Клубничный джем по народному рецепту - The Strawbs

Начало

С чего начинается обыкновенная рок-группа? Конечно с желания самоутвердиться и выделиться в обществе равных, заявить о себе в музыкальном мире и, как минимум, обрести известность. Вряд ли юные Дэйв Казинс (Dave Cousins) и его школьный товарищ Тони Хупер (Tony Hooper) строили далеко идущие планы, когда играли по вечерам в пабе под названием London Apprentice, что находился в одном из районов Лондона. Очарованные мелодиями bluegrass*, они исполняли в основном песни американских музыкантов Лидбелли и Вуди Гатри. Шел 1964 год, когда они вместе с присоединившимся Артуром Филлипсом (Arthur Phillips) выступили в фолк-клубе Clapham. Вот как об этом вспоминает сам Казинс: «Мы набрались смелости сделать две песни. Toни пел и играл на гитаре, Артур - на мандолине, я - на пятиструнном банджо. У нас получилось вполне неплохо - никто в Англии прежде не слушал bluegrass - и кто-то подошел и пригласил нас играть в клубе в Brighton. Когда он спросил нас, как мы себя называем, ответом была заминка: мы прежде не думали об этом. Однако мы репетировали в Strawberry Hill и поскольку нашими героями были такие группы как The Foggy Mountain Boys, The Stony Mountain Boys, The Rocky Mountain Boys, название The Strawberry Hill Boys показалось подходящим...» Так 19-летний Казинс с товарищами получил постоянный ангажемент и не без успеха демонстрировал свои способности на клубных подмостках Западного Лондона. Союз с Филипсом оказался недолгим, парень заартачился и покинул группу. На его место приняли Джона Берри (John Berry), он играл на контрабасе и очень умело исполнял так называемый «разговорный блюз». Но и этот союз продержался не долго, «Мальчики» остались вдвоем, что не помешало им выступить на первом Кембриджском фолк - фестивале в 1965 году.

Параллельно бит-буму, фолковая рок-сцена приобрела множество собственных поклонников. Дуэт стал завсегдатаем ключевых лондонских клубов. Их голоса уже можно было услышать по радио BBC. С головой окунувшись в мир музыки, Дэйв и Тони оставили образование (до того Казинс изучал статистику, а Хупер - электротехнику) и в 1966 году открыли собственный клуб «Белый Медведь». Вот это было здорово - теперь музыканты были независимы в выборе репертуара и они стали включать в выступления собственные песни в стиле фолк, постепенно отдаляясь от блугрэсса. Ища нового члена для команды, Тони познакомился контрабасистом Роном Честерманом (Ron Chesterman), который, что было очень кстати, имел собственный транспорт. К июню 1967 группа формально была переименована в Strawbs. А уже летом трио превратилось в квартет. Новым участником стала очаровательная исполнительница Сэнди Денни (Sandy Denny). Слово Дэйву Казинсу: «Я услышал Sandy Danny в первый раз в клубе «Трубадур». Она выглядела потрясающе привлекательно, в белом платье и шляпе, а пела как ангел. Сразу после того, как она закончила свою пару песен, я спросил у нее, не хотела бы она участвовать в группе и был довольно удивлен, когда она сказала "да". Ну, я предполагаю, что мы к тому времени имели прекрасную репутацию в фолк-кругах.»

Сэнди Денни родилась в 1947 году и обучалась в Кессингстонском колледже искусств в Лондоне в одно время с Джимми Пэйджем, Эриком Клэптоном и Джоном Ренбоурном, а затем начала выступать на клубной сцене, где ее сильный, ясный и естественный голос быстро создал Сэнди отличную репутацию. После двух недель репетиций Strawbs сделали несколько демо-записей и отвезли их в Копенгаген, где намечался контракт на запись с тамошним лейблом Sonet Records. «…Мы сделали альбом в Копенгагене, играя по ночам в клубе и записывая альбом днем. Студией была сцена кинотеатра, а аппаратурой - двухдорожечное стерео. Так как мы никогда прежде не записывались, мы не сообразили записать сперва бэк-треки, так что все было сделано вживую. Нам удалось сделать сдвоенный вокал кое-где, но в основном это была фолковая запись. Мы взяли ее обратно в Лондон и пытались там пристроить, но никто не был особенно заинтересован…» Неопределенность и проволочки с выпуском альбома выбили Сэнди из равновесия и она покинула группу, поскольку имела уже ряд заманчивых предложений, среди которых приглашение в Fairport Convention.

