Озера. отрезок 5

Город проснулся раньше меня. Когда-то давно меня это страшно раздражало: выползаешь из своего укрытия, а все что можно было, уже давно произошло, и вечно надо догонять упущенное. Но в одном городе я это исправил, сделав так, что выходить на улицу до моего пробуждения было опасно и глупо: обучил верных и фанатичных гадов, вручил им соответствующие полномочия. И какое-то время мне казалось, это как раз то, чего мне всегда не хватало – чтоб хотя бы человеческий мир просыпался вместе со мной. Наскучило это очень быстро, и когда меня торжественно изгнали – я был почти счастлив… и больше не возвращался к решению этой проблемы.

Все улицы города выложены теми же кривыми булыжниками, что и парк. По ним надо было еще привыкнуть ходить. Вообще весь центр выстроен с оглядкой на какую-то красивую картинку, без особой заботы о том, что здесь может кто-нибудь реально жить. Узкие извилистые улочки, плотная невысокая застройка… все как обычно себе представляют красивый город. Дальше все оказывается чуть проще, в большей степени кирпичное, хотя такое же низкоэтажное и тесное с виду…

Я взглянул на часы и замер на месте: стрелка оживленно колебалась около черной отметки, указывающей на то, что время пришло. «С чего бы это», - я подумал, что это забавно, отдыха не будет, зато возможно будет еда. Судя по поведению стрелки потенциальная добыча бродила где-то здесь теми же улочками, и добыча очень неплохая. Как правило стрелка медленно, едва заметно движется к цели, делая по два шага вперед против одного назад, и наоборот. И наблюдать за ними скучно. Сейчас она как будто вынюхивала для меня ужин, резко поворачивая в одном движении до заветной черты. Я раздобыл эти часы очень давно, украл у одного талантливого ювелира, который вечно делал все не вовремя, особенно что касалось важных событий, а не просто недельного графика, и умудрился за год до своей смерти изобрести этот полезный механизм.  Пришлось немного его потревожить, но моя мелкая пакость того стоила: старик скоро умер, не в силах смириться с тем, что жизнь снова полетела под откос, через некоторое время часы ко мне привыкли и с тех пор компенсируют полнейшее отсутствие у меня чувства времени. Люблю вещи, которые люди делают для себя.

Но прежде чем искать обещанное угощение надо было немного осмотреться, найти кого-нибудь такого же болтливого, но более осведомленного, чем вчерашний ветер, ну и в конце концов позавтракать. Я свернул в ближайший подвал, внушивший мне доверие. Вывеска обещала по крайней мере вкусное мясо и спокойную обстановку, потому как была довольно старой, а в самом подвале обнаружилось значительное число посетителей. Я устроился за столиком у стены и настроился на долгое ожидание.

Через несколько минут я почувствовал чей-то внимательный взгляд. Покрутил головой: все были заняты своими делами и шпионить за мной по идее не должны были. Насторожился. Взгляд был тяжелым и теплым, явно не принадлежал человеку и пропадать никуда не собирался.

-Кто здесь такой любопытный?
Радостно было то, что здешнее общественное мнение не склонно к развешиванию ярлыка «псих», и кричать в пустоту можно сколько душе угодно. Не люблю, когда меня причисляют к больным: слишком много времени провел по работе в специальных заведениях, и мне там никогда не нравилось.
Но ответом была тишина. Взгляд стал еще тяжелее и пристальнее.
-Мне стейк с кровью, каппучино с корицей, вот этот салат, и пусть прекратит смотреть и молчать тот, кто смотрит и не отвечает на вопросы.
Официант ничуть не удивился, записал все мои пожелания и обратился куда-то наверх.
-Прекратите пугать клиентов, а то выключу.
Я послушно последовал его примеру и увидел забавное украшение интерьера: напольные лампы с большими паучьими лапами и многочисленными черными глазками на них. Висевшая над моим столиком недовольно зашевелилась и тихо ответила:
-А мы и не пугаем, он же не испуган. Просто смотрим.
 Официант был настроен решительно:
-Мы же договаривались: будете мешать – отправитесь обратно в лес, кормитесь там сами и смотрите на кого хотите.

