Надежда. Глава 2

Сибирск боролся за звание Города – сада. Власти прилагали немалые усилия для поддержания порядка и тратили на озеленение города немалые средства. Субботники, воскресники, декады и месячники чистоты проводились часто и никого не удивляли. Жить в чистом и красивом городе всякому человеку приятно.
Общегородской комсомольский воскресник заканчивался. Комсомольцы города Сибирска убрали с газонов и дорожек парка зимний мусор, высадили множество цветов и саженцев, отремонтировали беседки, окрасили скамейки и ограждения. Усталые и удовлетворенные результатами своего труда, они расходились по домам.
Бодрые марши советских композиторов, доносившиеся из репродукторов Центрального парка культуры и отдыха имени 30 – летия ВЛКСМ, радовавшие с утра, сейчас звучали немного грустновато.
Надя Логинова, понуро потупясь, стояла на дорожке и мысленно ругала Тамару Белоусову, которая отошла «на минутку» водички попить и отсутствовала более получаса. Надя не знала, что предпринять. Рядом с ней лежали носилки, доверху наполненные прошлогодней листвой и прочим мусором. В руках – лопата и грабли. Вывалить мусор на газон и уйти ей не позволяла совесть. Мимо группками и поодиночке проходили комсомольцы, но знакомых среди них не встречалось, а просить о помощи незнакомых неловко. Её настроение стремительно падало вниз к нулевой отметке.
На аллее появилась группа курсантов танкового училища, тоже привлеченных к воскреснику. Надя заметила их утром на митинге. Курсанты держались особняком, с основной массой не смешивались. Получив задание, они строем отправились на отведенный им в глубине парка участок. Теперь Надю удивило то, что курсанты не маршировали строем, а шли свободно, вразвалочку, смеясь и переговариваясь, как обычные люди. Заметив на дорожке девушку, они дружно примолкли и обратили на неё свои взоры. Надя смутилась, наклонилась над носилками, укладывая на них поверх мусора лопату и грабли. Неожиданно, прямо над ней раздался веселый мужской голос:
; Здравия желаю! Вам помочь?
; Здравствуйте, - растерянно ответила Надя, выпрямляясь.
Перед ней стоял курсант – танкист: крепыш среднего роста, веселое круглое лицо, рыжеватый чуб, выглядывающий из-под фуражки, светло-карие глаза, открытая доброжелательная улыбка.
Надя улыбнулась курсанту:
; Помогите, если вам не трудно.
; Не трудно, - уверил юноша и подробно разъяснил, почему предложил ей помощь: - Во-первых, грузовик с мусором находится прямо по курсу у выхода на центральную аллею. Во-вторых, воскресник закончился и я совершенно свободен до 23.00. В-третьих, долг офицера выручить даму, попавшую в затруднительное положение. Ну, что, взяли! Я впереди, вы, соответственно, позади. Понесли!
Надя опомниться не успела, как поняла, что несет носилки вместе с курсантом. Он, то и дело, оглядываясь, продолжал расспросы:
; Где ваш напарник?
; Напарница. Подруга. Убежала на пять минут и пропала насовсем.
; Сбросим ношу, отправимся на поиски. Как зовут подругу?
; Тамара.
; Приметы?
Надя перечислила, как выглядит подружка и во что она одета. Курсант решительно подвел итог:
; Подадим объявление на радио: «Потерялась девушка. Зовут Тамарой. Одета в зеленую куртку и белый платок. Просьба ко всем кто увидит доставить по адресу…». Какой у вас адрес?
; Вы правы, - засмеялась Надя. – Без объявления она не найдется.
Тем временем они подошли к грузовику, сбросили мусор, сдали инвентарь. Курсант предложил дальнейший план действий:
; Отправимся в радиоузел или предоставим Тамаре свободу? Я провожу вас домой.
Надя в нерешительности огляделась по сторонам. Вдруг она увидела двух знакомых девушек из общежития и спросила у них о Тамаре.
; Видели мы твою Белоусову, - ответила одна из девушек, Аля. – Она на Кленовой аллее с каким-то высоким интересным молодым человеком Дерево Дружбы высаживает.
; С каким человеком? - Надя от возмущения не знала что сказать.
; Не слушай ты эту болтушку, Надежда, - успокоила  её вторая девушка, Варя. – Томка с твоим братом.
; В какой стороне Кленовая аллея? Далеко отсюда? – поспешно спросила она.
; Недалеко, - уверенно заявил курсант. – Двадцать метров прямо, потом налево, а там прямо до места назначения. Правильно излагаю? – спросил он у подружек.
Аля, кокетничая, ответила:
; Так точно, товарищ генерал! Не заблудитесь. Надюша, познакомь с кавалером!
; Сама не знакома, - недовольно огрызнулась она. – Вы бы шли куда идете.
Варя схватила упирающуюся Алю за руку и потащила прочь.
; Вот привязались, - проворчала Надя и двинулась в указанном девушками направлении. Курсант нагнал её и пошел рядом.
