Дыхание Красного Дракона. Часть 3 гл. 3

Иллюстрации Ирины Степаненко.


«Дыхание Красного Дракона» третья книга из тетралогии «Степной рубеж». Первую «Полуденной Азии Врата», и вторую «Между двух империй», смотрите на моей странице.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СЕРЕДИННОЕ ЦАРСТВО

Примечания автора к главам в конце данной публикации.


Глава третья.

В каморе, куда буквально втиснулись брат Матео и его спутник, царил полумрак. Из тяжелого мокрого шелка шторы на окнах были плотно сдвинуты, Джузеппе сидел в мягком, удобном кресле возле посменного стола с бронзовыми накладками в стиле Рококо  и по-стариковски дремал. В тот краткий миг, когда коридорный свет из открытой двери упал на его чело, Алонсо успел рассмотреть лишь очень длинные седые волосы, крючковатый нос и сухое морщинистое лицо.
— Что привело тебя ко мне, Матео? — недовольно прокряхтел старик и добавил: — И кто пришел с тобой? Зачем? Его я не знаю…
— Не ворчи, брат Джузеппе, это дон Рональдо. Идальго хотел увидеть лучшего художника во Внутреннем городе и вот он здесь.
— Я слишком стар, Матео, чтобы заводить новых знакомых, будь то друзья или недруги. Если это все? Прошу оставить меня в покое. Последнее время я плохо переношу дневной свет, и — это скверно. Наводит на мысли, что мне пора совсем расстаться с этим миром, что я уже частично покинул полвека назад, став монахом. Но пустые разговоры, Матео, раздражали меня всегда! Даже когда я был глупым юнцом и не носил сутаны. Ты думаешь, я изменился?
— Я так не думаю, уважаемый брат Джузеппе.
— Так в чем же дело?
— Мне и нашему гостю нужен ваш совет.
— Им нужен совет! Они полагают: зачем еще старость?! Если не для того, чтобы давать советы!.. Так считаете вы, но не я. Отправляйтесь к себе и думайте сами! Господь наделил разумом всех своих детей. Почему же, уставшие от жизни старики должны мыслить за молодых?
— Нам нужен совет человека — европейца, прожившего в Китае много лет и это только вы, брат Джузеппе. Кроме ума, здесь необходимы ваш опыт и ваши знания. К императору Поднебесной прибыл посланник из степного края и не плохо бы выведать: о чем будет говорить посол, и к какому соглашению приведут его речи.
Алонсо не встревал в разговор, он скромно молчал, склонив, как бы, в почтительном поклоне голову. На него снова, хронической болезнью тормоша страх, нахлынули воспоминания: Минорские пещеры, человеческие черепа, в компании которых ему пришлось коротать время, когда-то в далекой юности спасаясь от виселицы. С тех пор, на уличном актере было столько грехов, что черепа стали его постоянными спутниками, правда, они еще были обтянуты кожей, могли говорить, ворчать, но это не умоляло их главного достоинства, у них можно было спрятаться, переждать до лучших времен.
Старик ответил не сразу. Немного поразмыслив, проведя шершавой ладонью по гладкой поверхности стола, он проговорил:
— Когда настал одиннадцатый год правления ныне здравствующего Сына Неба Хунли под девизом Цаньлун — непоколебимое и славное, то, с его величественного позволения, путешествуя по одной из южных прилагающих к морю провинций, я взошел на прибывший в Китай европейский корабль. Никакой цели у меня не было, просто хотелось увидеть кого-нибудь из европейцев и пообщаться…
Брат Джузеппе замолчал. Возникла долгая пауза, которую, ни граф, ни Алонсо и не думали прерывать нетерпением. Немного тем разочарованный, он продолжил:
— На мое удивление, я обнаружил там молодого евнуха из окружения Господина Десять тысяч лет. Это сейчас, он толстый и важный, — главный евнух императорского двора по имени Шаньюй, а тогда это был тонкий юноша, — один из целой когорты дворцовых скопцов. Ничем не привлекательный в плане воздействия через него на Будду Наших дней. Шаньюйю так хотелось самому выбрать что-нибудь из привезенного европейцами товара и тем удивить своего драконоподобного повелителя, что он совершил преступление. Нарушив закон императоров Поднебесной, который гласит: «Под страхом смерти евнухам любого ранга запрещено покидать Пекин». Шаньюй прибыл на корабль под ложным именем… Матео, кажется, бриг был португальским?
— Это была шхуна «Индиго» на ней я прибыл в Китай и первым кого я увидел на неизвестной и далекой мне земле были вы, брат Джузеппе. Но эту историю вы мне не рассказывали.  Что же было дальше?
— Не рассказывал, потому, что ничего особенного не было. Повалялся Шаньюй у меня в ногах, умаляя никому не говорить о его незаконном пребывании на корабле, только и всего. Как христианин я его простил, но как брат во Христе поведал ему о неразглашении исповеди, тем принудил к крещению и обещал сохранить все в тайне. Шаньюй помнит о своем проступке, помню о нем и я…
Джузеппе снова замолчал, задремав. Граф приложил руку ко рту и легонько кашлянул, тот открыл глаза и проворчал:
— Дальше думайте сами. Как снова поведать главному  евнуху  императора о том, что он нарушил закон Поднебесной, к тому же тайно крещен... Если сумеете, Шаньюй вам не только расскажет о том, что император говорит, но и что он думает. 
— Благодарю, брат Джузеппе, — уважительно с поклоном сказал граф де Аннтире. — Теперь нам, с доном Рональдо нужно идти. Ты позволишь оставить тебя.
— Надо, так ступайте … Не держу, — бросил старик засыпая.
Темнота помещения позволяла Алонсо скрывать эмоции. Брюзжание престарелых братьев во Христе, с элементом нравоучений, у него уже сидели в печени, не редко желчью разливались по лицу. Он бы с большим удовольствием свернул брату Джузеппе его немощную шею, не державшую его головы, вместо вынужденного почтения.
Когда вышли из кельи старика, он вопросительно посмотрел на Матео.
— Кажется, я знаю, как нам выйти на главного евнуха, — задумчиво произнес граф,  и вы в том мне поможете…
— С какой стати мне лезть в доверие скопцу-китайцу? — нагло ответил Алонсо.
— Я посмотрю время для вас прошло совсем недаром. Результат, вот только, вряд ли таким он угоден Господу! — жестко пресек граф его попытку на самостоятельность.
— Простите, Ваша милость, — побледнел Алонсо.
— Я не продаю индульгенций[1], дон Рональдо! Вы же хотите отомстить азиату за унижение? Или все, что вы мне поведали, лишь воспаленное воображение больного? Вместо того, что бы днем и ночью молить Бога о всепрощении и милосердии, я советую вам, «Аз воздам»!
— Все что я вам рассказал, правда, брат Матео.
— Так! Дальше…
— И я умею быть благодарным. Но говорить с главным евнухом… К драке мои руки привыкли гораздо больше, чем язык к витиеватой беседе.
— Вот и не будем тратиться на словеса. Ступайте к себе и ждите моих указаний.
Алонсо, нехотя, подчинился воле графа и ордену Игнатия Лойолы.
Покинув основного здание, через внутренний дворик, он зашел в небольшой флигель. В помещении для слуг шла попойка, громко разносилась и ударяла об толстые стены острыми словечками пьяная болтовня. С десяток разноязычных морских бродяг  из просвещенной Европы, изрядно набравшись, отдыхали от ночного несения караула.