Оставшись втроем, музыканты, наконец записали два первых сингла в Дании, а затем получили контракт с американским лейблом A&M Records. Strawbs оказались первой британской группой попавшей под крыло Лос - Анжелеской студии, причем контракт был подкреплен весомым гонораром в 15000 долларов. Дебютная «сорокопятка» "Oh How She Changed/ Or Am I Dreaming?" появилась в Англии в июне 1968. Несмотря на очень приличный музыкальный материал, пластинка в топ не попала. Запущенный в ноябре второй «пробный камень» и вовсе вызвал много вопросов из-за заглавной композиции The Man Who Called Himself Jesus, которая была очень популярна в поэтических кругах, но считалась довольно шокирующей из-за текстов и воспринималась с большой настороженностью радиостанциями и звукозаписывающими компаниями. Лиха беда начало - главное запуститься, а талант дорогу пробьет!

Первый альбом

К записи дебютного альбома были привлечены значительные силы. Рассказывает Казинс: «Главным реквизитом был оркестр из тридцати шести человек, дополненный гениальной арабской пятёркой, найденной в ресторане «Omar Khayam». Они не говорили по-английски, так что все инструкции приходилось переводить на единственный общий язык: французский. Также участвовали Nicky Hopkins, John Paul Jones и новый ударник Ronnie Verrell из The Ted Heath Band, чье имя было случайно написано неправильно на обложке. Мы с гордостью мы показали конечный продукт, дополненный специально записанными текстовыми связками, вице-президенту A&M, который сказал, недовольно сопя, что это не совсем то, что они ожидали, судя по двум композициям, на основе которых был подписан контракт с нами. Нас попросили заменить наименее подходящие вещи». Пришлось перелопачивать записи, делать более сдержанные оркестровки, а часть песен и вовсе заменить, благо музыкального материала было достаточно. Следует добавить, что первоначальная версия в качестве демо из 17 треков была оттиснута мизерным тиражом в 99 штук, понятно, что подобный раритет вожделенная мечта многих коллекционеров (цена сохранившихся экземпляров зашкаливает за 500 баксов). Итак, одноименный дебютник, спродюсированный Гасом Даддженом (Gus Dudgeon) при участии Тони Висконти (Tony Visconti) появился в мае 1969 года и был хорошо принят. Финальная шестиминутная The Battle была востребована на радио. Критики отмечали очень красивый и мелодичный материал, при общей фолковой направленности включающим элементы психоделии, прогрессива и даже легкий восточный флер. Критика же, исходила в основном от преданных поклонников, привыкших к акустическому трио и с трудом воспринимавших новый звук на виниле. Группе теперь приходилось набирать дополнительных музыкантов для участия в теле - и радиошоу, доказывая поклонникам, что группа движется дальше и ищет новые пути.

Стрекоза

Стоимость первого альбома значительно превысила смету, поскольку, как уже упоминалось, группа переписывала его заново. Расходы по контракту ложились на плечи музыкантов, оттого требовалось восстанавливать финансовое равновесие и готовить новый релиз. Чтобы сэкономить на записи коллектив сел на паром и отправился в Данию. В Копенгагене к ним присоединилась виолончелистка Клэр Дениз (Claire Deniz). Поскольку бесконечные споры Казинса с Гасом Даддженом привели в конечном итоге к разрыву, продюсером нового проекта стал Тони Висконти. Тони в то время имел большое влияние на команду, потому сумел убедить Казинса писать альбом в классической фолковой манере, исключая новации и эксперименты. Минимально усилив состав несколькими музыкантами, среди которых был Рик Уэйкман, Strawbs записали, а затем смикшировали новый альбом в Лондоне. Материал был новый, за исключением переработанной версии Josephine, for better or for worse, забракованной на предыдущем диске. В июле 1970 «Стрекоза» опустилась на прилавки музыкальных магазинов. На мой взгляд, релиз не оправдал ожиданий - довольно утомительный и скучный, без ярких мелодий и предельно приземленный альбом живописал красоты английской провинции. А десятиминутная The vision of the lady of the lake, напетая гнусавым голосом Казинса, нагоняла жуткую тоску. Понятно, что ни о каких местах в хит-парадах речи не могло быть. Пластинка прошла незамеченной и подтолкнула честолюбивого лидера к радикальным переменам.

