гимнастика

Я сижу на алгебре, над раскрытой тетрадью, но мысли мои далеки от степеней с нулевым показателем, память перенесла меня в спортивный зал, и я, словно наяву, наблюдаю разминку гимнасток перед соревнованиями. Почти все девчонки возбужденно галдят, предвкушая выход на ковер. Но я, как всегда, не у дел. Сидя в уголке на шпагате,  подмечаю, как подрагивают от напряжения коленки у Эли, как устала Настя, как нервничает тренер… Я вспомнила свою обиду и разочарование, когда неделю назад тренер объявила список участников соревнований. Меня там не было… А ведь я так старалась! Так готовилась! Мне с моими скромными способностями с таким трудом дается каждый элемент программы. Я часами оттачивала броски и прыжки через обруч, но…, квалификационный зачет поставил крест на моей надежде. Обида и боль терзали меня, когда я смотрела, как другие девочки замирают на ковре в ожидании музыки, как сосредоточены их лица, как напряжены спины, как вытянуты носки и колени, и как с первыми звуками мелодии начинается прекрасный танец грации, пластики и мастерства…
За время тех соревнований целая гамма чувств бушевала во мне: волнения за девочек, сожаление о неудачах, радость от их побед, досада на решения судей… Постепенно в моей душе не осталось горечи, а уверенность, что я всё-таки тоже смогу выйти на ковер соревнований и готовность работать до седьмого пота,  ради этого момента,  овладели мной…
Вот и сейчас, сидя над раскрытой тетрадью с отнюдь не блестящей оценкой, я вспомнила этот момент, чтобы вновь удостовериться, что слезами горю не поможешь и что ошибки и поражения иногда обращаются в благо. Ведь то, что я не участвовала в тех соревнованиях, позволило мне лучше подготовиться к зачету по хореографии и отлично сдать его. Быть может и эта оценка по алгебре дана мне для того, чтобы подтолкнуть меня к новым знаниям?
***
… На следующий день Сегодня???  в нашем классе появился новенький. Представляю, каково ему! Когда я впервые вошла в гимнастический зал, на меня устремились десятки глаз с выражением интереса, дружелюбия, недоверия, опаски. Я встала в строй и обратила внимание на костюмы девочек – все были как на подбор – яркие и красивые. Я растерянно оглядела своё чёрное трико. Также и новенький мальчик растерянно оглядывал нашу форму – вроде бы школьную, а вроде – не очень: юбочки и брюки от известных брендов, шейные платки и недетские украшения. Я вспомнила свои ощущения на первой тренировке – смятение, страх, чувство неполноценности – и ободряюще улыбнулась новенькому.
***
В школьном холле шум и гвалт. Экзамены – позади,  осталась последняя неделя – в сущности  - формальность. Впереди – лето… Три месяца отдыха! Я невольно вспомнила лето в спортшколе. После насыщенного  сезона соревнований тренеры ослабляли строгий режим,  и мы были практически предоставлены сами себе. Как мы только не развлекались! Выбрасывали друг другу обручи из окон  второго этажа спортшколы, играли в жмурки в большом зале, в чехарду на газоне перед корпусом, плели друг другу косички и оттачивали мастерство макияжа. Летом в спортшколе все по другому, тренировки больше направлены на общегимнастическую и общефизическую подготовку, гимнастки много времени проводят на свежем воздухе – бегают кроссы,  отрабатывают некоторые элементы с булавами и скакалкой на газоне, всё это непривычно и  весело, и  даже обязательная растяжка – часовое  сидение в шпагате на провис с опорой на две тумбы не кажется таким противным. Как сейчас я и мои одноклассники предвкушаем месяцы ничегонеделания, мы на гимнастике предвкушали свободу от тотальной дисциплины. Летом на перерывах между тренировками мы ходили в буфет  главного корпуса за мороженным, дружно поедали черешню и соревновались в дальности плевания косточками… А потом возвращались в зал… Вот и сейчас, когда Катя спросила меня, что я буду делать в июне, я чуть было не выпалила – тренироваться! Но тут же вспомнила, что я уже не гимнастка и что больше никогда уже не буду идти с Настей и Элей по дорожке к главному корпусу и поедать черешню… Я больше никогда не испытаю чувство той особенной спортивной летней свободы… Но зато я знаю, что маленькие совместные радости иногда значат в жизни больше, чем дорогие подарки… И я с улыбкой включилась в разговор одноклассников…
***
Мы с одноклассниками  сидели за столом в столовой и бурно обсуждали предстоящий концерт – ну да, после того, как из гримерки запахло палёным, а затем раздался дикий вопль – школьная звезда сожгла себе пол-шевелюры – трудно обсуждать что-то другое…
Внезапно на меня нахлынули воспоминания: я вспомнила, как на гимнастике наши старшие готовились к выступлениям на соревнованиях. Нас, младших, постоянно посылали посмотреть листки с очередью выступления, бегать к тренерам, в буфет и многое другое. И нам это нравилось! Удивительный дух сплоченности витал в воздухе. Мы обожали эти соревнования, несмотря на то, что сами в них не участвовали. Тогда я поняла, что наблюдение и помощь другим в достижении результата могут приносить такую же радость, как и твоё личное участие и твоя победа…
Я с удивлением почувствовала, что кто-то толкает меня в бок, я оглянулась, ожидая увидеть Ангелину-младшую, но увидела Лену. Минуту-другую я «въезжала» в происходящее, а потом поняла, что сижу в школьной столовой.
- Ну что, пойдем смотреть как Сонечка отпалила себе половину волос? – Весело воскликнула Катя. Я улыбнулась и пошла за ней.
                ***
Мы с друзьями смотрели в актовом зале гимназии выступление старшеклассников, посвященное окончанию учебного года. Зажигательная музыка, Яркие костюмы, всплески света.
на сцену выходят несколько девочек и начинают танцевать. музыка кажется мне знакомой.
эьо же композиция к настиному упражнению с булавами!
…Огненно-рыжий купальник с черными языками пламени и такого же цвета булавы. Белый гимнастический ковер с красной кромкой ограждения. За лентой сидят несколько девочек. На ковре, на полусогнутых ногах стоит худенькая девочка с беленьким хвостиком. Месяц назад ей сломало булавой нос. Сегодня её первая тренировка, она же-генеральный прогон перед соревнованиями Baby Cup-2006.Полилась музыка. Настя подкинула булавы. Будто в замедленном действии я видела, как огни переворачиваются. В  памяти всплыли события минувшего месяца. Я пришла на тренировку к трем, как обычно. Насти не было. Так повторялось 3 тренировки подряд. Наконец я осведомилась у Эли, где Настя. Эля ответила, что Насте сломало булавой нос. Я никогда не забуду, какие чувства всколыхнуло во мне это известие .Недоумение, сочувствие , удивление и страх. Мною овладел ужас. Теперь я поняла , почему в зале такая тишина, почему нет обычных шуток  и шалостей. До соревнований всего лишь месяц. Многие могут удивиться , читая эту фразу .Ведь для большинства людей месяц – куча времени. Но не для гимнасток. Для нас  это - единый миг. Месяц мы тратим, чтобы поставить упражнение. Месяц – чтобы запомнить и отточить. Месяц – на окончательную шлифовку. У Насти была безупречная программа, прекрасная хореография и божественная музыка. Все это могло рухнуть в одночасье. Но наши тренера не отказались от борьбы. Забегая вперед скажу, что на этих соревнованиях Настя завоевала золотую медаль. Я сидела и смотрела на плавно переходящие элементы и понимала, что гимнастика – это чудо. О, как несправедливы люди, говорящие, что гимнастика это травмы и ничего более. Что значат вывихи, синяки, ушибы, растяжения и даже переломы по сравнению с чувством огромной радости когда ты или твой друг стоите на пьедестале почета!Все слезы боли, обиды, горечи поражения с лихвой окупаются слезами искренней радости, сияющими лицами тренеров и бесконечным чувством счастья. Когда Настя вновь вышла на ковер после месячного перерыва и победила, все мы гордились, что такая девочка тренируется с нами в одной спортшколе!
                * * *
- Пока, Никит!
- До встречи!
- Мы будем ждать!
В классе невеселая атмосфера. Мы провожаем нашего любимца публики, «клоуна», хулигана и просто хорошего друга – Никиту – на учебу в Англию. Жалко. Многие одноклассники едва сдерживают слёзы, учителя взволнованы… Я вспомнила, как я уходила из гимнастики.
В последний раз я прошлась по корпусу, покувыркалась в большом зале, залезла на шведскую стенку… Собирая вещи  в раздевалке, вспомнила, как мы с девочками на стене наклеили стикерами картину «Страшный сон наших тренеров»…
Я вышла из корпуса и медленно побрела к калитке… За моей спиной захлопнулась дверь корпуса номер восемь – чтобы уже никогда не открыться для меня как для гимнастки. Гимнастика много дала мне и многому научила. Вот и сейчас – вроде бы я проиграла – ушла из спорта, не завоевав главных медалей, но возможно… Я выиграла другое. Я выиграла свободу выбора. Учёбу, знания. Я поступила в одну из лучших гимназий Москвы, и это – мой выигрыш! Так что, я победила.