; Девушки правы. Давайте познакомимся. Роман Турчин, курсант третьего курса Сибирского танкового училища. Роман, смею заметить, означает в переводе с греческого – «крепкий», а с древне – римского – «римлянин».
; Первое – в точку, - засмеялась Надя. – А на римлянина вы не тянете. Нос не того фасона.
Роман потрогал свой слегка курносый нос и согласился:
; Да, профиль подкачал. Не римский, определенно…  Вас, я слышал, Надеждой зовут?
; Надя Логинова.
; Вы учитесь?
; Работаю, или как говорила моя бабушка, служу в железнодорожной больнице. Я медицинская сестра.
; Здорово! - на секунду посерьезнев, произнес Роман. –  Вы, конечно, удивитесь, но мои родители снимают квартиру как раз рядом с вашей больницей. В двух шагах буквально. Верите?
; Верю, - кивнула Надя.
Переговариваясь, они дошли до Кленовой аллеи. О том, что это именно та аллея, они прочитали на картонном указателе, прикрепленном к электрическому столбу. По обе стороны посыпанной мелким гравием дорожки тянулись только что посаженные саженцы кленов, тоненькие, хрупкие. Несколько приготовленных ямок пустовали. К Наде и Роману подошел парень с красной повязкой на рукаве.
; Ребята, выручайте. У меня пять саженцев осталось, а все разбежались. Посадите кленок, или два. Жалко пропадут, увянут.
; Выручим человека? - спросил Надю её спутник.
; Выручим, - согласилась она.
Они взяли у парня два тоненьких прутика, подошли к пустующим ямкам. Парень принес лопату, ведро воды. Все вместе они посадили оба деревца, а потом и остальные три. Надя не могла отвести взгляда от нового знакомого. Его спокойствие, уверенность, сила и задор поражали и подкупали, заставляли следовать за ним.
; Ну, вот, - поливая саженцы, сказал Роман, - дерево мы с вами посадили. Осталось построить дом, воспитать сына и - цель жизни достигнута.
Девушка смутилась и от смущения сказала первое, что пришло в голову:
; Я дочку хочу.
; Хорошо, воспитаем дочку, - легко согласился он.
Надя понимала, что парень шутит, но, как и о чем разговаривать дальше, она не могла придумать. На счастье именно в этот момент на неё неведомо откуда налетела Тамара и с ходу принялась отчитывать:
; Куда ты пропала, Надюшка? Мы тебя ищем, ищем. Весь парк обыскали. Правда, Володя?
Рядом с Тамарой стоял Владимир и укоризненно качал головой.
; Нельзя так поступать, Надежда.
; Я пропала?! – у Нади от возмущения перехватило дыхание.
На выручку пришел Роман. Он слегка отодвинул девушку за спину и, добродушно улыбаясь, сказал:
; Как я понимаю, вы – Тамара, а я -  Роман Турчин, курсант танкового училища.
; Не уточняйте. Все знаки отличия при вас и легко опознаваемы, - с вызовом ответила Тамара.
; Турчин, - тут же переключившись на Владимира и протягивая ему руку, сказал Роман.
; Логинов, - принимая руку, коротко представился тот и спросил у Нади: – Вы освободились?
; Освободились. А вы?
; И мы…
; Общегородской комсомольский воскресник по благоустройству и озеленению объявляется закрытым, - жизнерадостно объявил Роман. – Какие у нас планы?
; Мы идем по домам, а куда вы отправитесь, дело ваше, - недовольно заявил Владимир.
; Володя, перестань. Роман помог мне, а ты вместо того, чтобы поблагодарить человека, устраиваешь скандал.
; Ничего я не устраиваю. Если хочешь, пожалуйста.  Спасибо вам, Роман, за помощь моей сестре.
; Не стоит благодарности. Понимаю, что долг старшего брата защищать сестру от пижонов. Я, пожалуй, пойду, Надя. Простите, если показался назойливым, - спокойно произнес он и, круто повернувшись на 180 градусов, пошел по аллее к выходу из парка.
; Роман, постойте! – окликнула его Надя, догнала и поспешно заговорила: - Не обращайте внимания на Володьку. Он не злой и никогда раньше не ревновал меня. Не знаю, что на него сегодня нашло.
; Я не сержусь, Надя, - ответил Роман. - Уже сказал, обычное дело. Старший брат.
Вроде бы всё сказано, надо расходиться, а они стояли на дорожке рядом с прутиками только что высаженных кленов и не могли расстаться. Надя подумала минутку и предложила:
; Мы с ребятами собираемся на «Тихий Дон». Кинотеатр имени Маяковского. Сеанс в 17.30. Вы говорили, что у вас увольнительная до 23.00. Вы успеете посмотреть фильм? Две серии. Это часа четыре.
; Вы меня приглашаете? – улыбнувшись, поинтересовался Роман.
; Приглашаю, - подтвердила она.