Эра электричества

Идея обновить состав и создать полноценную группу приходила Казинсу и раньше. Толчком к реформированию послужил уход Рона Честермана. Также некомфортно чувствовала себя в коллективе пьющих и курящих мужиков Клэр Дениз. Зато студент Лондонской Королевской Академии Рик Уэйкман с восторгом принял предложение и присоединился к группе в апреле 1970, как раз перед собственной свадьбой. Совместив медовый месяц с гастролями в Париже, талантливый клавишник отлично зарекомендовал себя в команде. После тура, у Strawbs появилась новая ритм-секция в лице Ричарда Хадсона (Richard Hudson), заменившего временного басиста Lyndsay Cooper и барабанщик Джон Форд (John Ford) экс- Velvet Opera. После краткого совместного тура с Roy Harper, где новые члены команды имели возможность сыграться и притереться друг к другу, группа дала свой знаменитый концерт 11 июля на подмостках London's Queen Elizabeth Hall. Запись концерта стала третьим номерным альбом Just A Collection Of Antiques And Curios и попала на 27 строчку национального хит-парада. В многом это стало заслугой виртуозной игры Уэйкмана, которого обозреватели газеты Melody Maker назвали "Завтрашней Суперзвездой". Казинс вспоминает: «Мы репетировали в течение шести недель в моей гостиной комнате в Hounslow с Риком, играя на старом пианино». Восторженные отклики музыкальной прессы, подтолкнули сомневающихся американских издателей к первому тиражированию пластинки в США.

Лето 1971 года принесло следующий альбом From The Witchwood. Восхождение к музыкальному олимпу продолжалось. Это был полноценный роковый альбом со смешанными электрическими и акустическими гитарами, мягкой ритм-секцией и вокалом дополненным многоголосьем, причем из участников группы пели все кроме Рика. Материал был украшен многочисленными клавишными Уэйкмана, куда входили орган, меллотнон, электрическое пианино, клавесин, муг и другие. Вот что рассказывает об альбоме Дэйв Казинс: «Альбом был спродюсирован Тони Висконти, который заставлял меня совершенствовать свой вокал… From The Witchwood был первый альбом, который мы сделали с полным комплектом барабанов, но мы опасались негативной реакции нашей аудитории, отчего звук ударных был слегка смягчен… В композиции Witchwood мы использовали дульсимер (разновидность цимбал. Прим. автора статьи), а Рик играет на кларнете, втором инструменте который он изучал в консерватории… Возможно самая важная песня на альбоме The Hangman And The Papist - история о двух братьев выросших в разных религиозных общинах Северной Ирландии, в результате один католик, другой протестант». Сложные и разноплановые композиции, гармонично связанные прекрасными мелодиями был значительным шагом вперед. Новая работа коллектива поднялась до 39 места в хит-параде и сделала группу одним из мировых лидеров в жанре фолк-рок.

Но, как это часто бывает в роке - чем интереснее материал, тем сложнее отношения среди участников коллектива. Напряжение обуславливались тем, что трое новых члена были просто талантливыми людьми. Все являлись поэтами-песенниками. Все писали новый музыкальный материал, оттого главенство Казинса нивелировалось, что естественно вызывало недовольство последнего и бесконечные споры по поводу новых проектов. Больше всех досаждал Уэйкман. В силу разных причин он постоянно был на мели, оттого участвовал в разных побочных проектах. Когда в феврале началась работа в студии Джорджа Мартина, клавишник часто пропускал сессии и дописывал свои партии потом, что в те времена было не принято. Во время американского промо-тура, Уэйкман втихаря договорился с Yes, как стало потом известно - он даже тайно начал репетировать с будущими легендами арт-рока во время записи From The Witchwood.