Это были отбросы Старого света, сбежавшие от суда капитана, со своих кораблей прибывших в Макао или Кантон. Вряд ли они смогли бы выжить в Китае, но их подобрал брат Матео. Вместо того чтобы законно болтаться на рее за совершенные преступления, они предпочли общество братьев во Христе. Компания, в которую, как рыба в воду, вошел Хитрый Лис или Изворотливый Пес в лице дона Рональдо, была довольно пестрой: два испанца, три англичанина, португалец, два француза, итальянец и даже метис-индеец из Нового Света. В монастырском флигеле, словно в клетке, морские волки встретили дона Рональдо с восторгом, наливая рисовой водки, они пригласили его в круг своего буйного пьяного общения.
Сев к столу и, скучающе, потянув из деревянной кружки мутное теплое пойло, Алонсо и не предполагал, что в то же время в кельи старика Джузеппе происходит беседа, решающая не только его судьбу, — что было не раз и не два,  но и собутыльников.
Проводив испанца взглядом, брат Матео подозвал слугу-китайца и велел незаметно следить за ним. После чего, он вернулся в камору к старику.
Джузеппе так же сидел возле стола, но шторы были распахнуты, и дневной свет заливал мебель волнистые контуры, секретера, гнутые ножки стульев, общий орнамент в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и обилие золоченой бронзы. Длинные седые волосы дона Кастильоне были свиты в косицу на маньчжурский манер, лицо было совсем не бледным, глаза сверлящие. Он курил длинную китайскую трубку, выпуская изо рта причудливые фигуры животных. Те медленно поднимались вверх и дымом растворялись у каменного потолочного свода.
— Этой табачной причудой, когда-то, я заставил обратить на себя внимание почившего императора Юнчжена [2], — проговорил он, встречая вернувшегося в келью графа де Аннтире. — Но сегодня, брат Матео, вы меня превзошли. В лицедействе вам нет равных. Я благодарю Господа, что пятнадцать лет назад генерал ордена удовлетворил мою просьбу об умном соратнике и прислал в Пекин именно вас.
— В «Духовных упражнениях», брат Джузеппе, сказано: «каждый иезуит должен подчинятся старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях.— Смерено произнес граф и добавил: — как маленькое распятье, которое можно поднимать и которое двигать как угодно».
— Перестаньте, Матео, то писано еще отцом Лойолой, но сейчас орден переживает не лучшие времена. Звезда иезуитов клониться к закату. Нас изгнали из Португалии, на нас косятся во Франции и в Австрии. Я уж не говорю об Англии, Пруссии, России. Происходящее в Европе отражается на колониях Индии и здесь — в Китае. И чтобы удержаться от полного поражения, одолеть разного рода просветителей, нужны молодые и умные, головы вроде вашей.
— Под просветителями вы подразумеваете вольнодумца Вольтера[3]?
— Вольтера, Дидро [4], Гольбаха[5]… В Европе грядет просвещенный абсолютизм. Орден, который свергал королей-тиранов, ныне бессилен бороться даже с говорунами.
— Ну, это ж совсем мрачно! — разворачивая на столе, вынутую из секретера карту, ответил Матео. — Прошу, дорогой Лан Шинин, отбросим пессимизм, каждая эпоха считала себя наихудшей, и осмотрим перспективы будущего.
Джузеппе пустил еще одно колечко дыма к потолку, пока оно распадалось, у самого свода, подвинул кресло ближе к столу, оглядел предложенную графом карту, где была подробно указана не только Азия, но и восточная часть Европы и Северной Африки.
