Православным о православии - 4

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/10/21/1541

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1176



ТОРГОВЛЯ В ХРАМЕ
---------------------------

                Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме
                продавали волов, овец и голубей, и сидели
                меновщики денег. И, сделав бич из веревок,
                выгнал из храма всех, также и овец и волов; и
                деньги у меновщиков рассыпал, а столы их
                опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите
                это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом
                торговли.
                Евангелие от Иоанна, 2: 13-16

                И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех
                продающих и покупающих в храме, и опрокинул
                столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и
                говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы
                наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
                Евангелие от Матфея, 21: 12-13

                Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и
                покупающих в храме; и столы меновщиков и
                скамьи продающих голубей опрокинул; и не
                позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо
                вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой
                домом молитвы наречется для всех народов? а вы
                сделали его вертепом разбойников.
                Евангелие от Марка, 11: 15-17

                И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем
                и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть
                дом молитвы, а вы сделали его вертепом
                разбойников.
                Евангелие от Луки, 19: 45-46

Что в первую очередь бросается в глаза при входе в православный храм РПЦ? Очередь. Люди стоят в кассу с записками, в которых указаны имена, о ком надо помолиться. И платят деньги за каждое имя или записку. Ещё платят за крещение, венчание, отпевание и мн. др. Имеют ли право священники брать деньги за таинство, которое совершает Бог, брать деньги (по установленной таксе) за свои молитвы? Иисус Христос говорит апостолам: “Даром получили, даром давайте” (Мф. 10: 8).

В большинстве храмов РПЦ совершается ритуал сбора денег. Начинается он, чаще всего, с важного момента богослужения – с пения молитвы Господней – “Отче наш”. Одна-две-три бабушки обходят храм с подносами в руках, и все присутствующие должны положить пожертвования. Надо полагать, что если твоя монетка звоном адского колокола не встретит своих никелевых собратьев, то Господь Бог твою молитву не услышит.

В Евангелиях описаны два разных случая, когда Иисус кнутом выгонял из храма тех, кто торговал там предметами культа и религиозного назначения.

1-й случай: Ин. 2: 13-25.

2-й случай: Мф. 21: 12-13, Мк. 11: 15-17, Лк. 19: 45-46.

То, что животные и голуби являлись предметами культа и религиозного назначения, см., напр.: Исх. 20:24, Лев.5: 5-7.

Цитирую комментарий на Мф. 21: 12-13 Уильяма Баркли:

«Были специальные смотрители-контролеры животных и, по существу, они наверняка браковали всякое животное, купленное за пределами Храма и послали бы человека купить это животное в храмовых рядах и лавках. В этом не было бы ничего предосудительного, если цены в Храме не отличались от цен на животных пределами Храма, но пара голубей могла стоить в Храме во много раз дороже, чем за пределами Храма, это было уже давнее злоупотребление. Люди с благодарностью вспоминали одного раввина Симона бен Гамалиела за то, что он “повелел продавать голубей не за золотые монеты, а за серебряные”. Он, конечно, выступил против этого злоупотребления. Кроме того, ряды, в которых продавались жертвенные животные, назывались Базары Анны и были частной собственностью этой первосвященнической семьи. И в этом, однако, нельзя сразу видеть злоупотребление. Должно быть, там было много честных и приличных торговцев. Но это злоупотребление могло быстро пустить свои корни и “Храм стал местом, где собирались бездельники и негодяи”, худшим примером торговой монополии и закрепленных законом имущественных прав. Сэр Джордж Адам Смит мог написать: “В то время каждый священник должен был быть торговцем”. Существовала большая опасность бесстыдной эксплуатации бедных и скромных паломников – и эта эксплуатация вызывала гнев Иисуса».

«Великий израильский ученый Израиль Абрахаме так комментирует наиболее типичные христианские толкования этого отрывка: “Когда Иисус опрокинул столы меновщиков и выгнал продающих голубей из Храма, Он оказал услугу иудаизму... Но разве только меновщики и продавцы голубей приходили в Храм? И разве всякий, покупавший и продававший голубей были чистыми формалистами? На прошлую Пасху я был в Иерусалиме и видел у фасада церкви Святого Гроба Господня ряд торговцев святыми реликвиями, четками, лентами с надписями, цветных свечек, позолоченных распятий и бутылок с иорданской водой. И там эти христиане шумели, склоняли друг друга, торговались перед церковью, посвященной памяти Иисуса. А опрокинул бы Иисус, подумал я, если бы Он пришел снова, этих лжеслужителей Своих, так же как Он опрокинул лже-братьев Своих когда-то давно в Израиле?”».

Так написал Уильям Баркли.