Итак. Уэйкман сделал последний шаг к своей звездной карьере пробыв в группе немногим боле 15 месяцев и дав ей существенный толчок по пути к славе. После перехода Уэйкмана в Yes, его место в Strawbs занял бывший участник Amen Corner - Блю Уивер (Blue Weaver). Он присоединился к коллективу в августе 1971 года и команда начала подготовку нового альбома в Morgan Studios, ознаменовав ее с записью сингла Benedictus. Послушаем Казинса: «Бенедиктус был написан, когда Рик Уэйкман оставил группу, и я был особенно травмирован оттого, что он не сказал мне об этом лично. Я заперся в своем доме в Девоне и искал ответ - как быть дальше. Наугад бросил несколько монет и на ум пришли строчки будущей песни. В студии это была первая совместная работа с Блю Уивером. Он очень ответственно отнесся к этому. Соло игралось на моем электрическом дульцимере через «фуз». В подпевках принимал участие Тревор Лукас, будущий муж Сэнди Денни, а так же американская певица Энн Колен». Альбом Grave New World была первая концептуальная работа коллектива - непростая жизнь человека от колыбели до смерти. Идея появилась после просмотра телевизионного сюжета о детях Белфаста, рисующих мертвых солдат на уроках живописи. Выпуск альбома в феврале 1972 подгадали к большому британскому туру группы. Он оправдал ожидания поклонников и, несмотря на разговоры об эксплуатации творческих находок Уэйкмана, занял 11 место в хит-параде. Кроме того, музыканты сами продюсировали альбом, поскольку Тони Висконти был занят своим главным проектом - T. Rex.

Концертный тур прошел с успехом. Strawbs опробовали свое новое шоу, с мультимедийными экспериментами сопровождавшееся показом фильмов, пантомимой и выступлением балетной труппы. Выступление в London's Shaw Theatre было снято на пленку. 30-минутный фильм "Grave New World" был выпущен в апреле 1972 и переиздан в наши дни. Затем Дэйв взял тайм-аут для записи своего первого сольника. В записи альбома Two Weeks Last Summer приняли участие Роджер Гловер (Roger Glover) из Deep Purple, Джон Хайзмэн (Jon Hiseman) из Colosseum, восстановивший с Дэйвом отношения Рик Уэйкман и ряд других музыкантов. Еще одним видным гостем был Дэйв Ламберт (Dave Lambert) лидер King-Earl Boogie Band, старый знакомый Казинса, участвовавший с ним в нескольких акустических концертах. Альбом вышел в октябре, но прошел незамеченным, хотя критики отмечали его несомненное сходство с Strawbs. Кроме того, его выпуск совпал с синглом Strawbs - Lay Down, который занял 12 строчку в хит-параде и полностью затмил соло-альбом Дэйва.

Группа выполнила ряд поездок в Европу для участия в нескольких фестивалях, а затем совершила свой первый американский вояж в США. Именно во время американского тура обострились противоречия между Казинсом и его старым товарищем Тони Хупером, до того молча сносившего резкий, на его взгляд, отход от фолковых корней. Участие Ламберта в качестве гостя во время концерта на Chelmsford Folk Festival, окончательно добило Хуперта и он оставил группу, которой посвятил последние девять лет. Нетрудно догадаться, кто стал новым гитаристом. Начинался новый 1973 год, у группы уже было заказано время в студии для работы над следующим альбомом. И первым шагом в новом году стал выпуск в январе сингла Part Of The Union. Песня взлетела на 2 место и предвосхитила успех, вышедшего вслед за ним «гиганта» Bursting At The Seams. А теперь послушаем Казинса: «Часть союза» была написана Джоном Фордом и Ричардом Хадсоном как «демо» для своего проекта под именем Brothers. Я уговорил их включить песню в новый альбом нашей группы. После чего мы вновь вернулись в студию и дописали хор, Уивер наложил партию фортепьяно, а Ламберт подыграл на басовой гармонике». После выхода альбома, группа дала 52 концерта в поддержку нового релиза, и уже в апреле он занял втрое место в чартах. Этот успех стал самым большим достижением группы за всю ее карьеру. И как это ни парадоксально, послужил последним толчком к расколу команды, о чем ее участники в дальнейшем не раз сожалели.