; Я приду, Надя, обязательно приду, - уверил юноша и зашагал по будущей Кленовой аллее…

Фильм закончился в начале девятого. Негромко переговариваясь, толпа зрителей, находящаяся под впечатлением от увиденного, неспешно покидала душный зрительный зал. Пахло цветущей черемухой, растущей возле кинотеатра. Девушки, Тамара и Надя, с удовольствием вдыхали свежий воздух. Их кавалеры, Роман и Владимир, сразу застучали по карманам в поиске сигарет и спичек. Сигареты нашлись у Романа, а спичек не оказалось. Оглядевшись по сторонам, он заметил возле афиши трех парней в гражданской одежде.
; Подождите, - сказал Роман и направился к парням.
С одним из них невысоким, смуглым, черноволосым и черноглазым он поздоровался за руку, перебросился несколькими фразами. Видимо он поделился бедой, потому что парни охотно передали ему зажигалку. Роман прикурил и вернулся к друзьям.
; Знакомые? – лениво поинтересовался Владимир, закуривая.
; Наш сосед Марик Берг с заводскими ребятами. Они пришли на последний сеанс. Девушек ждут. Марлен спрашивал, понравился ли нам фильм? Я сказал, что понравился. Наши отцы служат в одной части.
; Ваш отец военный, Роман? – спросила догадливая Тамара.
; У нас в семье все мужчины военные, - ответил Роман. - Прадед, дед, отец – все служили России. Прадед участвовал в русско-японской войне, дед - в первой мировой и гражданской, отец – в отечественной. Мои предки и с Наполеоном воевали, и с турками, и со шведами под Полтавой. Династия.
; У нас тоже династия, - с гордостью заявил Владимир. – Железнодорожники.
Началось обсуждение фильма. Тамара восхищалась Григорием и Аксиньей: - «Какая судьба, какая любовь!». Молодые люди удивлялись правдивости изображения исторических событий, точному отражению обычаев и нравов казачества. Такой истории они не знали. А Надя молчала. Теперь, после разговора дядюшек, которые совсем не походили на казаков, изображенных в кино, она не уверена в том, что знает правду о своих предках да и о самой себе. Что-то всколыхнулось в её душе непонятное, волнующее и пугающее...
Роман Турчин посмотрел на часы и заторопился.
; Мне бы очень хотелось прогуляться по вашему прекрасному городу, но училищный автобус отходит от вокзала через полчаса. Наденька, вы позволите проводить вас?
; Мы живем в одном общежитии, - сказала Тамара. – Володя нас проводит.
Но Владимир собирался провести вечер с Тамарой наедине. Он намеревался провожать девушку до общежития самой дальней дорогой. Поэтому, он поддержал Романа.
; Ваш план, фельдмаршал, принимается. У нас программа максимум, у вас программа минимум. Маршрут следования каждый выбирает самостоятельно. Вперед, заре навстречу, Ромео! Не потеряй сестренку!
; Не боись! – лихо подкрутил несуществующий ус Роман. – Доставим барышню в целости и сохранности.
И обе пары разошлись в разные стороны…
Всю дорогу до общежития Роман не закрывал рта. Мужчины в семействе Логиновых степенные, малоразговорчивые, а новый знакомый, казалось, побил все имеющиеся рекорды по болтовне. Надю должно было это раздражать, а она слушала Романа с удовольствием и продолжала бы слушать вечно. То, что он рассказывал,  чрезвычайно интересно.
Роман Леонидович Турчин родился в 1938 году в Москве. Его отец в то время учился в Академии Генштаба. Детство Романа проходило в разъездах. Семья жила в Молдавии, в Поволжье, в Краснодарском крае. На Кубани их застала война. Роман с мамой эвакуировались на Урал. Отец, естественно, воевал, был дважды ранен, однажды приезжал в отпуск. После Победы семья воссоединилась, переезды возобновились. Украина, Прибалтика, Средняя Азия. Полгода назад воинскую часть отца, где он, полковник, служил начальником штаба, перебросили в Сибирск к месту постоянной дислокации. Солдат, пока  возводятся казармы, разместили в вагончиках, а для офицеров и их семей сняли частные квартиры. В Горисполкоме решается вопрос о выделении участка под строительство двух офицерских домов.
; Как же училище? – спросила Надя. – Вы знали, что родителей переведут именно в наш Сибирск?
; Хотите, верьте, хотите, нет. Простое совпадение. Моя мама, узнав, что часть переводят в город, где я учусь, впервые в жизни обрадовалась переводу мужа.
; Вы единственный ребенок в семье?
; Единственный. А вы?
; У меня есть младшая сестра Лариса. У нас отцы разные. Мой – погиб на Курской дуге в сорок третьем. Он, как и вы был танкистом.
Услышав известие о погибшем отце, Роман сначала очень огорчился, а потом начал веселое повествование о курсантской жизни. Надя слушала его с удовольствием и радовалась, что не надо говорить самой…

Продолжение следует...


Рецензии