11. Советские попики

Несколько лет подряд в начале – середине 60-х годов  моим сперва коллегой, а потом и непосредственным  начальником был отставной полковник Григорий Николаевич Попик. Я работал редактором заводского радиовещания, а он – редактором многотиражки, затем – заместителем секретаря парткома по идеологической работе. Маленький, мордатенький, с мохнатыми чёрными бровями, это был чрезвычайно забавный, иногда – трогательный, порою – нудный, но  по-человечески интересный тип. Мы ещё встретимся с ним в других моих рассказиках, а пока лишь скажу, что ко мне он проникся симпатией и поверял мне многое, о чём, возможно, теперь бы пожалел.

Например, случилась вот какая история.

Дело было где-то в середине 60-х, во время одного из очередных припадков воинствующего безбожия власти. Пустота и материалистическая чёрствость социального бытия в условиях «развитого социализма» создали в стране  дефицит духовности, тоску по ней, что, возможно,  и  привело к постепенному  возвращению православной церковью её утраченных было позиций: люди, даже молодые, стали захаживать в храмы, всё чаще отправлять разные обряды (венчания, крещения, отпевания)… Идеологи партии  вспомнили о различных способах отвлечения народа от религии – в том числе о введении светских, советских обрядов: комсомольских свадеб, торжественных регистраций новорождённых и тому подобном.  В противовес храмовым праздникам вводились «праздники улиц»… Нельзя сказать, чтобы эти «контрмеры» не привлекали народ. Однако у светских обрядов был один общий недостаток: серая  казённость. Сколько ни говори «торжественная регистрация», «торжественное наречение младенцев», а всё равно такой «обряд»  сводится, по своей форме, к собранию-заседанию. С одной стороны – зрители в зале, с другой – «президиум» на сцене,  в лице ведущих вечер и самих виновников торжества. Одним словом – «мероприятие», И слово-то какое скучное.
 
 Иное дело – в церкви: там каждый – не только зритель, но и участник действа. А сколько пышности и подлинной красоты в этом вождении  и стоянии жениха с невестой пред аналоем, в держании венца над головами, в звучании молитвы…
Но и в гражданском обряде были свои приманчивые особенности. Власть использовала для привлечения народа общественные фонды. На нашем большом заводе была  как-то раз затеяна церемония торжественной регистрации новорождённых. Идеологическую задачу отвлечения молодёжи от церкви и религии совместили с целями закрепления кадров, борьбы с их «текучестью»: не каждого новорождённого допускали к процедуре, а лишь отпрысков таких молодых семейных пар, где и папа, и мама ребёнка работали на этом заводе. Да притом не менее какого-то минимума лет.
Представьте: без труда нашли четыре такие пары. Завком профсоюза выделил от своих щедрот каждой такой чете царский подарок: детскую коляску! Этот предмет как раз был тогда в дефиците (а, впрочем, что не было в дефиците «благодаря постоянно растущей покупательной способности советских людей»  при крайне ограниченной «продавательной способности» советских  магазинов?!

Назначен был и день, и место торжества (большой зрительный зал заводского Дворца культуры «Металлист»). Но вдруг, буквально за несколько дней до «мероприятия», случилось неожиданное: в завком обратилась неучтённая  супружеская пара, полностью соответствовавшая всем вышеперечисленным  критериям: муж и жена оба – рабочие нашего завода, у обоих необходимый стаж, и вот, только что, родился ребёночек. «Чем мы хуже?»      
В самом деле: не только не хуже тех, уже ранее отобранных, четырёх пар, но даже и получше: папа пятого претендента-малыша  - член КПСС.
Пришлось завкому профсоюза срочно раскошелиться – купить  пятую коляску!   
Торжество прошло на высоком  политическом и организационном уровне, в планах парткома, профкома и Дворца культуры были поставлены чёткие «галочки» («открыжины», как говаривал один инструктор парткома, родом сибиряк, служивший когда-то в армии писарем), и жизнь потекла  вроде бы своим чередом… Как вдруг мой начальник Попик мне сообщает:
– Представляете,  вот эти «пятые»  родители – что учудили?  Поехали в сельский  район – и крестили там ребёнка в церкви!  Придётся  теперь слушать персональное дело молодого папы. Как же так? Ты же коммунист!  По уставу партии,  членство в ней несовместимо с религиозностью, а тем более – с отправлением церковных обрядов.

Да уж, не зря говорят: «Ласковый телёнок двух маток сосёт»… Попик мне рассказал, что молодой папаша оправдывался: церковного крещения  младенца потребовало старшее поколение – он не мог  отказать ни своим, ни её родителям…  Специально повёз ребёнка в дальний район, чтоб никто в городе не узнал…

– А как же всё-таки доведались? – задал я вполне естественный, вроде бы, вопрос. Но Попик даже огорчился моей непонятливостью.

– Так  ведь поп-то был наш!  – объяснил  мне заместитель секретаря парткома.  –  Он и сообщил кому следует. Этот парень, папаша молодой, забыл взять с собой  паспорт, а предъявление  документа отца ребёнка при совершении  крещения обязательно. Вот он и предъявил… свой партийный билет!

Да,  –  подумал я,  – тот, церковный попик – не менее сознательный, чем мой начальник!  Да здравствуют советские попики – самые идейные попики в мире!


Рецензии
Но не все священники стучали.Я с 1974 по 1977гг. работал в церкви сначала истопником ,а потом алтарщиком.У нас было 3 священника и 1 дьякон.Один священник сказал проповедь о грехе абортов,а другой сообщил об этом уполномоченному по религии.Кстати ,этот сообщивший был неплохой человек и вроде бы искренне верующий.Но с произнесшим проповедь он не особо ладил.Мне он как-то сказал что что плохое в человеке -духовная гордость ,имея в виду того священника.

Александр Ледневский   07.12.2012 04:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.