— Это старое размещение сил, — проговорил он, выпуская дым из трубки. — Западная Сибирь на ней плохо обозначена. Ниже, указаны русские крепости времен Петра — фортеция Семи Палат и Усть-Каменская по Иртышу, казачий городок на Яике и все. Нет Оренбурга, и многих других цитаделей русских, воздвигнутых в последнее время. Так же не обозначены приобретения шаха Ахмада Афганского… Пенджаба и прочих земель Индии. После побед губернатора Клайва нет новых границ Ост-Индии — расширения английского влияния на французские и Португальские колонии в Бенгалии и прочего, прочего, прочего.
— К этой устаревшей карте, Джузеппе, я могу кое-чего добавить новое на словах. То, что мне передали с прибывшим из Европы голландским кораблем. Секретный пакет от наших братьев в Риме, в котором говорится, что летом русские нанесли Фридриху Прусскому сокрушительное поражение[6].
— И все?!
— Нет. Еще в нем сказано следующее: Версалю потребовалось не малых усилий и денежных средств, чтобы проект губернатора Неплюева, по торговле со среднеазиатскими ханствами и Индией, был забыт Россией, если не навсегда, то надолго. Теряя быстрыми темпами свое влияние в Индии, французская торговая компания52 желает обновить обнищавшие дворцы короля Солнца за счет Средней Азии. Через Диван османской империи Фридрих Прусский заигрывает с мелкими ханствами Бухарой, Хивой и Кокандом, а так же с одним из султанов кочующих возле Оренбурга.
— Британская империя? Как там лорды?
— Палата лордов подумывает о Сибири как о своей, а не русской колонии. К сожалению, подробности братьям во Христе неизвестны. Ни у Фридриха, ни у короля Британии Георга в Коканде, Хиве, Бухаре нет миссий, но есть эмиссары. Нет миссий в Средней Азии и у ордена, это сильно осложняет сбор информации, необходимой для основополагающих выводов. Еще в послании генерал Риччи меня… нас, брат Джузеппе, известил, что Афганский шах Ахмад, этой осенью собирается вторгнуться во владения бадахшанского эмира Султаншаха, по велению которого в прошлом году были убиты правители Кашгарии, восставшие против императора Поднебесной.
— Сведенья достоверные?
— Насколько это возможно.
— По вашим глазам, Матео, я вижу, что из Рима вы получили не только подробную информацию, но и индульгенцию на некую многоходовую партию.
— Какой она будет, решать Господу.
— Ну, я, думаю, генерал Риччи с ним уже договорился.
— Оставим эту щекотливую тему, Джузеппе, богохульствовать нам не пристало, и перейдем к делу. Итак, Россия — продвижения ее армии вглубь Пруссии в ближайшее время вероятно остановиться. Королева Елизавета очень больна, а наследный принц Петр грезит быть капралом в армии Фридриха Прусского. Данное болезненное влечение рахитичного наследника престола рано или поздно остановит русских на Западе, но не на Востоке. Тут, в Азии, у русских вообще нет никакой стратегии, заселение идет почти стихийно. И тем оно опасно. Его не остановишь подкупом высших сановников.
— Союз Франции, Австрии и Саксонии с Россией имеет хоть и временный характер, пока не закончиться эта Силезская возня[8] с Фридрихом Прусским, но все же это союз. Сейчас нам гораздо более страшна Англия. Мне плевать на французов, дураков усердно воспевающих болтунов-просветителей — того же Вольтера, но все же они католики. И поражение Франции в Бенгалии от британцев, это поражение Рима — католической церкви. Неужели вы не понимаете, что не будет в Индии французских колоний, не будет и нас в Китае. А вы говорите: русские!
— Я думаю, с палатой лордов мы найдем общий язык, а вот с русскими — никогда! И так уж они далеки, Джузеппе?! Позволю вам напомнить, что Сретенский православный монастырь, поставленный в Пекине по Кяхтинскому договору России с Поднебесной, благотворно разрастается. И в нем много прихожан.
