129 и 130. Скромное обаяние снобизма
С рискованным словоупотреблением можно бы и поспорить, но жанр обзора не предполагает полемики. Заметим лишь, что есть более принятые и менее одиозные обозначения того же феномена: эстетизм, элитарность и т. д. А поскольку обозреваемое издание как раз и заявляет о себе как об «общественно-политическом и литературном журнале еврейской интеллигенции из СНГ в Израиле», то обвинением в элитарности (и даже, смеем думать, в снобизме!) не обидишь ни его редакцию, ни авторов, ни читателя. Ведь что такое интеллектуалы, интеллигенция, если не духовная элита общества?
В связи с солженицынским «200 лет вместе» «22» неожиданно приобрёл дополнительную известность, потому что в своей книге о двухвековом русско-еврейском симбиозе писатель опирается на множество цитат из этого журнала. Автор нескольких цитированных им публикаций, Нелли Гутина, в статье «Опять вместе?», а также другой постоянный автор и член редколлегии журнала, психолог и поэт Анатолий Добрович, в статье «Опять вместе?» (129) делятся своим опытом прочтения солженицынской компиляции. Примечательно, что в представляемом Добровичем «срезе» мирового развития «ход истории выглядит как смена элит».
Еврейская тема и в прошлые времена усиленно эксплуатировалась публицистикой, а в наши дни традиционный антисемитизм принял форму антиизраилизма. Израильский автор Ася Энтова в своей статье «Уровни арабо-еврейского конфликта и возможные пути его решения» (129) исследует различные аспекты этой центральной ближневосточной проблемы: конфликт мусульманской и христианской цивилизаций, еврейской и арабской наций, отношения Израиля с отдельными арабскими странами, религиозно-этническими общинами и т.д. Анализ проблем изнутри даст пищу уму читателя, заставит, может быть, преодолеть в себе сложившиеся клише и штампы.
Плоский взгляд на действительность, дополняемый стигмами значительной части современной международной публицистики, закрепил за Израилем репутацию агрессивного, непримиримого государства. Столь же пристрастная заданность – в противоположном утверждении о тотальной воинственности ислама. Иерусалимский философ Ирина Римская-Палей в статье «Ступени сознания» (там же) опровергает эти точки зрения и приводит исторические примеры мирной связи культур. Читатели, интересующиеся философией и религией, надо думать, с интересом прочтут работы испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета (1883 – 1955) «Тема нашего времени» и живущего в Иерусалиме выдающегося философа-талмудиста раввина Адина Штейнзальца «Мистицизм, фундаментализм и современность» (130). В первой из них речь идёт об утрате западным человеком привычной системы ценностей (это выражается, например, в появлении «нового искусства», которое для старших поколений уже как бы и не искусство вовсе; не покажутся ли они молодёжи «снобами», а та, в свою очередь, им?!) «Мистик, - пишет автор, - это почти всегда человек, не соблюдающий закон, нарушающий его тем или иным образом», - вот и ещё одна разновидность диссидентства, элитарности или… снобизма?!
Общественная мысль XVIII, XIX, в значительной части и ХХ века предписывала как закон, как норму поведения «любовь к народу». Не любить народ – как бы даже и неприлично, зазорно. При этом любой деятель или мыслитель выносится как бы за рамки «народа». Не логичнее ли рассуждать на эти темы, не выводя себя «за скобки» и уже поэтому бесстрашно рассматривая любые свойства любого народа, международные взаимоотношения? Именно такой взгляд видится нам в эссе (129) Александра Воронеля «Незакрытый счёт» и Михаила Румера «Лабиринты народной души». Заметим, что «динамические стереотипы” («немцы – педанты», «русские – растрёпы и пьяницы», «евреи – хитрые и жадные», «Где хохол прошёл, там жиду делать нечего») сыграли неприглядную, а иногда роковую роль в судьбах народов. Но, может быть, и в самом деле есть некие общие национальные черты и поведенческие типы, оказавшие влияние на исторический путь того или иного народа? Случайностью ли было то, что именно Германия стала колыбелью и средоточием нацизма, а именно в России на 70 лет тоталитаризм возобладал в его коммунистическом варианте? Хотя и гитлеровская Германия, и сталинский «Союз нерушимый» ушли в прошлое, но «счёт», действительно, «не закрыт», и, как пишет М. Румер, «вулканический взрыв, который потряс Европу в середине прошлого века, был только предзнаменованием, обнажившим клокочущую лаву под коркой цивилизации». Добавим: сама культура – лишь тонкий слой хрупкой и ломкой тверди над пучиной животной дикости, ярким символом этого выглядят кадры российской телехроники, показавшей недавно своры одичавших московских собак, загрызающих в наши дни до смерти жителей российской столицы. Так не лучше ли быть зрячим снобом, чем слепым народолюбцем?
«Любите животных» - так называется новая повесть Нины Воронель (129) – из жизни… нет, не животных, а как раз наоборот: «снобов»-интеллигентов из эмигрантской русскоязычной среды. Детективный сюжет с некоторой долей столь распространённой в наши дни мистики – лишь каркас, внутри которого живут характеры и типы, хорошо и близко знакомые автору, лишь недавно издавшему очень спорную, а потому особенно интересную книгу мемуаров «Без прикрас». В 130-м номере – рецензия на них известного российского критика Льва Аннинского (под ироническим заголовком «Бедненькая, как же ты выжила?»), и здесь же – продолжение воспоминаний Нины, в которых она делится наблюдениями над театральной жизнью Нью-Йорка, рассказывает о художественной (в основном – русско-эмигрантской) богеме Америки и Европы.. Особенно большое впечатление произвела на меня воспроизведённая мемуаристкой её старая (более чем 20-летней давности) статья об Эдуарде Лимонове, в которой автору удалось предсказать дальнейшую судьбу и даже сегодняшний день этого талантливого и вздорного маргинала.
Вообще, собственно литературный и литературно-критический раздел обоих номеров позволяет ознакомиться с творчеством целого ряда как постоянных, так и новых авторов журнала: Феликса Гойхмана, Григория Розенберга, Марьяна Беленького, Павла Лукаша… Здесь и переводы с иврита популярного израильского прозаика Этгара Керета, и статья о нём Марка Амусина, очень примечательные заметки об Эренбурге российского критика Бенедикта Сарнова и живущего в Германии литератора Дм. Хмельницкого…Журнал старательно стремится поддержать свою репутацию поставщика разнообразного, но изысканного чтения для читательской элиты. Пока что ему это, в основном, удаётся.
«Еврейская газета», Германия
Свидетельство о публикации №211073001433
Ирина Давыдова 3 29.05.2012 11:18 Заявить о нарушении
Представьте: мой регистрированный в СЖ СССР псевдоним был !Ф.Давыдов"... Но с Вами мы (по анекдоту) "даже не однофамильцы!.."
С уважением = ф.р.
Феликс Рахлин 29.05.2012 16:50 Заявить о нарушении
Ирина Давыдова 3 30.05.2012 23:29 Заявить о нарушении
Феликс Рахлин 31.05.2012 13:03 Заявить о нарушении
Ирина Давыдова 3 04.06.2012 11:40 Заявить о нарушении