Православные канонические правила воспрещают сам факт торговли в храме: «Не должно, внутри священных оград устроять харчевни, или предлагать съестные приготовления, или производить другого рода мелочную торговлю, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, научая нас жизнью во плоти, повелел не делать дома Отца Своего домом торговли. Он рассыпал разменные деньги у менял и выгнал делающих священное место мирским. Посему, кто будет обличен в упомянутом преступлении, да будет отлучен» (Деян. Всел. Соборов, 4 т., с. 293, VI Вс. С. 76 пр.). Как видно из слов правила под него подпадают не только те, кто торгует овощами, но и все те, кто производит любую другую торговлю внутри храма и даже вокруг него! Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон в толковании на данное правило писал, что в его время (XII век) внести куплю-продажу в храм «не могло придти и в помышление ни одному христианину: так как это в высшей степени нечестиво». В наш же секуляризованный век нередким, увы, стало как раз-то противоположное мнение…

 С каких пор началась торговля внутри православных храмов? Вот что пишет старообрядческий священник Андрей Марченко в статье “Дом Мой – дом торговли?”: «До большевистской революции иконы, книги, свечи продавались вне храмов. Богоборцы, прейдя к власти, вполне логично сочли торговлю предметами культа в общественных местах своеобразной пропагандой христианства. Поэтому они сделали все, что бы «оградить» народные массы от подобной наглядной агитации. Вот именно тогда и переместилась вся торговля под своды храмов. Но то, что терпится во времена гонений в силу необходимости, то во времена свободы является зачастую предосудительным, а в рассматриваемом нами случае даже преступным» (Помещена на старообрядческом сайте www.bratstvo-rdc.narod.ru).


Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/10/21/1541

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1176


Рецензии
И платят деньги за каждое имя или записку. Ещё платят за крещение, венчание, отпевание и мн. др. Имеют ли право священники брать деньги за таинство, которое совершает Бог, брать деньги (по установленной таксе) за свои молитвы? Иисус Христос говорит апостолам: “Даром получили, даром давайте” (Мф. 10: 8).###
Спаси нас Господи Иисусе Христе!
Во времена Иисуса Христа на содержание храмов взимался налог, поэтому торговля была не средством выживания, а средством получения сверхприбыли. Что, собственно, и возмутило Иисуса.

У католиков та же ситуация - обязательный государственный налог, в Германии это 9%, идет на содержание храмов и объектов религиозного поклонения.
Поэтому когда кивают на католиков и говорят - вот, у них свечки бесплатные, сделайте так же! Я так прямо и говорю - с БОЛЬШОЙ радостью, давайте сделаем, как у католиков. Вот 9% не забудьте отчислить с з/п и нет проблем. Свечки будут бесплатные.
Отопление в храме, освещение, пожарная и ночная охрана, ремонт и содержание помещений, реставрация и поддержание в достойном состоянии исторических и культурных ценностей - старинных икон, мощей, фресок, памятников архитектуры, облачения священников, церковная утварь,... а теперь ещё представьте, сколько людей ходит в храм. Толпы утром и вечером. Все они топчут, грязнят, нвыделяют.... износ сего материального. Свечка - это традиционное, зримое выражение своей молитвы и пожертвование в храм, куда Вы пришли. Если нет денег на свечку, это не значит, что Бог не услышит искреннюю молитву, или если Вы не оплатили записку, то Бог отринет Вас. Важно понимать, когда человек не может, а когда - не хочет сделать пожертвование,,но хочет получить халяву.
Пожилые люди просто приходят и молются, прикладываются к мощам и иконам совершенно бесплатно. Понятно, что если Вы купили свечку на стороне, то и пожертвовали деньги туда же, на сторону, и логично, что такое пожертвование не действительно в храме. Вы же его не совершили:) что же Вас это удивляет!
Если Вы очки положили на тумбочку, то они и лежат на тумбочке, а не в ваной или на столе... Так и с пожертвованием - куда внесли, там оно и есть.
С уважением, Марк

Къ Истине   14.04.2013 13:01     Заявить о нарушении
БлагоДарю Вас за рецензию!

Пишете: "Во времена Иисуса Христа на содержание храмов взимался налог, поэтому торговля была не средством выживания, а средством получения сверхприбыли. Что, собственно, и возмутило Иисуса". А что говорит Сам Иисус по этому поводу? "Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников". (Мф. 21:13). Итак, в первую очередь Его возмутила торговля в неположенном для этого месте. Храм - дом молитвы, а не торговли.

Игорь Орловский   15.04.2013 20:40   Заявить о нарушении
В греческих православных храмах можно приобрести только свечи; иконы и книги продаются в специальных магазинах.
В отличие от наших храмов, из греческих нельзя выносить купленные там свечи.
/Информация с сайта: http://www.agionathos.ru/

Игорь Орловский   15.04.2013 20:43   Заявить о нарушении
что говорит Сам Иисус по этому поводу? "Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников". (Мф. 21:13). Итак, в первую очередь Его возмутила торговля в неположенном для этого месте. Храм - дом молитвы, а не торговли.###

Игорь, ещё раз Вам напоминаю, у них уже всё было для материального обеспечения. Именно поэтому они и разбойники, что им всё мало. Не было никаких оправдательных причин устраивать в храме торговлю.
Представьте себе возмущение господина, который всем обеспечил своих слуг, а они начали в Его доме торговать. Вроде бы как он их и не обеспечил.

Впрочем , здорово наверно, когда эти долбанные святоши зайдут в свой храм и он на них рухнет от ветхости....или сгорят заживо от случайной искры. А что? Даром получили, даром отдавайте. А деньгам верующих атеисты найдут лучшее применение. Верно? Как во времена Великой Октябрьской Атеистической Экспроприации...простите, социалистической революции.

Къ Истине   15.04.2013 21:05   Заявить о нарушении
греческих православных храмах ###
И?...Не успеваю за ходом Вашей мысли, уважаемый Игорь!

Къ Истине   15.04.2013 21:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.