Печальная история Богоявленского монастыря
Весной 1897 года на территории сада со стороны Большой Бердичевской улицы начали возводить деревянный храм Богоявленского монастыря. Землю купили за 10 тысяч рублей. Сад с того времени стал принадлежать монастырю и называться Монастырским садом. На строительство церкви и колокольни использовали 40 дубовых колод и древесину от разборки старой деревянной Крестовоздвиженской церкви на Замковой горе. Проект составил епархиальный архитектор Иван Николаевич Афанасьев (1859 - после 1924), подрядные работы выполнил зодчий из Владимирской губернии крестьянин Басов. В церкви был установлен высокохудожественный иконостас. Примечательно, что уникальная деревянная церковь и колокольня монастыря были построены без единого гвоздя.
Об этой церкви и о Монастырском саде оставил свои воспоминания один из крупнейших музыкантов XX века Святослав Рихтер: «Мы с тетей Мэри пошли в монастырь. Он был на Бердичевской, деревянный, украинской архитектуры… Я видел большую икону Владимирской Богоматери. И в этом было что-то обязательное…. был чудный день, за нами остался монастырь, который звонил во все колокола, старый сад, внизу с ручейком, как в "Обрыве" Гончарова. Мы дошли с тетей Мэри до монастырского кладбища. Кладбище выходило на обрыв к Тетереву, и мы там сели, смотрели, а колокола все звонили…».
В 1900 году при монастыре была открыта школа церковной живописи, а в 1908 году – Училище пастырства. Первым руководителем училища был настоятель Житомирского Богоявленского монастыря архимандрит Гавриил (Воеводин). В Богоявленском монастыре вместе с учениками училища проживало порядка 70 человек братии. При советской власти монастырь закрыли в 1923 году, а церковь действовала, но с перерывами. Фактически монастырь продолжал существовать и после 1923 года, но нелегально. Во время немецкой оккупации Житомира в 1941—1943 годах при епископе Леонтии (Филипповиче) монастырь снова действовал.
В нижней части сада в овраге (где теперь гаражный кооператив "Тетерев") житомирское управление НКВД в 1937 году осуществляло массовые расстрелы репрессированных жителей города. После Второй мировой войны до 1960-х годов сад использовался как база областной станции юных натуралистов. В 1960-х годах прекрасный Монастырский сад вырубили, русло речки Поповки и овраг засыпали, речку заключили в трубы, а на территории бывшего сада построили жилые дома.
Рядом с Богоявленской церковью находилась 33-я школа. Между ними сперва был переулочек со старыми зданиями фармацевтического училища, а когда их в начале 1970-х снесли, то школа и церковь оказались рядом. Такое соседство смутило местную власть, и храм закрыли. Верующие города возмутились и стали писать письма во все инстанции. В поисках правды – даже генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу, председателю Верховного Совета СССР Подгорному и патриарху Пимену. И в международные организации – в адрес ЮНЕСКО и ООН. Партийные и советские органы власти не нашли ничего лучшего в такой ситуации как снести культовое сооружение и положить конец разраставшемуся скандалу.
Разрушили Богоявленскую церковь в августе 1975 года за одну ночь, но вывезти не успели. Доски и мусор от разборки вывозили утром. Я как раз утром шел на работу и, увидев это варварство, остановился посмотреть. Милиция меня тут же попросила быстрее проходить мимо. Вечером, когда я шел с работы домой, вместо церкви была уже большая клумба с цветочками. Так был уничтожен один из уникальных памятников архитектуры. Сейчас Богоявленскую церковь пытаются восстановить, но ... уже из силикатного кирпича.
Борис Дубман
Июль 2011
Иллюстрации верхнего ряда:
Первая слева — Монастырский сад. Фотография с почтовой открытки начала ХХ века.
Вторая — Богоявленский монастырь. Дата и автор фотографии неизвестны.
Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева — Братия Житомирского Богоявленского монастыря. В центре архиепископ Аверкий (Кедров), справа епископ Леонтий (Матусевич), архимандрит Алипий (Янкин), слева иеромонах Герман (Вейнберг). Фото 1923 года, автор неизвестен.
Вторая — Богоявленская церковь. Фотография сделана в августе месяце 1975 года перед сносом церкви, автор – Борис Шрайбман.
Свидетельство о публикации №211072901278