Православным о православии - 8

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2013/01/21/1262

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/08/23/1265



РПЦ – СЕКТА?
------------------

Можно уже говорить о сектантстве в РПЦ. Основные признаки секты:

а) наличие авторитета, которому нужно во всём верить и слепо подчиняться;
б) насаждение в пастве комплекса вины;
в) утверждение: спасение возможно только в нашей организации;
г) запрет на общение с людьми, не принадлежащими к этому обществу.

Есть ли в православном вероучении предпосылки для этого? Нет! Во-первых, для истинного христианина не может быть никаких авторитетов, и Сам Бог ему не авторитет (см. Евангелие – Иисус Христос ни разу не выступал как авторитет, а был лишь свидетелем истины). Во-вторых, грех в православии понимается как болезнь, болезнь души, а не как уголовное преступление. Но ряд современных священников становится в позу авторитета и насаждает комплекс вины за грехи.

А вот что думает на эту тему патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

«В последнее время участились случаи злоупотреблений в духовнической практике, негативно сказывающиеся на состоянии церковной жизни.

Некоторые священнослужители, получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей. Не памятуя о том, что отношения между духовником и духовными чадами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, таковые пастыри переносят сугубо монашеское понятие беспрекословного подчинения послушника старцу [1] на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной и семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане (см.: Гал. 5, 13). Подобные недопустимые методы духовного руководства в некоторых случаях оборачиваются трагедией для пасомого, который свое несогласие с духовником переносит на Церковь. Такие люди покидают Православную Церковь и нередко становятся легкой добычей сектантов.

Некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчания в храме. Случается, что духовник настаивает на расторжении брака между супругами, когда один из супругов не принадлежит к православной вере. Иные монашествующие духовники запрещают своим духовным чадам вступление в брак и принуждают их к принятию монашества на том основании, что монашество якобы выше брака. Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчаном» браке, отождествляя таковой брак с блудом; запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной.

Имеют место случаи, когда пастырь «не благословляет» тому или иному из своих прихожан жениться или выходить замуж по любви, но предлагает «по послушанию» вступить в брак с лицом, рекомендованным самим пастырем.

Также имеют место случаи, когда пастырь запрещает пасомым обращаться за медицинской помощью, препятствует исполнению пасомыми своих гражданских обязанностей – участию в выборах, службе в Вооружённых Силах. Некоторые пастыри навязывают пасомым те или иные политические взгляды. Иные духовники считают учёбу в светских учебных заведениях ненужной или вредной для спасения. Подобные требования не только нарушают право каждого христианина на принятие самостоятельных решений, но и входят в противоречие с действующим законодательством.

Участились случаи создания теми или иными пастырями таких церковных общин, в которых жизнь строится на авторитете самого пастыря, подкрепляемом негативным отношением к церковному Священноначалию, а также к другим пастырям и приходским общинам. Таковые пастыри забыли о том, что их задача – вести людей к Богу, а не группировать прихожан вокруг самих себя. В подобного рода приходах создается атмосфера собственной исключительности, несовместимая с духом соборности, на которой зиждется Православная Церковь» [2].

Коли верха пытаются что-то изменить в лучшую сторону, значит, ещё не всё потеряно.


[1] Переведу православный термин “беспрекословное послушание послушника старцу” на понятный язык.

Вот как это понимает преподобный Симеон Новый Богослов (10 в.): «Исследуй и сам Божественные Писания, и особенно деятельные писания св. отцов, чтоб, с ними сличая то, чему учат тебя учитель и настоятель, мог ты, как в зеркале, видеть, насколько они согласны между собою, – и затем согласное с писаниями усвоять и удерживать в мысли, а несогласное – рассудив добре – отлагать, чтоб не прельститься. Ибо знай, что во дни сии много явилось прелестников и лжеучителей». (Добротолюбие. М., “Паломник”. 2003. Т. 5, стр. 16–17) (гл. 33)).

Преподобный Пимен Великий (5 в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным. (свт. Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. М., 2002, стр. 112).

Преподобный Иоанн Лествичник (6 в.) учит, что прежде чем поступить в послушание к старцу, надобно хорошо рассмотреть, испытать, и, так сказать, искусить старца. (Лествица. Слово 4, гл. 6).

[2] Журнал Московской Патриархии, № 1, 1999 г.


Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2013/01/21/1262

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/08/23/1265


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.