Шведский анабазис. Путевые заметки. Глава 13

Глава 12: http://www.proza.ru/2011/07/17/1503

Первое, что увидел прямо по курсу – была стоящая на железном ящике у ограды парка, бутылка белого вина, в которой еще находилось грамм сто.
Хорошим натюрмортом встречает датская столица! Делаю снимок, и закрыв автобус, иду к переходу на площадь. Настроение, несмотря на вновь зарядивший дождь, даже не замечательное, а какое-то предпраздничное, я бы сказал. То ли бутылка пресловутая создала такой позитивный настрой, то ли сама атмосфера города, который еще незнаком, но чувствуешь, что он рад тебя видеть и готов открыть много нового и интересного.
Дождавшись зеленого, перехожу улицу и выхожу на Ратушную площадь. Справа от меня – здание ратуши. Оно расположено между улицей Вестер Вотгате, бульваром Андерсена, по которому мы сюда приехали и улочкой Рахусет, которая с одной стороны является фасадом ратуши, а с другой фасадом брандвахты, тоже старинной, кирпичной и очень похожей на крепость, с ее башней –каланчой и крепостными зубцами по верху здания. Ратуша  очень красивая, украшенная башенками и скульптурами, с гербом и флагом города на крыше. Построена в традиционном для Скандинавии стиле северного модерна, но с элементами северо - итальянской архитектуры. Такой сплав очень интересен и здание выглядит торжественно и празднично. Творение архитектора Мартина Нюропа было официально открыто в 1905 году.  Над входом – позолоченная скульптура Св. Николая – покровителя города. Эта сторона ратуши, представляющей собой квадрат с внутренним двором, выходит непосредственно на площадь. Противоположная – на брандвахту, правая – на бульвар, а левая, с башней, на которой находятся часы- местный аналог кремлевских курантов – на  Вестер Вотгате. Башня высотой сто десять метров, и полуденный звон колоколов ее, как и у нас по радио, звучит перед новостями.  Напротив башни на другой стороне улицы – высоченная колонна из красного гранита. Наверху ее – памятник. Два мужика дуют в какие-то дудки. Что за мужики и почему дуют – непонятно. Памятник музыкантам? Надо не забыть завтра у гида поинтересоваться.
За памятником, прямо на другой стороне улицы здание Палас-отеля. Построенное в том же стиле северного модерна, но уже в чистом его виде, без итальянских элементов.  По центру фасада – тоже башня. Правда не такая высокая как у ратуши. К нему примыкает здание несколько более поздней постройки, но вида отеля ничуть не портит. Если не считать огромной макдональдовской рекламы по всей его крыше. Да и на следующем за ним здании вся крыша и полфасада в рекламах. Оно тоже в стиле отеля построено, имеется башня с площадкой наверху, правда пониже предыдущей.
На площади фонтан. Называется – фонтан драконов. В чашу фонтана с трех сторон изрыгают воду три дракона небольших размеров, а по центру – большая скульптура быка, убивающего крупного дракона.
Рядом с фонтаном – стая голубей. Сердобольные старушки кормят их кусочками хлеба.
Перехожу площадь, пересекаю Вестер Вотгате. Передо мной открывается пешеходная улица Стрёгет. Как и площадь, она вымощена гранитными плитами и проходит через весь старый город. На Стрегет  масса различных магазинов на все вкусы. Но по магазинам ходить я не люблю и не хочу, поэтому лучше погуляю по городу. А гуляю я обычно куда глаза глядят. Конечно же, можно вооружиться справочниками, картами, путеводителями, знать куда ты пойдешь и что увидишь, но это не мое. Куда интересней идти, не зная куда, и открывать для себя все новые и новые красоты. Ощущения и восприятие не идут ни в какое сравнение! Ты открываешь для себя город. Открываешь его, как новый материк. И это чувство первопроходца будет в тебе еще долго. И, разглядывая фотографии, спустя годы, эти ощущения будут вновь и вновь просыпаться.
Конечно же, потом из рассказов гида и прочитанных путеводителей извлекаешь немало информации о том, что видел, но по мне куда интересней узнавать об этом уже после того, как город сам открылся тебе, без их помощи.
Иду по Стрегет, несмотря на дождь, довольно многолюдной, щелкаю фотоаппаратом.
Вот сувенирный магазинчик, а у входа скульптура тролля в викинговском шлеме с рогами. Тролль улыбается щербатой улыбкой и обеими руками держит большой меч. Причем, держит почему то за лезвие. Видимо привлекает публику, потому что в магазинчике народ есть, что то разглядывают и покупают.
Примыкающие улочки, в отличие от Стрегет, заполненной народом, безлюдны. Только велосипеды, коих тут великое множество, стоят на специально отведенных парковках, да машины возле домов.
Первый отрезок Стрегет называется Фредериксберггеде и соединяет площадь городской ратуши с двумя смежными площадями – Старой и Новой. Обе они образуют единое пространство, их разделяет лишь Стрегет. Судя по названию – Старая площадь самая древняя в городе. Небольшой рыночек, который тут располагается, существовал еще в средние века, и кто знает, может кто-то из торгующих здесь, является прямым потомком тех средневековых торговцев, живших тут восемьсот лет назад.
В центре площади находится фонтан Милосердия, когда то снабжавший город питьевой водой. Воду доставляли по деревянным желобам от озера Эдмруп в пяти километрах от площади. Каким образом это делалось – непонятно. Также тут находилось самое первое здание городской ратуши, построенное еще в 15 веке. Но в 1795 году случился большой пожар, в огне которого погибли практически все старинные постройки городского центра. На их месте впоследствии были построены здания в неоклассическом стиле. Примером может служить здание тогдашней городской мэрии. Сейчас же там расположен Копенгагенский городской суд. Интересно отметить, что в Средние века на площади помимо всего прочего, располагалось Лобное место, где казнили приговоренных и сжигали ведьм на костре. Название фонтана, видимо, каким-то образом с этим связано. И пожар, наверное, не сам по себе возник – правил противопожарной безопасности при сжигании ведьм явно не соблюдали.  То, что напротив тогдашнего Лобного места, в здании бывшей мэрии, сейчас находится суд, символичное совпадение, как мне кажется. Правда, законодательство местное весьма гуманное, не в пример тогдашнему, и подобные проскрипции нынешним нарушителям закона явно не грозят.