После разрыва

Откатав еще один американский тур, Хадсон и Форд оставили группу, чтобы заняться сольным проектом. Дуэт записал альбом Nickelodeon (1973) и продолжил самостоятельное плавание, отметившись еще рядом неплохих работ. Не задержался в коллективе и Блю Уивер. Сначала он пару лет отыграл в Mott the Hoople, а затем удачно вписался в Bee Gees, переживавшими второе рождение с диско-бумом. Казинсу ничего не оставалось, как заручившись поддержкой Ламберта, воссоздавать Strawbs заново. Так появились новички - клавишник Джон Хокен (John Hawken) экс - Nashville Teens, Renaissance и Vinegar Joe, бас и вокал Чэс Кронк (Chas Cronk), по рекомендации Рика Уэйкмана и Род Кумбз (Rod Coombes), бывший ударник Stealer's Wheels). Новый состав переехал в Дэвон для репетиций, сопровождавшихся алкогольными возлияниями, затем объявились в студии и запечатлели новую формацию выпуском сорокопятки Shine On Silver Sun, которая к радости Казинса попал в списки популярности под номером 34 - выходит не зря старались!

Дело стало за альбомом. В очередной короткий американский тур Strawbs привезли новую композицию Autumn и опробовали ее на концерте в Гарвардском университете. Песня прошла на ура и группа прямо из Штатов поехала в Копенгаген записывать Hero And Heroine . В феврале 1974 впервые альбом вышел сначала в США и с опозданием в два месяца на родине музыкантов. Маятник популярности качнулся в сторону американской публики, что подтвердил довольно вялый британский промо-тур. Причина тут одна - Strawbs настолько удачно развивали идеи народной английской сцены, что крен в усложненные прогрессивные структуры с явным отходом от выбранного пути, критики и фаны сочли предательством. Музыкальные издания, в частности New Musical Express, отзывались крайне негативно. Группу объявили ренегатами, погрязшими в коммерческой эксплуатации своего таланта и широкая публика стала терять к коллективу интерес. Недружелюбное отношение прессы не смутило Казинса, все-таки Strawbs была интернационально признаваемой группой в начале 70-ых, а в США обновленный саунд стал востребованным и спрос на продукцию британских менестрелей возрастал. Этому свидетельствует 94 место альбома Hero And Heroine в американских чартах, где оставался в течение четырех месяцев (замечу, что для английской команды это не так уж и плохо).

Итак, ориентиры группы сместились к Новому Свету. Штурм Америки продолжался: сначала команда выпустила ретроспективный сборник Strawbs By Choice (август 1974), затем пополнила музыкальный рынок новым LP - Ghosts, который поднялся в Штатах до 47 позиции (февраль 1975). Послушаем нашего гида Дэйва Казинса: «К тому времени, когда мы сделали этот альбом, Strawbs действительно начинали перемещаться в Америку, но мы нуждались в альбоме с хит-синглом, чтобы закрепить успех, и мы надеялись, что Lemon Pie станет такой песней, но этого не случилось. «Лимонный пирог» был написан о моей жене, и это был очень популярный трек, но введение было слишком длинно для сингла, хотя и получил много трансляции. Этот альбом был нашим самым высоким достижением в Штатах».

Гастроли

Сохранилось довольно много записей больших американских гастролей 1975 года, которые дают представление об успехе команды и теплом приеме у тамошней публики. Наиболее яркими и выразительными стали выступления перед канадской аудиторией. Strawbs с успехом откатали заключительную часть тура по ряду городов Канады, активно поддерживаемые благоприятными отзывами в прессе. Газеты отмечали «поэтический» рок, доведенный до совершенства работой меллотрона и безукоризненной сыгранностью группы, яркими мелодиями и выразительной гармонией от нежнейших тонов до штормовых всплесков. В Торонто зал Massey Hall взрывался бесконечными аплодисментами, а исполнение прекрасной Tears And Pavan экзальтированная толпа требовала на бис три раза. Музыканты признавались, что это был лучший концерт своей жизни. В пользу продолжения американских выступлений, были отменены гастроли по Австралии. И группа лишь ненадолго слетала в Японию, где местное телевиденье транслировало их выступление в Токио на всю страну (в наши дни фильм переиздан на dvd). Итогом удачного тура стало покорение новых рынков. Но была и неприятность: Джон Хокен покинул группу по уже банальной причине расхождения во взглядах на совместное творчество. Так, что следующий альбом оставшиеся члены Strawbs делали вчетвером.

