Даяние доброе
Потому предоставим судить Миру Высшему, сами же приложим все наши силы и лучшие стремления.
Учение Живой Этики: АУМ, 170
ДАЯНИЕ ДОБРОЕ (2) *
(Из Посланий Высокого Источника)
Сын мой, можно учиться на людях, каким не надо быть и чего не следует делать. Можно находить в людях отрицательные черты, для того чтобы упорно и настойчиво преодолевать их в себе: Часто то, что нам не нравится в других, есть в нас. Других можно оставить в покое, но себя нельзя. Часто можно заметить, к какому печальному результату приводит потворство астралу, и это должно дать новую силу стремления подчинить его в себе, видя, как жестоко властвует он над другими. Следует лишь избегать осуждения. Можно мириться с недостатками у других, но нельзя мириться с ними в себе самом. Жизнь – хорошая школа, а люди – наглядное пособие. Хорошему в них можно следовать, но лучший пример для подражания – Учитель.
Улучшаться можно всегда. Даже во время пралайи сознания. Всегда возможно найти нечто, могущее укрепить и продвинуть. Даже в момент попустительства своим слабостям и недостаткам какую-то степень овладения ими все же можно явить. Уже Говорил, что не то имеет значение, что делается или совершается человеком, но как: в свободе или рабстве, с соизволения воли или вопреки ей. Негодование, или возмущение духа, иногда допустимо. Оно может произойти против воли человека или же с ее разрешения. Второе лучше первого, ибо серебряная узда духа остается на чувствах. Так всеми способами, всеми силами и при всех условиях следует дух укреплять. Именно сдержанность будет хорошим оселком для оттачивания воли. Сдержанность уздою движений астрала – лучшее упражнение. Всякое внешнее проявление чувств будем считать нежелательным. Оно прямо пропорционально слабости человека.
Лишь сильный может себя сдерживать. Если бы люди знали, сколько они теряют в моменты несдержанности! Откройте флакон с благовониями или старое вино. Чем чаще открываются, тем больше теряют свои свойства, будучи же постоянно открыты, теряют их совершенно. Часто человек полностью открывает себя и все, что в нем происходит. Можно такого человека уподобить выдыхающемуся флакону с благовониями. Разрядка человеческого аккумулятора происходит не столько от контакта с людьми, сколько от несдержанности и нежелания владеть собою. В конечном результате это приводит к затуханию сознания и полной истощенности батареи духа. Сдержанность должна быть постоянно напряженно живучей. Ни с кем никогда нельзя себя распускать. Но, поступая так же и наедине, показываем знание основ. Пространство имеет тысячи глаз. Зачем же открывать сущность свою глазам враждебным? Да и никому, кроме Учителя, не следует себя раскрывать. Внутренние энергии нужны для собственного употребления. Принцип "закрытого ларца" остается в силе и является заветом жизни, практически нужным всегда. Дать – не значит раскрыть себя для опустошения. Умейте давать осмотрительно и сдержанно. Даяние, совершаемое в сдержанности, эффективнее даяния, которое сопровождается опустошением сокровищницы – ибо в последнем случае теряется магнетизм убедительности, и законы магнитного притяжения временно перестают действовать. Магнит человеческого духа теряет свою силу. Явление вреда превышает тогда явление пользы. Отдача, совершенная правильно, наоборот, усиливает обе стороны взаимным обменом энергий. Этот благодетельный обмен созидателен. Мудрая сдержанность есть качество весьма ценное и, к сожалению, весьма редкое в людях.
«Символ Чаши с давних времен является утверждением Служения. В Чашу собирают дары Высших Сил. Из Чаши дают. Символ Чаши означал всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий. Каждое высокое деяние может обозначаться символом Чаши. Все самое высокое во благо человечества нуждается в этом знаке. Чаша Грааля и «Чаша» Сердца, отдавшего себя на Великое Служение, есть самый Космический Магнит. Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены, как несущие Чашу. Все Мироздание отражается в «Чаше духа» огненного. Ведь Чаша имеет в себе все вековые накопления, которые собираются вокруг зерна духа. Как великий символ нужно принять утверждение Чаши в каждодневности. И детей, и молодых нужно приучать мыслить о Чаше. Нужно понять все многообразие образов великого символа Чаши» Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 3, 49.