— Это албазинцы![9] — проворчал Кастильоне.
— Но многие из них служат в императорской гвардии и близки ко двору.
— Тех привилегий, что мне удалось добиться за сорок лет от трех императоров Поднебесной, отцу Амвросию никогда не видать.
— Ваших заслуг перед братством Христовым, Джузеппе, никто не умаляет, но Римом передо мной поставлена конкретная задача: всеми силами способствовать Поднебесной в ее стремлении владеть степными просторами путем приласкания султанов и, напротив, мешать Англии желающей воны императора с Россией.
— Риччи считает, что, впоследствии, среднеазиатскими ханами, уже обласканными гневом Сыном Неба, ордену будет легче управлять? Возможно, это и так, Матео! Но, сегодня мало привязать и упрочить ниточки к рукам китайского императора. Во дворце Джезу подумали, кто, в будущем, будет дергать за них?! Англия еще сто пятьдесят лет назад мечтала спускаться по Оби в Китай, и только потому, что русские крепко держат Сибирь, им это пока не удается.
— Вот и надо помочь Поднебесной потеснить Россию! — проявил не уместную для иезуита эмоциональность граф, — но сделать это умно. Военное столкновение русских и маньчжурской династии Цин не желательно Ордену, но даже война, приведшая в Степь англичан, лучше тихой экспансии огнепоклонников-староверов по Восточной Сибири.
— Что вы предлагаете?
— Разделить влияние на Дальнем Востоке, Средней Азии и Сибири с англиканской церковью, впоследствии ее распространяя на Китай и Индокитай, ордену гораздо проще, чем договорится с русскими язычниками и еретиками. Они всюду видят себя старшими братьями и готовы отдать свое — последнее, чем забрать чужое. В Степи нет наших миссий, если туда придут наместники Поднебесной, тибетские ламы конфуцианство туда придем и мы, братья Христовы неся слово Господа нашего.
— Думаю, драконоподобному с помощью ордена, сначала надо переварить Джунгарию, — ответил Джузеппе. — Туземцы вельми неохотно принимают нашу веру. Даже те китайцы-слуги, что мне удалось крестить за сорок лет пребывания здесь, входя в пустое помещение, кричат: «я иду»[10]. Они, по-прежнему, верят в духа Неба и в своих богов-драконов. Прости, Матео, я стар для многоходовых комбинаций, поэтому не буду тебе мешать, но и способствовать не стану. С меня хватит общения с этим доном Рональдо. Зачем ты только собрал змеенышей со всей Европы в один клубок? Весь день они пьют и горланят песни, а потом ночь напролет дрыхнут на постах.
— Мне они нужны для осуществления задуманного генералом Риччи плана. Ты же сам говорил: напомнить главному евнуху Шаньюйю грехи его молодости, довольно опасное мероприятие, которое может грозить ордену в Китае непредвиденными последствиями и осложнениями.
— Говорил, и повторю: Шаньюй очень хитер и коварен, и имеет большое влияние на Господина десять тысяч лет, Его Драконье Величество.
— Поэтому, о былом ему и напомнит монах-францисканец. Дон Рональдо узнает ответ на нужный нам вопрос и исчезнет в небытие.
— Слава Господу, хоть одним проходимцем на нашей грешной земле будет меньше, — Джузеппе набожно перекрестился. — А куда ты наметил деть остальных? Еще немного и они пожрут все наши припасы и оставят братию голодной.
— Им тоже дело найдется. На днях у меня тайная встреча с наместником Синьцзяна Чжао-Хоем. И согласно предписанию из Рима, от генерала Риччи, есть кое-какие мысли. Но, Джузеппе, не будем забегать вперед лошади…