Угасание

К записи Nomadness группа привлекла ветерана джаз-рока Джона Милинга (John Mealing), ранее помогавшего в аранжировках некоторых песен. В дальнейшем он стал на несколько лет постоянным клавишником группы, но выведенным за штат. Отметился по старой дружбе и Рик Уэйкман (как же без него) и ряд других музыкантов. Альбом, вышедший в США в октябре, а в Англии в ноябре 1975 разочаровал поклонников по обе стороны океана. Исчезли величественные музыкальные прогрессивные эпики. Все настроились на «большой» звук, а получили облегченный и довольно вялый материал с креном сторону фолковых корней. Где-то сказалась усталость, где-то ошибочный подход Казинса в выборе новой концепции. Одним словом - не получилось, слишком высока была планка, поднятая на предыдущих релизах. Диск, конечно, не был провальным, талант не пропьешь. И группа отправилась в очередной марафон - 10 недельный тур по родным английским просторам. Откатав концерты, артисты схватились за голову - в коммерческом плане выступления были провальными. Явно подавленные таким оборотом, музыканты все же попытались записать продолжение, как задумывалось второй части Nomadness, но тут же возникли претензии к продюсеру Тони Оллому (Tom Allom) и запись была остановлена. Многолетнее сотрудничество с лейблом A&M подошло к концу.

Группа связалась с нью-йоркскими продюсерами Рупертом Холмесом и Джеффри Лессером, и договорилась сделать запись нового набора треков. Материал был написан очень быстро, соавтором Казинса выступил Чэс Кронк. Сначала сингл I Only Want My Love To Grow In You , а затем и большой винил Deep Cuts вышел на лейбле Oyster Records - новое подразделение Polydor, уже опробованное Ричи Блэкмором с его «Радугой». Сорокопятка имела неплохие эфиры, но в топ не попала. Альбом вышел в сентябре 1976 и мало чем отличался от предыдущего, если только стал более роковым. Здесь стоит отметить прекрасное оформление обложки, выполненное художником Alun Hood. Для широкой публики новые песни прозвучали во время рок-фестиваля Cardiff Castle в июле 1976. Откуда Казинс на вертолете отправился на July Wakes фолк-фестиваль, где выступил с сольной программой. В тоже время не без труда были оговорены гастроли на осень 76 - зима 77 по Англии и Штатам с целью продвинуть Deep Cuts и поправить финансовое положение. Пресс-релиз лейбла и многочисленные рецензии отмечали, что новая работа группы более ориентирована на коммерцию, чем на чувства и эмоции. Да, и с появлением панк-рока шансы на успех у Strawbs минимальны (неизвестно как повернулись бы дела у квартета, если бы они ломали инструменты и плевались со сцены - шутка). Вдогонку Oyster выпускает следующий диск - Burning For You. Цель была та же вывести группу из кризиса и сорвать побольше «бабок». Оттого Казинс не обременял себя поисками и экспериментами. Чтобы усилить и уплотнить звук, в записи принимали участие уже два клавишника: помимо Милинга еще Роберт Кирбай (Robert Kirby).

Последний студийный альбом выпущенный Strawbs в конце 70-х стал Deadlines. Под руководством продюсера Джеффри Лессера (Jeffrey Lesser) материал писался в Дублине, а микшировался в лондонской Utopia Studios, где больше половины лент было случайно повреждено и пришлось полностью переписывать четыре трека. Появился новый барабанщик Тони Фернандез (Tony Fernandez) взамен уехавшего за границу Рода Кумбза. На этот раз винил вышел на фирме Arista Records в феврале 1978. Надо сказать, что несколько композиций и в особенности Words Of Wisdom - яркий пример способности Strawbs выживать в непростых условиях, благодаря таланту и сыгранности участников группы. Диск, как и прежние работы, не стал явлением, но был тепло встречен в колледжах и достиг кульминации на концерте Hammersmith Odeon. Сопутствующий американский тур в поддержку Deadlines был прерван, группа вернулась в апреле на похороны Сэнди Денни.