Иду дальше. Справа открывается величественный собор. Высоченные окна , стены красного кирпича. Церковь Святого Духа. Один из старейших храмов города и последнее напоминание о монастыре Ордена Святого Духа. Собор действующий, одна створка входной двери открыта, на карнизе над входом сидят нахохлившиеся голуби.
Захожу внутрь. Пусто и тихо. Ни посетителей, ни музыки. Свисающая с потолка большая люстра, тепло светится лампочками- свечами. Слева матово блестит серебром труб большой орган. Немного постояв, делаю пару снимков и тихо выхожу наружу.
Рядом с собором, как на террасе летнего ресторанчика , во множестве расставлены столики с креслами. Предназначение их в церковном пределе непонятно совершенно. Ну не пиво же пьют у церкви в самом-то деле! Оказалось, как я уже впоследствии выяснил, столики с креслами для любителей шахмат, которые традиционно вот уже много лет собираются здесь чтобы поиграть и пообщаться на свежем воздухе в тени лип. Сейчас, правда, погода не совсем подходящая для шахматных баталий. Поэтому столики пустые.
Продолжаю двигаться по Стрегет. В мокрых гранитных плитах улицы отражаются прохожие, женщина в темном плаще ведет под уздцы велосипед с притороченной к рулю корзиной. Складывается впечатление, что велосипедисты в датской столице самые привилегированные участники движения. Они даже над пешеходами, не говоря уж о машинах. Но к ним мы вернемся немного позднее.
А пока, пройдя вперед, я выхожу на площадь Амагерторв, с очередным фонтаном. Фонтанов в Копенгагене множество, самых разных и невероятно красивых. Этот называется фонтан Аистов и украшен скульптурами трех аистов у подножия большой чаши . Площадь Амагерторв в форме трапеции, и открывается с одной стороны на пешеходную зону Торговой улицы, а с другой на площадь Верхнего моста, по которой можно пройти к замку Кристиансборг, расположенном на острове, как всякому приличному замку и положено.
Кристиансборг, как нетрудно догадаться, находится на острове Кристиания. И вообще – Кристиания до недавнего времени являла собой чуть ли не государство в государстве. Столица хиппи. Демократичное датское государство этому не препятствовало и в 1973 году правительство решило признать существование Кристиании как «социальный эксперимент». Полиция , естественно , была против, так как головной боли у блюстителей порядка в результате образования этого анклава прибавилось в разы.
 Вот вам оборотная сторона демократии, толерантности, политкорректности и прочей мути!
Очень быстро в Кристиании вовсю развернулась торговля различной наркотой и  более-менее нормализовать ситуацию и покончить с массовой торговлей тяжелыми наркотиками удалось лишь  в начале восьмидесятых годов.  Хотя, небезызвестная  Pusher Street существовала аж до 2003 года. Да и сейчас, при желании, можно купить там все что хочешь. Полиция сюда только время от времени наведывается и производит облавы, от которых толку, думаю, никакого…