Лампа зашевелилась активнее, кажется, она всерьез раздумывала над необходимостью дальнейшего сотрудничества: в конце концов делового партнера всегда можно просто сожрать, и проблема подчинения исчезнет сама собой… Я решил разрядить обстановку.
-Да ладно, пусть смотрит. Только на вопросы можно и отвечать, и будет все в порядке.
Но старик собирался добиваться подчинения даже ценой моего завтрака.
-Ну так мы договаривались? Вам было холодно и скучно в лесу, да?
Он смотрелся грозно, прямая спина, благородная седина на висках и потрепанный блокнот в руке. Лампы явно не считали его легким противником, и, очевидно, не в первый раз, предпочли уступить.
-Да, да. Мы не будем мешать, мы будем отвечать… Но сам ты говорил, что с гостями надо молчать.
-Когда они задают вопросы – не надо. Извините, они у нас недавно, сами попросились в тепло, еще немного дикие…
-Не страшно. Хорошие лампы, хищные.
Гордый владелец заведения поблагодарил за комплимент, пообещал, что стейк будет очень скоро и удалился.
Лампы оказались на проверку не такими уж необщительными.
-Он между прочим долго уговаривал нас пойти жить сюда, обещал еду и тепло.
-А где вы жили?
-Здесь, в лесу. Но там мало еды и вечно идет дождь, мех промокает, лапки мерзнут. А ты странный.

Теперь, когда не было нужды изображать неодушевленный предмет интерьера, лампа оказалась очень подвижной, она перебралась чуть ближе ко мне, внимательно осмотрела меня всеми многочисленными глазами и, по-видимому, пришла к какому-то определенному решению.
-А что ты здесь делаешь?
Этой твари можно было сказать честно.
-Охочусь.
Лампа заинтересованно подобралась еще ближе. Она была очень пушистой и цепкой, и довольно профессионально маскировалась под простую лампу: никто из посетителей не обращал на этих своеобразных соседей никакого внимания.
-На кого? На людей?
В ее скрипучем голосе мне послышалось восхищение.
-Не то чтобы на людей: на то, что у них есть, самое ценное.
-Тогда понятно, почему ты здесь… А нам тепло, и кормят регулярно, хотя охоты слишком мало.
 -Ну выбирайтесь иногда в лес.
-Да, это будет хорошо.
-Вы здесь давно живете?
-В лесу – давно.
Это была удача.
-И как этот город появился? Расскажите.
Лампы неохотно ответили.
-Нет, сначала ты расскажи про себя. Тут бродят иногда мерзкие твари, от них одни неприятности. 
Я пожал плечами. «Рассказать про себя» - невыполнимая задача.
-А что именно?
-Как ты начал охотиться. Нас научили матери, еще очень давно. А ты - как-то по-другому, у тебя нет ни зубов, ни когтей, ты не умеешь быть невидимым.
Да, действительно, у охотника должны быть зубы и когти, у этих милых питомцев они наверняка имелись в хорошем качестве. А так – какой из меня охотник, даже не поспоришь.

Я подумал, что это будет интересно: получить оценку профессионала.
-Да, как-то так получилось, очень давно. Тогда я был незначительным демоном, на самом иерархии, простым курьером, если быть точным. Бегал по мелким поручениям не останавливаясь ни на минуту, по разветвленной и запутанной сети подземных тропинок, в страхе шарахаясь от любого постороннего шума. Мой мир был населен древними мифами, неизменно страшными и непонятными. Я не знал, что в посылках и конвертах, которые переносил в дрожащих лапках, не знал, что это за город и не строил никаких догадок на этот счет. Мне было просто некогда, все мое время занимали страх и работа. Вряд ли я мог считаться существом, наделенным сознанием и разумом, и продолжаться это состояние должно было бесконечно долго. В этом было нечто тягучее и приятное – быть маленькой деталью огромной живой системы, от одного процесса бытия получаешь удовольствие, каждую секунду. Нет ни единой мысли, ни одного неудовлетворимого желания… Но однажды в моей голове что-то замкнуло, и все вышло из строя. Мной овладела навязчивая идея: проверить что будет, если вскрыть посылку. Дальше этого мой план не продвинулся, не было ни цели и ничего о том, что делать после выполнения первого пункта. Я долго мучился, пытался убить в себе желание сделать эту глупость. Но механизм разрушения был запущен, я стал замечать что-то вокруг, и сейчас даже представляю себе тот город, высокий до самого неба, серый, громоздкий, бесподобно красивый. Я мог остановиться и часами наблюдать за каскадами падающей вниз воды, из-под самого неба в темные городские реки, глохнуть от грохота, но торчать на набережной бесконечно долго. Я начал принюхиваться, прощупывать свой мир, впитывать ощущения, звуки, запахи.
-И тебя не наказали за опоздания?

