Улисс на волнах музыки моря житейского

Литературное обозрение на книгу Разбитая музыка: Это история обо мне, которого никто не знает автор Стинг
 
 
                Улисс на волнах музыки моря житейского
Автор рецензии:  Дедюхина Елена
                Дата публикации:  1 ноября 2005 г.

Жизнь звезды - это всегда смесь таинственности, скандального вымысла и благостной, консервативной правдивости. И даже сама звезда, сжившись с навязано-изобретенным образом, порой не в состоянии отделить ложь от правды. Но не в случае Стинга. "Я не тот человек, у которого много лиц; маска, которую я ношу - единственная", - признается он в одной из своих знаменитых песен-баллад. Это маска, которую не надо снимать за кулисами дома и в спешке надевать при очередном появлении на сцене, перед прессой или поклонниками, дабы эпатировать или, наоборот, казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Такую маску трудно снять. Так же, как и надеть. Ведь она - той же субстанции, что дается нам от рождения.

Как часто мы слышим: "разбитое сердце", "разбитое корыто", "разбитая семья"... А вот "разбитая музыка" - разве что в устах человека, который знает цену музыки, умеет ценить ее целостность и гармонию. Впрочем, так же как и гармонию в любви. Или в семейных отношениях и отношениях с поклонниками. Назвав свою автобиографическую повесть "Разбитая музыка", мистер Самнер (настоящая фамилия музыканта) заведомо знал, что ему вряд ли польстит, если кто-либо из критиков вздумает воспользоваться данной метафорой, критикуя его писательские способности. И, тем не менее, остался верен себе: нет маски - нет надобности срывать ее, не нужно искать сочувствия или восхищения поклонников. Есть лишь потребность рассказать, как из разбитых аккордов рождается музыка, завораживающая своей искренностью и гармонией всех, кому изначально предназначена.

Повествуя о том, какую роль в его жизни играла (или, если хотите, какую шутку сыграла с ним) разбитая музыка - шумная импровизация на старом семейном фортепиано, Стинг доверяет нам истории своей первой дружбы, первой любви, семейных отношений его родителей... Все это, так или иначе, ассоциируются со словом "разбитый" или "сломанный". Сломанные чувства, разбитые надежды. Как волны о пирс, они разбивались о равнодушие звукозаписывающих компаний. Непрестанные поиски собственного музыкального стиля, метания от джаза и блюза к рок-музыке и обратно: от рока - к джазу, - ломали стереотипы публики, сложившиеся под воздействием битлов и многочисленных панк-групп семидесятых.

Единственное, что уцелело в этой болтанке, под названием жизнь, - это, твердость характера, целостность натуры, и конечно же, гигантский талант.

С легкой руки некоего Гордона Соломона (поистине жест мудреца, достойный имени библейского царя), Самнер перестал быть Самнером и стал Стингом. Для характеристики того периода своей жизни Стинг использует метафору Одиссея, которого терпеливо ждала его верная Пенелопа - чтобы уйти вместе с ним в более длительное плавание, под названием жизнь и творчество.

Принято считать, что любой незаконченный роман - это повесть. В таком случае, автобиографическая повесть Стинга, начало которой напоминает поход Индианы Джонса в джунгли Амазонки в поисках сокровища по имени Истина (даже если оно и должно открыться благодаря галлюциногенному снадобью под названием "аяхуаска"), сюжетно лишь начинает обретать черты будущего романа. И путешествие современного Одиссея в образе богатого наследника кельтской культуры не ограничится странным лабиринтом внутреннего убранства его особняка в Уилтшире. Поместья, история которого, кстати, очень напоминает исторический детектив. А сама автобиография музыканта - незаконченную балладу, ломающую стереотипы всех существующих литературных жанров. Попробуйте, например, по примеру Стинга, отыскать общее между крыльцом церкви, затерявшейся в бразильских джунглях, и могилой жертвы тайного ритуала язычников в имении Стинга. Вряд ли после этого вы будете утверждать, что прочитали автобиографию, а не роман талантливого художника.

Elena Karpos-Dedukhina
http://www.goodreads.com/review/show/483443787

© «Книжная витрина», 2005.
Авторские права защищены. Перепечатка и публикация материалов возможна только с разрешения редакции.


Рецензии