Воспоминания о чтице

                П Р Е Д И С Л О В И Е
                (от автора)               
               


        ...Мне вспомнились строки Некрасова:


                "И вот, не желая остаться в долгу
                У внуков, пишу я записки".


        Могла ли предвидеть Мария Волконская, что эти ее "Записки" станут основой прекрасной классической поэмы? -- Во всяком случае, она имеет БЕЗУСЛОВНОЕ ПРАВО на уважительную память и восхищение потомства.
        Предлагаемая мною МЕМУАРНАЯ ПОВЕСТЬ о нашей современнице появилась по просьбе друзей Риммы Петровны и отчасти -- по моей СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ.
        В процессе создания повести я неоднократно слышала реплики своих потенциальных и реальных читательниц, сводящиеся к одному ТРАДИЦИОННОМУ рассуждению: "Зачем писать о ней? -- Ведь она НИЧЕМ НЕ ЗНАМЕНИТА!"... Но у меня, как, наверное, у всякого автора, увлекшегося своим сочинением, вполне естественно сложился ответ, который я НИ ОТ КОГО НЕ НАМЕРЕНА СКРЫВАТЬ.
        Вспомните, мои уважаемые оппоненты, с каким увлечением мы смотрим ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -- в том числе и длинные сериалы (отечественные, западноевропейские или латиноамериканские -- все равно!) -- а также читаем книги о ВЫМЫШЛЕННЫХ судьбах, о ПРИДУМАННЫХ героях из самых разных времен! Мы погружаемся в предоставляемые нашему мысленному взору события, ищем в них сходство с нашей действительностью... И мы понимаем, что художественные произведения рассказывают порой о самых обычных людях; и когда мы обсуждаем какой-нибудь фильм или книгу, то ощущаем себя будто бы РЯДОМ с этими людьми...
        Так почему же не рассказать о КОНКРЕТНОМ человеке, совсем недавно жившем рядом с нами -- о женщине, повторившей, наверное, СУДЬБУ МНОГИХ и потому не ставшей знаменитой, но в то же время ТАЛАНТЛИВОЙ, НЕЗАУРЯДНОЙ, обладавшей ЧИСТОТОЙ ДУШИ?!
        Быть может, в отношении читателей к моей героине действует довольно РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ПРИНЦИП, когда-то предельно четко сформулированный Некрасовым:

                "Нам известность, нам мода нужна..."?*

        Я, в свою очередь, могу сослаться на авторитет ПУШКИНА, который призывал сограждан собирать биографические материалы о своих современниках, чтобы потомки могли представить, КАКИЕ ЛЮДИ СУЩЕСТВОВАЛИ В ЕГО ВРЕМЯ...
        Можно вспомнить и повесть Александра Радищева "Житие Федора Васильевича Ушакова с приложением некоторых его сочинений". Главный герой этой повести -- аристократ, человек выдающихся способностей -- примечателен тем, что вовремя осознал пустоту праздной светской жизни и отправился (в числе двенадцати пажей, выбранных императрицей Екатериной) продолжать образование за границу, где и окончил свои дни в расцвете лет... Он не успел совершить ничего ОСОБО ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ДЛЯ МИРА (если не считать прилагаемых сочинений), но привлек внимание окружающих своей ВОЛЕЙ и РАЗУМОМ и прославился именно благодаря БЛИЗКО ЗНАВШЕМУ ЕГО АВТОРУ.
        И я, конечно, буду польщена, если кто-то из современниц, прочитав мою повесть, проявит таким образом ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС к ее героине, вполне достойной остаться в нашей памяти.

                Наталья Шилова.
                Январь 2008 года.      

         
       


 *Из стихотворения "Убогая и нарядная".      
               


Рецензии