Как быстро, однако, время пролетело! Смотрю на часы – пора уже и к автобусу возвращаться. Да и желудок напоминает о себе – все таки кушать пора.
Очередная туча, нависшая над городом,  сыплет дождем. Намокнуть не хочется, поэтому в хорошем темпе поспешаю к автобусу, открываю двери и запускаю двигатель. Злополучный второй контур опять вытравил почти весь воздух. Вот ведь, ситуация! На стоянке вхолостую можно только максимум две минуты двигатель гонять во избежание загрязнения окружающей среды. А мне двух минут явно не хватит – пока наберет до приемлемого давления – минут семь не меньше пройдет. Остается надеяться, что никто не будет тут с часами стоять, время засекать, и потом в полицию звонить о нарушении.
Пионеры понемногу стягиваются в автобус. Дождь на улице, мокнуть не хочется. Вон, и Макс показался со своей группой.
- Ну, как? Куда ходил? – интересуется он
- До Верхнего моста прошел, поснимал немного.
- Так он же недалеко совсем! – удивляется он.
- А я не торопился, чего галопом носиться? Я уж не торопясь, обстоятельно…
- Мы медленно-медленно спустимся с горы…, - цитирует Макс известный анекдот.
- Ну, типа того! – смеюсь я.

Громкое название «ресторан Анкара» таило за собой, как я и предполагал, обычную турецкую кебабную-пиццерию. Рестораном , видимо названо из за размеров помещения. Два немаленьких зала на двух этажах. В остальном же меню изысками не блещет. Берешь тарелку. Идешь вдоль прилавка и берешь что хочешь по типу шведского стола на «Викинге». Правда, сравнивать эту кормежку с изобилием на пароме даже не хочется. Жалкая пародия.
Положив себе пару кебабов и салат, отхожу к столику возле окна. Туда же вскоре подтягиваются Диана и Макс.
Автобус мне пришлось оставить за пару кварталов отсюда, возле железнодорожного вокзала. Больше нигде не разрешено парковаться. Высадил народ у кебабной и тут же отчалил. Улочка узкая, хорошо хоть время уже вечернее, хвоста за собой собрать не успел.
- Долго тебе до автобуса идти? – интересуется Макс
- Минут десять, не меньше, - глянув на часы, отвечаю я.
- Тогда через полчаса примерно можешь выдвигаться. Думаю, к тому времени уже все поедят, постоят на улице, подождут. Дождь вроде кончился.
Я смотрю в окно. В просветах туч синеет вечернее небо, дождя нет.
- Да я поел уже, пойду погуляю вокруг.
Макс смотрит на часы
- Давай тогда подъедешь сюда через сорок пять минут. А мы всех отсюда выведем и у входа построим.
- Окей!  Будет сделано! – шутливо козыряю, прикрыв ладонью макушку. Макс отвечает тем же жестом. Оба служили, оба знаем, что к непокрытой голове рука не прикладывается. Для Дианы этот ритуал по-видимому незнаком, она удивленно смотрит на нас.

Оставляю Макса объяснять ей армейские уставы и положения, и выхожу на улицу.


(продолжение последует... когда-нибудь)


Рецензии
"Конечно же, можно вооружиться справочниками, картами, путеводителями, знать куда ты пойдешь и что увидишь, но это не мое. Куда интересней идти, не зная куда, и открывать для себя все новые и новые красоты. Ощущения и восприятие не идут ни в какое сравнение! Ты открываешь для себя город. Открываешь его, как новый материк"

Совершенно согласна! Этим мне и понравились ваши путевые заметки.
Правда, рассчитывала, что будут более подробно описаны взаимоотношения с "пионерами", ну да ладно, главное, что они почти ничего не натворили ))

Ирина Борзилова   16.11.2014 09:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.