Летом начались приготовления к записи очередного альбома Something For Nothing, но сессии срывались из-за Ламберта, работавшего над своим сольником, который физически не мог разорваться между обязательствами перед студией в Лондоне и репетициями группы в Девоне. Пришлось привлекать к работе Миллера Андерсона, ранее игравшего с Дэйвом Казинсом на соло-альбоме. Было сделано пару треков, а дописывался материал позже уже с другим гитаристом - Джо Партриджем. Лихорадка в студии привела к разрыву контракта с Arista и подавленные участники сосредоточились на других проектах. Альбом под новым названием Heartbreak Hill был переиздан лишь спустя 17 лет.

Казинс воспользовавшись чехардой и неразберихой в работе над основным проектом, сколотил акустический дуэт вместе со старым другом времен Белого Медведя - Брайеном Виллобайем (Brian Willoughby). С помощью менеджера Кевина Вьятт-Лауна дуэт откатал в начале 1979 года внушительный тур. Выступления по клубам с фолковой программой, дали передышку лидеру и свидетельствовали о возвращении к своим корням. Дэйв и Брайен даже записали акустический альбом Old School Songs, составленный на половину из студийных записей и концерта на Exmouth Folk Festival.

Strawbs, преобразованная сенью 1979 для участия в фестивале Port Rush в Северной Ирландии, выступала с новым гитаристом Брайеном Виллобайем. Его первая запись с группой выпущена редким синглом The King/ Ringing Down The Years в ноябре 1980. Тур с 13 концертами последовал в феврале 1980. Параллельно шли переговоры с Элтоном Джоном и его рекорд-лейблом о выпуске того самого Something For Nothing, но не срослось. После чего измотанный и уставший Дэйв Казинс объявляет о своем уходе из коллектива. Вместо себя он предложил замену в лице вокалиста Roy Hill, гитариста John Knightsbridge и саксофониста Bimbo Acock. Эта версия группы отыграла всего два концерта и пришла к неутешительному выводу - без Казинса «Клубники» больше напоминают испорченные ягоды c дурным вкусом, чем некогда блиставшую группу. Казалось это конец…

Не говори прощай

В 1983 году Дэйв Казинс появился в телевизионном шоу «Gas Tank» с Риком Уэйкманом. Рик высказал идею собрать Strawbs времен знаменитого выступления 1970 года в London's Queen Elizabeth Hall. И он таки уговорил Казинса, Хупера, Хадсона и Форда присоединиться к нему для исполнения живой версии The Hangman And The Papist. Так спустя много лет музыканты встретились вновь на одной сцене. Следующее совместное выступление осколков группы состоялось на Кембриджском Фолк-фестивале, вместо Рика за клавишами стал Блю Уивер плюс Брайена Виллобай. Репетиции и последующее прекрасное шоу навело участников на мысль сохранить проект, другими словами речь шла о полноценном воссоединении. Большинство музыкантов, занятых в других проектах не могло в одночасье влиться в Strawbs. Например не смог участвовать в пока еще небольших выступлениях Уивер, вместо него к группе примкнул Крис Паррен (Chris Parren) бывший участник Hudson/ Ford . Сам Джон Форд собрался переехать в США и был заменен на басу Родом Демиком (Rod Demick).

1986-87 год: возрожденный коллектив значительно расширил географию выступлений. Последовали туры в Скандинавию и небольшие концерты в Америке. А в мае 1987 появился первый за девять лет альбом Don't Say Goodye. Музыканты вставили в альбом три заново переписанных трека с пока еще не выпущенного Heartbreak Hill и шесть новых композиций. Разнообразные по стилям, добротные песни, исполненные с явным креном в new-wave, ничем не напоминали прежний коллектив. Особенно выделялся изящный инструментальный экзерсис Tina Dei Fada и потрясающая воздушная баллада Evergreen. О фолке напоминала Big Brother, да пожалуй, Something For Nothing.