Вот и Никита. Ему, конечно же, жаль расставаться с нашей обожаемой гимназией, с  учителями, с одноклассниками, но он выигрывает другое – учиться в Оксфорде! Кто из нас об этом не мечтал! За Никитой захлопнулась дверь класса,  а мне показалось – дверь корпуса номер восемь. И я улыбнулась сквозь подступившие слезы.
                ...
Если бы я не проиграла в гимнастике – я не выиграла бы в гимназии. Да, я не буду больше дурачиться на хореографии, но я учусь в лучшей гимназии. Иногда победа – это поражение, и наоборот. Смотря что стоит за этой победой или поражением, и какую дорогу они открывают. Победим мы или проиграем  в итоге, зависит только от нас. Я то это прекрасно понимаю.

Эпилог
Не без трепета я вошла в большой зал и на меня тут же повеяло теплом…
- И раз, и два, и три, и четыре, - девочки у станка усердно выполняли адажио. В центре зала стояла Настя, готовясь к выполнению упражнения с лентой. Какая она красивая, изящная!
Да, мало, что изменилось за два года!
- Настя, Евгения Вахитовна, - негромко позвала я. Девочка на ковре и тренер обернулись. Всё замерло. Но вот Евгения Вахитовна подошла ко мне, тут же подбежали Настя, Лера, Эля, Ангелина-большая и Ангелина-маленькая…, вопросы посыпались со всех сторон. А я стояла среди них и чувствовала себя целой. И сильной. Я поняла: я не проиграла, оставив гимнастику. Это понимание вдруг освободило меня от гнетущего чувства потери, которое исподволь точило меня…. Словно за спиной выросли крылья. И я с радостью принялась удовлетворять интерес тренера и подруг.


Рецензии