Не для себя, для улучшения людей надо расширять сознание во всех направлениях. Общая польза, приносимая вами людям пространственно, хотя и невидимо для вас, поможет осмыслить жизненно путь вашего духа, несущего свет людям. Иначе в Свете не устоять и Свет в себе не удержать. Лишь даяние дает право на получение Света. Научитесь даянию, умейте давать. Пусть станет этот процесс беспрерывным и постоянным, как у Солнца. Солнце Великого Сердца посылает Лучи свои беспрестанно. Так действует магнит Сердца Иерарха. Ему уподобимся в даянии, и тогда уже неважно, где и как происходит Служение Свету, ибо становится оно пространственным. И тогда можно сказать, что получение и отдача происходят законно. Стремитесь принести дары сердца пространству. Потому-то на вас и ополчилась тьма, что свет ваш невыносим ей пространственно. Пока была сфера его мала и пространственно незаметна и недеятельна, тьма еще как-то терпела, и ярость ее умерялась слабостью вашего света. Но вот свет ваш возрос, и тьму осветил, и выявил лики. И яро ныне тьма наступает на вас. Но дух ваш восстал против нее. Запомните крепко: почетно быть отмеченным вниманием и нападениями темных. Это есть явное свидетельство растущего в вас света. Победа над тьмою легко не дается, ибо достигается огнем сердца и расплачиваетесь кровью его. Стойте же вместе, стойте же крепко до Дня Моего. Наша задача трудна. Наша задача Свет утвердить поверх хлипкой немощи человеческих трех низших оболочек. Это возможно лишь при условии полного обращения сознания и сердца к Владыке поверх трех и всего того, что в трех (оболочках) происходит, и несмотря, и вопреки происходящему. Так научитесь устремляться ко Мне вне зависимости от ярости трех и, научившись и их подчинив, их приведете к молчанию. Так, Повторю, ошибки – ничто, когда растет и крепнет (дух) в устремлении огненном к Свету. Так Говорит Света Владыка. Так Света Владыка Сказал.
«Сказано – добродетель имеет радужную ауру. Радуга есть символ синтеза. Разве добродетель не является синтезом качеств? Можно в каждом древнем символе найти непререкаемую истину. Люди понимали, что добродетель не есть просто доброе деяние. Они отлично знали, что лишь созвучия напряжений лучших качеств дают синтез восхождения. Они знали, что лишь побуждение будет утверждением добродетели. Никакие внешние деяния не могут свидетельствовать о побуждениях. Опыт над психической энергией покажет, насколько может отличаться деяние от побуждения. Никакие блестящие слова и действия не скроют побуждения. Можно назвать много исторических примеров, когда даже полезные деяния не могли быть оправданы вследствие недостойного побуждения. И, наоборот, многое, оставшееся неразгаданным и заподозренным, сияло прекрасным побуждением. Такие свидетельства о сущности жизни будут подтверждаться всеначальной энергией» Учение Живой Этики: Братство, 63.
(Гуру – Н.К.Рерих). Процесс накопления огненного Сокровища длителен и постоянен, и, конечно, лучше всего, если он сознателен. Прежде всего в сознании расчленяются все действия, чувства и мысли на разрушителей огненной мощи и накопителей ее. Разрушителей следует тщательно избегать, ибо введут в разорение. Так и смотрите на все, происходящее внутри и снаружи. Осознав значение Сокровища, можно понять, чего стоит его потеря. Воля и накопленные кристаллы огня связаны тесно. Одно без другого не существует. То, что уже накоплено, нуждается в охранении. Процесс двусторонен: и охрана, и накапливание. "Не давайте Сокровища псам...", ибо много их, расхитителей собранной мощи. Сперва опустошат, потом растопчут, потом набросятся на вас и растерзают вас. Стойте, как гора неразграбленная, и будьте, как ларец, закрытый на все семь замков. Даяние не есть расточение, но, наоборот, накопление и собирание. Расточение происходит при бесконтрольном разбазаривании силы. Болтовня, беспокойства, страхи, зависть, осуждения и все прочие отрицательные качества духа – как пиявки, высасывающие психическую энергию. Даже простая торопливость и, особенно, суетливость и суетливое возбуждение расточают психические силы. И можно ли что бы то ни было предпочесть и отдать за это хотя бы крупицу вековых накоплений? Но люди отдают, и обычно тогда, когда язык болтает без меры. 'Знаете уже, что слово речется либо в осуждение, либо в заслугу. В осуждение – часто, но редко – в заслугу. И даже сказанное в заслугу все же освобождает какую-то частицу энергии духа. Осмотрительны будьте со словами и крепко подумайте, прежде чем слово сказать. Сознания большинства подобны дырявому решету. Отсюда столько болезней среди расточителей своей огненной мощи. Но духом можно быть сильным даже тогда, когда тело болит, и даже сильнее. Но и болезни бывают разные. Благоприобретенные обычно являются результатом растраты психической энергии, и при них человек духовно слабеет. Конечно, процесс накопления лучше всего происходит под непосредственным руководством Учителя и сочетается с воспитанием воли. Но надо начать самому, и Рука Помощи не замедлит. За ручку водят лишь малых детей. Тот, кто умеет стоять на собственных ногах, сам достигает, и тогда незримые касания Учителя легко достигают чуткое сознание.
