Про Муму

Рассказывают, что когда молодой Иван Тургенев предпринял морское путешествие в Любек, и корабль, который начинающий писатель осчастливил своим присутствием, начал тонуть, чтобы в начавшейся суматохе привлечь к себе внимание, и его, не дай Бог, не забыли на тонущем судне, Ваня бегал по палубе с криками: "Я у маменьки единственный сын".

Это событие не прошло безобидно для Ивановой психики, и он вскоре написал повесть про бесчувственную барыню, покорного, безмолвно страдающего Герасима и мученицу собачку Муму, безвинно принявшую смерть через утопление, описанную старательно в деталях, с садистически подробными пережевываниями.

Как сказал бы фрейдист, здесь изживался эдипов комплекс: Мама превратилась в барыню, Ваня - в Герасима, а Муму - это, должно быть, та любовь к "маме", которую он вынужден был утопить в темных глубинах своего сердца...

Так или иначе, но образ "мамы" у "единственного сына" - это почти всегда что-то несносное по пай-мальчиковому занудству, будь то жалостливые апелляции к образу "мамы" у Тургенева, или предложения приснопамятной рекламы 90-х годов (невероятной по масштабу пошлости), когда на экране появлялись птенцы чайки и диктор читал: "Они выросли и забыли своих родителей. Позвони маме".

И вот почему (пусть простят меня преданные поклонники "БэГэ"), я не могу полюбить творчество Б. Гребенщикова, которому, как, впрочем, и Тургеневу, кажется, не чужда поза гуру человечества.

Я не доискался до первоисточника "Секретов Счастья от Бориса Гребенщикова" из 45 пунктов -  пусть будет, например, эта ссылка

http://danieldefo.ru/forum/archive/index.php/t-36279.html

В сладостной бочке меда, уносящей душу в рай, я обнаружил, однако, несколько ложек дегтя, а именно (называю лишь наиболее режущее глаз):

 Что-то создает комическое впечатление:

"37. Не доверяйте мужчинам и женщинам, которые не закрывают глаза, целуясь с вами".
(Чтобы убедиться, что партнер закрывает глаза, надо самому их не закрывать, но разве при этом можно требовать доверия к себе; тогда я нахожусь в привилегированном положении или рассчитываю, что мой визави не "гребенщиковец", что в данном контексте равно неприемлемо).

Что-то производит ощущение фундаментального мировоззренческого изъяна у данного гуру (свойственен ли этот изъян буддизму как таковому, я не смею судить):

"44. Помните, что ваше Я – есть конечная точка вашего путешествия".

(Это верно с точностью до наоборот, и здесь я полностью согласен с Шопенгауэром: цель жизни - полное освобождение от "я" и в личном и в экзистенциальном смысле.)

Ну и, конечно, неизбежное, фарисейский "слоган" из рекламы 90-х:

"15. Позвоните маме".



 


Рецензии