Дед

      Дед меня навещал по воскресеньям. В окно я видела как он размеренно шёл по улице в белом парусиновом костюме, поднимая каждую ногу буквой  "г", отставив руки, согнутые в локтях, от туловища и подавшись вперёд всей своей верхней частью.
     Дед садился на стул с высокой спинкой, такой же длинный, худой и твёрдый, как этот стул, снимал шляпу, вытирал лысину и, растерянно улыбаясь, спрашивал "Как дела?" или "Что слышно?" Если его спрашивали, отвечал односложно.Беседа не получалась.
    Каждый раз он приносил мне в кулёчке, конусом свёрнутом из газеты, яблоки, конфеты, а иногда - необыкновенно пахнущие живые оранжевые шарики - мандарины.Из-за этих мандарин я его всегда очень ждала, но, к сожалению, не могла насладиться полным счастьем от обладания этими волшебными плодами из-за  малости: у нас в доме, а это был дом моей бабушки, маминой мамы, деда не любили. Дед был папин отец, а папу до пяти лет я знала только по военной фотографии и письмам. Говорили, что папа учится далеко, но соседская Зойка рассказала мне по секрету, что мой папа в тюрьме.
    Дед был в чём-то очень виноват. Так выходило по их личным счётам с бабушкой. И она не скупилась на определения. Я знала, что дед жадный, глупый, хитрый, что он молчун, врун и очень много ест (куда в него только лезет!).
    Учитывая такой расклад, я не могла ответить  деду на гостинец  искренней благодарностью, которую он ( в моих глазах) явно заслуживал. Поэтому всё, что связано с понятием "дед", вызывало у меня очень неприятную раздвоенность, которая при этих визитах часто выражалась в моих непонятных капризах.
     Дед дожил до девяноста лет и умер, когда мне было тридцать, и моя дочка успела его хорошо запомнить. Так сложилась жизнь, что он всем мешал, и было удобно вспоминать, кому он чего не додал, и искать причину этого в его якобы недостатках. И моя любимая золотая бабушка, которая всю жизнь отдала детям, злословила: что дал, то и взял.
     А, как я понимаю теперь, жизнь в его доме часто бывала нелёгкой, иногда случались совсем чёрные полосы, как и в доме моей бабушки, и так хотелось, чтобы кто-то помог, и росла обида, и принимала конкретные очертания. На самом деле дед был тихим, спокойным человеком, сам в себе, застенчивым и ненавязчивым, со своим внутренним миром, куда он никого особо не приглашал, и куда никто и не стремился заглянуть. Он, в своё время, читал книги - я понятия не имею - какие. Он читал Тору (неужели на иврите?), а мы считали это полоумием и, когда он умер, не знали, куда деть маленькую коробочку с кожаными ремешками, завёрнутую в чёрную ткань. И по незнанию положили ему под голову навечно. Его жена, папина мама, долго тяжело болела, и он безропотно за ней ухаживал, потом несколько раз женился, а они все умирали.
      У него был булькающий  (л-р-л) тихий голос. От дальних родственников я вдруг узнала, что в молодости он был заядлым театралом и незаменимым артистом в известном домашнем театре. Однажды, уже в конце, на каком-то семейном торжестве ему предложили сказать тост, и он, неожиданно громовым голосом откуда-то из тощего тела, проскандировал: "Не надо обижать, не надо никого обижать!".
      Дед умер тихо, просто уснул днём. Бабушка пережила его на десять лет  и  умерла в день его похорон в мучениях. Дед никогда ни на что не жаловался. Он действительно был молчун. Когда его спрашивали: "Как дела?", он, как бы просыпаясь, вскидывал голову, расцветал глазами, улыбался и совершенно искренне отвечал: "Хорошо. День прошёл и слава Б-гу !"
      Когда мы собрались в Израиль, у дедушкиной могилы дочка меня спросила: "Не понимаю, ну   чем ты перед дедушкой виновата?" И мне пришлось  попросить вслух : " Дедушка, прости, что я тебя не любила".


Рецензии
Доброй ночи! Увидел "Дед" и решил зайти, подумал, что прочту что-то типа моей вещицы "У печки". О том, что мне дорого из моих воспоминаний. И сразу как обухом... Совсем не так. Неожиданно.
Хотя мой дед по маме (впрочем, как и я) тоже был мало разговорчив. По отцу у меня не было деда, они как-то сразу разошлись с бабкой, она была беременна, а он её бросил. Наверное, как-то так. Но вы жили в одном городе: и мамины, и папины. То ли хорошо это, то ли плохо... Издалека, наверное, сложнее злословить. А как тянет. Как нам в себе это обуздать? Люди, любите друг друга!
И как же хорошо Вы разглядели своего деда! Несмотря на все препоны и рогатки цензуры. И даже дочка успела! И как же хорошо суметь разглядеть так много хорошего в человеке, который ничего не выпячивает! Просто живёт с достоинством.
Вот только откуда у него столько жён оказалось? Может, Вы чего-то с бабушкой не доглядели, а жёны смогли? Ведь никакого богатства, насколько понимаю, у него не было, чтобы этим привлечь?
"Дед никогда ни на что не жаловался. Он действительно был молчун. Когда его спрашивали: "Как дела?", он, как бы просыпаясь, вскидывал голову, расцветал глазами, улыбался и совершенно искренне отвечал: "Хорошо. День прошёл и слава Богу !" - Вот в этом и весь человек! Я тоже, не буду хвалиться, но на аналогичный вопрос отвечаю: "Превосходно". Некоторые при этом смотрят на меня как на не совсем адекватного человека, смотрят с сомнением, как на вруна. Но я стараюсь себе верить.
Зинаида, я написал Вам про Пасху, но тут увидел, что, оказывается, Вы с некоторых пор проживаете в Израиле и, наверное, празднуете другую Пасху, в другой день. Как бы то ни было, будем праздновать Избавление от напастей и Воскресшую веру в человека, если он не чужд Богу.
Ваш Георгий.

Георгий Прохоров   20.04.2020 01:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Георгий!
Мне хочется с Вами разговаривать,но почему-то я убегала и убегала от ответа.
Наверное потому, что все мысли и чувства были в другом мире.Читала "Русская канарейка" Дины Рубиной, три книги,контужена ею, чесслово. Вот уже сегодня пытаюсь на землю вернуться.
О Пасхе.Вы же мне пожелали хорошего,светлого, спасибо Вам.На еврейский Пэсах в доме должна быть маца,а на христианскую Пасху - куличи,или паски (на Украине так называли).У меня в доме по очереди, соответственно срокам и то, и другое.
Есть Вера,Традиция,Религия.Думаю,что верующие все.Как только прижмёт, невольно восклицаешь: Боже мой! Традиция у каждого народа в какой-то мере поддерживается, а религия - это уже особо одарённым, если, конечно на всех примазавшихся "артистов" не обращать внимания.
Теперь про детство. Оно для меня тоже такой спасительный заповедник.На всю жизнь силы дало.Я даже написала маленькую повестушку "Пазлы детства".На двух страницах написала о всей жизни "Оглавление".К каждому периоду составила перечень названий "Ярлыки".Всё надеялась расписать на каждое десятилетие по повести.Но не одолела. Пока.Детство - оно чистое.Даже если глупости делаешь - то прощается.А позже уже изворачиваться надо, чтобы себя обелить.Вы правильно говорите, себе надо верить.
Желаю Вам праздника,улыбки,красивой тёплой сочной весны.
Зина.

Зинаида Синявская   26.04.2020 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.