Друг Мой, желанному времени сроки придут, но будет ли в полной готовности дух, чтобы встретить его? Неподготовленность будет означать неспособность вместить. Вместит лишь могущий вместить многое. Увидеть его, желанное время, и оказаться несостоятельным – не будет ли великой трагедией духа? Ведь это все равно, что оказаться слепым среди зрячих. Другие будут видеть и знать, глаза утерявший так и останется во тьме внешней. Никакой свет не достигнет сознания, если сердце останется во тьме. Вот почему пробужденное сердце на зорком дозоре быть должно постоянно, дабы не утратить заградительной сети, охраняющей сознание от растерзания его тьмою. Именно охранить себя надо всеми силами духа. Можно считать, что все, что вокруг, ярую склонность имеет размагничивать сердце. И это логично вполне, ибо тот, кто поднялся над жизнью и кто больше света может вместить, чем обычные люди, тот светильне во мраке подобен, свой свет отдающей другим и им освещающей потемки жизни. И светить можно и должно, и надо давать, но заградительная сеть должна быть в полном порядке всегда, дабы не происходила утечка масла светильни, то есть горючего материала, или фосфора духа, без которого аура не будет светиться. Даяние и охрана огня, дающего свет, две стороны одной и той же вещи – служения Свету. Недаром в древних храмах – символе сердца, угашение пламени в нем смертью каралось. Самое ценное сберегите от растерзания и попрания его тьмою.
Почитание Учителя не есть требование, предъявляемое к ученику, но условие восхождения. И так от верха до низа, по всей Иерархии, но в степени разной. Не Скажет Учитель «яви Мне почитание», но являющий его ответит и большим вниманием. Соизмеримость и тут. О соизмеримости часто забывают, хотя быстрота продвижения духа обусловлена ею. Это выражено формулой: «какой мерою мерите, такой и отмерится вам». По этому же принципу идет получение и даяние. Согласно ему же исполняется и древнее речение «что посеешь, то и пожнешь». Человек очень хочет уйти от следствий деяний, им совершенных, не понимая того, что уйти нельзя, ибо в ауре своей несет он свою карму и элементы, притягивающие или отталкивающие условия внешней среды – от себя не уйти никуда. Магнит ауры создает окружение. Удача или неудача – внутри, и излучения микрокосма определяют ту или другую, ибо человек – это магнит. Притяжение идет по сродству и созвучию. Излучения светлые Свет привлекают, а темные – тьму. Удача измеряется не переполненным желудком или обилием вещей, но быстротой восхождения. Удача во всем идущему духом победно. Поймите удачу духовно. Порой очень тяжкие внешние обстоятельства отмечаются ярой удачею в духе, способствуя ценнейшим накоплениям и ускорению пути. Меры земные нельзя прилагать к миру духа. Часто жизнь неудачная с точки зрения земной, может оказаться весьма плодоносной духовно и жатву богатую дать. Отнимите у человека борьбу, преодоление и сопротивление среды, и вместо закаленного борца и строителя получится нечто мягкотелое, слабое, нестойкое и ничтожное. Радуйтесь трудностям жизни – в них огненной мощи растущей залог. Так накопляются огни, так растет сокровище Камня, так утверждается путь к Звездам Далеким. Иного не Знаем пути.
«Урусвати знает, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. Мы одобряем, когда школьники преподают своим младшим братьям.
Нелегко избрать лучший способ преподавания, он будет индивидуален, и учитель должен почуять, как легче подойти к сознанию ученика. Невозможно без упражнения обрести убедительную передачу фактов. Только невежды думают, что достаточно прочесть сведения, чтобы внушить их ученикам.
Можно удивляться, что самое искусство учительства не вызывает внимания. Но каждый может припомнить, насколько различно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело не только от способностей ученика, но, главным образом, от убедительности учителя.
Так пусть учительство производится среди самых широких слоев. Пусть учитель сам озаботится, чтобы его достоинство стояло высоко. Мысли о великих Учителях вырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.
Учительство должно быть освобождено от своекорыстия. Учитель передает познания, им накопленные, но он не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с тою же готовностью передать их грядущему поколению. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет народу высшую культуру. Так путь не личная корысть ведет к учительству, но служение благу.
Такое познание служения не приходит внезапно, его нужно воспитать. Так пусть каждый школьник уже почует себя учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.
Не следует смотреть на такое служение как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.
Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой вещи. Как славно деяние, которое не может истощиться».
Урусвати знает, что некоторые радикальные деятели живут ретроградно. Значит, они не деятели, но временные вредители. Личный пример требуется, как в распространении высшей Истины, так и в любом обиходе.