Следующий всплеск активизации Strawbs, публика почувствовала в 1991 году. В то время Казинс выступал на радио, а затем на телевиденье в своем любимом Западном Лондоне. С его подачи на музыкальный рынок попало сразу сколько релизов на новомодных компакт-дисках. Сперва были оттиснуты на кассетах и затем на двойном компакте Preserves Uncanned - сборник ранних записей Strawberry Hill Boys/ Strawbs с комментариями Казинса. Этот бокс, как самый удачная компиляция был номинирован на музыкальную премию. Наконец увидели свет ранние записи Sandy Denny And Strawbs. А затем появился полномасштабный альбом группы, записанный еще весной 1990 под названием Ringing Down The Years. Компакт первоначально был выпущен только в Канаде и содержал, как ряд новых треков, так новые версии Tell Me What You See In Me, записанной на первом альбоме в 1969, а также The King c участием Кэти Лезерф. Закрепил обвал продукции Strawbs концерт Greatest Hits Live записанный в 1990 и вышедший на видео в 1992 (год спустя эта запись TV-Show растиражирована на cd с двумя бонусами).

1993 год был объявлен как 25 годовщина коллектива. Праздновать юбилей группа отправилась в большой национальный тур. Во время турне Паррена подменил клавишник Дон Эйри (Don Airey), до того переигравшего у множества звезд, а в настоящее время члена Deep Purple. После юбилейного тура сразу же был организован новый совместно с Lindisfarne спланированные концерты заканчивались перед Рождеством. Но старина Тони Хупер связанный другими обязательствами второй раз оставил родной коллектив. Что говорить, деловые люди эти музыканты. Покинул Strawbs и Дон Эйри, зато вернулся Уивер. Когда улеглись страсти, Казинс вернулся к любимому своему проекту - акустическим реминисценциям. С неразлучным напарником Брайеном Виллобайем дуэт записал в 1994 году альбом Bridge. В записи участвовали фактически все члены Strawbs, на подпевках выступала такая звезда, как Мэри Хопкинс (Mary Hopkins).

В 1995 появился долгожданный выпуск Heartbreak Hill, справедливость была восстановлена, и альбом спустя много лет пробил дорогу к поклонникам. Оцифровкой и ремастерингом занимался лейбл Road Goes On Forever, который с момента своего создания в 1991 занимался тиражированием записей группы. Почти сразу на Windsong выходят полные архивные записи концертов 1973 - 1974 года на BBC, до того существовавший на двойном бутлеге под названием Heroes Are Forever. Год спустя плоды технической революции позволили открыть сайд Strawbs в Интернете, первоначально как совершенно неофициальное предприятие, но позже поддержанное группой к великой радости поклонников по всему миру.

Свое тридцатилетие команда встретила концертным марафоном, длящимся целый день на подмостках Chiswick House в Западном Лондоне. Перед зачарованной публикой предстали почти все участники команды и специальные гости в лице сына Уэйкмана и скрипача Fairport Convention - Рика Сандерса. Затем состоялся неизменный тур, стартовавший на Bergen Rock and Blues Festival в Норвегии.

Новейшая история наших героев отмечена чередой триумфальных гастролей, многочисленных проектов и двумя новыми альбомами. Blue Angel появился в 2003 году. Здесь впервые за 25 лет вновь играют Дэйв Ламберт и Род Кумбз. В работе над записью принимали участие большинство участников поздних составов. Часть материала сыграно в новых версиях. В частности Lay Down и другие. В таком же ключе выдержан следующий альбом Deja Fou (2004), где новые треки удачно дополнены свежими трактовками из богатого наследия рок-легенды - простой "народной" группы Strawbs.

Наши герои не спешат на пенсию, их композиции вживую слушали в 2005 году в Англии и Германии, Америке и Канаде. Ждем новых песен и ярких выступлений, надеюсь, что Казинс и Ко, вдруг да и посетят наконец наши края.

*bluegrass - Традиционная музыка шотландско-ирландского происхождения, распространенная на юге США и ставшая популярной в начале 50-х гг. В блуграссе используются традиционные струнные инструменты горцев: мандолина, банджо и упрощенная скрипка. Для этого стиля характерны быстрый темп и эмоциональное пение. Как элемент кантри-рока, он в большей степени символизирует жизнь старой деревенской глубинки. Законодатели стиля: Bill Monroe and his Bluegrass Boys и Earl Scruggs.

 2006


Рецензии
Прекрасная очень тщательная работа.Не мой профиль,но знать надо. Спасибо.

Варакушка 5   30.09.2017 17:57     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.

Вадим Яловецкий   30.09.2017 18:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.