дверь лифта захлопнулась и он куда-то уехал. Александр попытался вызвать лифт снова, но не нашел кнопки вызова. Потом не нашел и дверей в лифт, вместо них оказалась стена. Александр начал щупать стены, нашёл какие-то двери, вышел из них и попал в плохо освещенный коридор. Этот коридор стал единственным, что видел Александр следующие несколько лет. Он бродил коридорами, иногда находил мумифицированные тела людей, видимо, предыдущих жертв, всех со следами самоубийства.
Интересно, что никакой великан к Александру не приходил и ничего не спрашивал. Просто бесконечные коридоры со слабым освещением, тишина и пыль. Александр всё ходил и ходил, очень долго. Говорил, что боялся остановиться, чтобы не сойти с ума. Был от этого близок, как и от самоубийства. Но выдержал. И как-то раз, открыв очередные двери, оказался не в следующем коридоре, а среди кустов. Примерно в том же месте, о котором рассказывал и Аппельбаум. Тоже под Оклунковым, куда вернулся пешком. Как оказалось, Александр отсутствовал более четырех лет. У него уже была могила и памятник, родные не надеялись увидеть его живым.
Кроме отсутствия великана и вопросов рассказы Аппельбаума и Берёзкина оказались очень похожими вплоть до мельчайших деталей. Их описания Фальшивого этажа дают основание утверждать, что они ходили одними и теми же коридорами, или очень похожими. Интересно, что в тех коридорах человек не хотел ни есть, ни пить, при этом не худел и не терял сил. Но после выхода с Фальшивого этажа, голод и жажда возвращались.
Относительно разногласий между описаниями Аппельбаума и Берёзкина, то я считаю, что есть два Фальшивых этажа, один обычный, а один с вопрощающим великаном. Последний может будет следствием попыток властей привлечь чудовищ себе на службу. Попыткой неудачной, поскольку, видимо, власти не смогли управлять Фальшивым этажом и забросили проект. Возможно Фальшивый этаж с великаном был разработан ещё НКВД для немногочисленных московских высоток, где жила советская элита, с тем, чтобы поддерживать таким образом ее идеологическую подкованность.
 Что касается вопроса зачем существуют Фальшивые этажи и чем питаются, то чёткого ответа здесь нет из-за недостатка информации. Наверняка только известно, что Фальшивому этажу нужны жертвы, иначе бы чудовище не охотилось за людьми по всей стране.
Текущая активность: Фальшивый этаж и дальше появляется в многоэтажках, не гнушаясь ни жилыми домами, ни офисными центрами.
Отношение общественности: отрицательное. В крупных городах есть даже движение людей, которые бойкотируют лифты, никогда не пользуясь ими. Власти пытаются не замечать Фальшивый этаж, а страховые компании прописывают в договорах отказ от компенсации при наступлении страхового случая, связанного с этим чудовищем.
Причины возникновения: массовое строительство многоэтажек.
Упоминания в литературе: Об одной из двух спасенных жертв фальшивого этажа упоминается в заключительной части романа «Бойцы невиданного фронта»: (в сети его текст отсутствует). Чудовище, похожее на Фальшивый этаж, описывается в книге «Сужающиеся круги»: http://www.proza.ru/2001/09/20-36
Перспективы: Фальшивому этажу ничего не угрожает, разве что какой-то катаклизм уничтожит в Украине все многоэтажки с лифтами.
Визуальные материалы по теме: http://farm7.static.flickr.com/6027/5984101798_16791c03b3_m.jpg


Рецензии