Мы можем произнести понятие терпения или мужества, или милосердия, если мы сами имели отвагу проявить такие качества. Мы можем поискать в прошлом, могли ли мы быть героями и страдальцами? – только тогда мы можем утверждать эти основы земного бытия. Но в поисках прошлого не нужно ограничивать себя лишь каким-то всенародным великим деянием. Можно находить великолепные свидетельства и среди повседневной жизни, и каждый день можно преобороть внутренний хаос и приручать дикого зверя. Нужно ценить каждый отличный поступок. Не только всенародный подвиг, но и достижение, внешнее незаметное, может служить овладением лучшею степенью.
Уже говорил, что трудно судить, где граница великих и малых деяний. Поистине, так называемое малое деяние может заложить зерна самые превосходные. Мы знаем, о чем говорим. Люди называют такие продвижения испытаниями, но не лучше ли назвать их совершенствованием? Зачем плакаться об испытаниях, когда можно ликовать о совершенствовании и преуспеянии.
Мыслитель побуждал учеников, чтобы они хотя бы в чем-то преуспевали каждый день.
Урусвати знает различие между подвигом и благоразумием. Подвиг может быть прекрасен, величественен, торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит подвиг как благоразумие.
Если бы Жанна д’Арк обратилась к старейшинам своего села, говоря о подвиге, они нашли бы ее неблагоразумной и даже безрассудной. Поистине, подвиг безрассуден, ибо творится он не по рассуждению, но по чувствознанию.
Существуют толпы людей, для которых подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на благоразумии. Все миросозерцание для них ограничено благоразумием. Ради него они способны не помочь ближнему, способны вредить родине, способны предать человечество и при всех преступлениях готовы твердить мертвое слово – «благоразумие».
Не истолкуйте ложно Наше отношение к благоразумию. Слово это состоит из хороших понятий, благо всегда хорошо и мудрое разумение полезно. Но житейские толкователи ухитряются из доброго понятия сделать почти позорное применение. Они, если бы могли, уничтожили бы слово «подвиг», настолько оно противно их психологии.
Вот еще страница Нашей Внутренней Жизни. Мы можем утверждать, что каждый был причастен подвигу, некоторые из них сохранила история, но большинство не было отмечено. И сам деятель не должен утруждать свою память о тех исканиях, которые были добром. Но слово «благоразумие» Мы не употребляем. Можем предупредить об осторожности и осмотрительности, но чем глубже будет деяние по своему значению, тем больше Мы порадуемся. Мы отмечаем каждый подвиг. Он создает звено эволюции.
Учитель должен преподать различие между многими понятиями, иначе школьники будут твердить их бессмысленно, как некие птицы. Засорение человеческой речи есть общественное преступление.
Мыслитель говорил: «Предоставьте благоразумие торговцам, вы же полюбите деяния героев».
Урусвати знает, что точка зрения изменяет миросозерцание. Не только внешние воздействия образуют движение воззрений, но многие химизмы человеческого организма влияют на душевные движения. Остановка дыхания или учащение его порождают вещества большой силы; от них нарождаются психические настроения, изменяется давление крови, задерживается или ускоряется мозговая деятельность, и все чувства получают ненормальные импульсы, один и тот же предмет представляется или радостным, или мрачным.
Не только дыхание, но и окружающая температура действует на состояние психической энергии. Все вибрирует и движется, потому человек должен сознательно сохранять равновесие.
Должно ознакомлять народ с основанием психической жизни. Кто найдет к тому доходчивое слово, тот совершит великое деяние. Настало время, когда народ должен быть просвещен. Сделать это можно лишь научно, но не следует подходить с осуждением или отрицанием. На пашню сегодняшнего дня принесем новое зерно, урожай которого испытан.
Не будем спорить, ибо в истинной науке неоспоримые познания предлагаются. Если кто хочет быть реалистом, пусть он добросовестно познает. Плох реалист, надевший черные очки и заткнувший уши. Какую же действительность познает он? Даже очевидность будет для него обезображена.
Пусть ученые готовят книги для народа и научно скажут о земном и надземном. Единство научного принципа пусть будет показано в лабораториях. Если капля жидкого золота отображает целый космос, то сколько общедоступных опытов может быть предложено!
Век народный должен ознаменоваться истинным просвещением. Это будет великим Служением, и каждый может в нем участвовать. При стремительном движении должно применять широкие меры. Нет ни старого, ни нового, есть лишь вечное познавание. Можно изучать древние предания и уважать их, но эволюция ушла такими шагами, что нужно уравновесить ее. Кривая эволюции дает небывалые скачки, от каменного века до самых высших познаний. Великое время и велика ответственность! Не устрашимся противоположений. Борьба есть удел продвижения.
Мыслитель просил учеников не страшиться борьбы: «Нужно уметь летать мыслью» Учение Живой Этики: Надземное, 477, 551, 571, 612.
______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 28 июля 2011 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
Свидетельство о публикации №211072800191