Я улыбнулся.
-Никому и в голову не пришло, что я опаздываю не потому, что на пути встретилось что-то непреодолимое, а просто залюбовался медленным течением воды или стаей летящих птиц. Это было невозможно по определению. Позже я выяснил, что такой сбой должен был просто довести меня до самоубийства: самоликвидация дефектной детали. Но почему-то этого не случилось… Мне было невыносимо тяжело, и я действительно ходил по самой границе безумия, но в конце концов я просто исполнил свою навязчивую мысль. В вскрытом конверте ничего, кстати, важного не было, просто какой-то список. Я немного подумал, съел конверт и содержимое и бежал из города, перешагнув эту ступеньку я действительно стал безумен, но вниз меня уже не тянуло.

Теперь, кажется, меня внимательно слушал весь бар, кроме людей, разумеется, они продолжали болтать, пить кофе, не обращая внимание на наше маленькое собрание.
-А потом много чего было. В конце концов я выяснил, как можно получать как можно больше, затрачивая меньше усилий… ну мне так казалось, что я удачно провел свое исследование рынка и нашел беспроигрышную стратегию. И через некоторое время проб и ошибок стал тем, кто есть сейчас. Научился общаться с людьми, уговаривать, помогать и вовремя останавливаться. И выходит у меня неплохо, по крайней мере от голода теперь вряд ли умру, пока хоть где-нибудь останутся люди. А вымереть окончательно они вряд ли когда-нибудь соберутся. Вот. Ваша очередь.
-Ты их заманиваешь?
-В общем да.
-Мы тоже.

Лампы, кажется, остались очень довольны найденным сходством. Они охотно поделились информацией, хотя это в большинстве своем опять были только сказки. Я жевал стейк и слушал, решив, что если собрать все городские легенды, возможно, получится составить нечто цельное.

Их история не отличалась оригинальностью, и прозрачностью сюжета тоже. Все началось черт знает, когда. Здесь было Озеро, потом пришел какой-то странный человек и организовал город из собственных страхов и представлений о том, каким должен быть персональный ад. Он его построил, собственноручно, камень за камнем. Даже делая поправку на то, что это не были банальные строительные работы без всяких инструментов и помощников, точнее – было не только это, действительно похоже на качественно скроенный вариант неблагоприятного посмертия. Есть в некоторых мифах что-то подобное. С этих времен осталась гостиница и самый центр города. Но постепенно сюда стали стекаться вполне обычные люди, город изменился до нынешнего состояния, утратил свое единственное назначение – отягощать и мучить, и дурную репутацию. Теперь в нем нет ничего зловещего, кроме единственной ночи в году, когда лучше не выходить на улицу: из Озера поднимаются призраки старых страхов основателя, ходят, ищут его  и иногда даже находят, тогда – начинают что-то требовать, о чем-то просить. В общем весело и безобидно, если б горожане относились к этому чуть проще, можно было б устраивать неплохой праздник, или хотя бы масштабную костюмированную вечеринку…

Я решил, что обязательно надо поговорить с этим неудачливым строителем. Судя по данному описанию это классический случай легкой добычи. Надо только найти его и помочь распутать клубок страхов и отчаянья, точнее – начать его распутывать… Или поговорить с призраками. Но лезть в Озеро мне что-то не хотелось.


Рецензии