Примечания.

[1] Индульгенция — разрешение от наложенной католической церковью епитимии, отпущение как прошлых, так и будущих грехов.

[2] Юнчжэн (Юнь-чжэн 1678 — 1735) — император Китая династии Цин с 1723 по 1735 гг. правил под девизом Гармоничное и справедливое (Юнчжэн), посмертное храмовое имя Ши-цзун Сянь Хуанди.

[3] Вольтер Франсуа-Мари (1694 — 1778) — французский писатель, историк и философ, был горячим противником, как атеизма, так и христианства считается первым глашатаем свободы мысли и гуманности.

[4] Дидро Денис (Дени Diderot 1713 — 1784) — французский мыслитель-энциклопедист, распространял идеи атеизма.

[5] Гольбах Поль Генрих Дитрих (1723 — 1789) — борон, философ-материалист принадлежал к кружку французских энциклопедистов.

[6] Сражение при Кунерсдорфе в августе 1759 г. (Семилетняя война).

[7] Французская торговая компания в Индии была основана в 1664 г. и просуществовала до1769г.

[8] В Европе Семилетняя война (1756 — 1763) проходила под названием Третья Силезская, заключительная война за Австрийское наследство с Фридрихом Прусским. Первая началась1742г.

[9] Албазинцы — потомки русских казаков из дальневосточного городка крепости Албазин, в конце XVII столетия захваченных в плен и включенных императором Канси (1654 — 1722) в состав восьмизнаменных войск.

[10] В Китае верили, что в пустых комнатах отдыхают души предков и чтобы не встретиться с ними, они оглашали вхождение в комнату.


Рецензии
Им нужен совет! Они полагают: зачем еще старость?! Если не для того, чтобы давать советы!.. Так считаете вы, но не я. Отправляйтесь к себе и думайте сами! Господь наделил разумом всех своих детей. Почему же, уставшие от жизни старики должны мыслить за молодых?

Мне очень понравился этот абзац!!! Перечитывала несколько раз.
Жаль, жаль Алонсо. Не могу отделаться от мысли, что раз выбранный путь иссушил его сердце, душу и не хочется ему переиграть-пережить по - другому дорогу судьбы.

И снова индульгенции...улыбки не сдержать...:)))
Глава очень понравилась мне.
С уважением,

Ирина Ману   28.07.2011 21:06     Заявить о нарушении
Иезуиты - это та дорога жизни на которую не просто попасть, а свернуть с нее, вообще не возможно, Ирина.

С улыбкой.

Сергей Вершинин   28.07.2011 21:21   Заявить о нарушении
Могу Вас успокоить, Вы расписались теперь точно. Вошли в ту колею, в которой были, когда писали те, предыдущие книги.
С уважением,

Ирина Ману   28.07.2011 21:40   Заявить о нарушении
И как только у меня в такую жару это получилось?!

С улыбкой.

Сергей Вершинин   28.07.2011 22:08   Заявить о нарушении
А те книги, когда писали, если не секрет? Может все дело в посыле? Дозрели в жару...Кто знает...и ведает.

Ирина Ману   28.07.2011 22:11   Заявить о нарушении
Писал, Ирина-джи, и в жару, и в холод, и в слякоть, вот только какие главы когда? я уже не помню. Начал я его еще в 2002 году, так что, скоро десять лет. Главы писались не по порядку, части с разными временными промежутками, по сбору документов. В общем знал бы - не взялся.

С улыбкой.

Сергей Вершинин   28.07.2011 22:35   Заявить о нарушении
Но взялись ведь! Я тоже не люблю большие произведения. Разом не напишешь, а по мере "остывания" уже нет такой прыти в повествовании. Пережевываешь потом, как жвачку, беря перо, пробираясь к эшафоту.

Ирина Ману   28.07.2011 22:37   Заявить о нарушении
Про "не взялся бы", я так - слукавил, Ирина-джи. Не поверите но первое что я написал, был роман "На Распутье", рассказы я стал писать только здесь на Проза.Ру. Так что я автор крупных форм. У меня даже последняя повесть "Искушение" незаметно незаметно но по объему неожиданно на роман потянула.

С улыбкой.

Сергей Вершинин   28.07.2011 22:50   Заявить о нарушении
Написал четвертую главу, Ирина. С ней вы уже знакомы в отрывке "Алутэ", но, разделенное на главы повествование о судьбе девушки, немного дополнено, выведены сноски.

Ссылка:http://www.proza.ru/2011/07/31/723

С улыбкой.

Сергей Вершинин   31.07.2011 14:37   Заявить о нарушении
Да. Спасибо, Сергей, за ссылку. Прочитаю.
С уважением,

Ирина Ману   31.07.2011 21:35   Заявить о нарушении