Обретенный дом колено иуды
ЗАГАДКА БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Похоже, никто до сих пор не вник в пожелание, данное Моисеем колену Иуды:"Услышь, Господи, глас Иуды, и приведи его к народу его;руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его".
"Приведи его к народу его"... А где же был Иуда? Вне своего народа?
В русском переводе Торы пожелание Моисея звучит так:"Услышь, Бог, голос Йегуды, и к народу его приведи его;сил ему хватит ему, а ты будь ему помощью против врагов его".
В сущности, сказано то же самое, но еще более определенно. Возникает ощущение, что слова Моисея - отражение некоего конфликта, некоего раскола, случившегося в стане Израильском, в результате которого колено Иуды вышло из него еще до перехода в землю Ханаанскую.
Поневоле вспоминается взрыв негодования у Моисея, когда Гад и Рувим обратились к нему с просьбой об уделе, расположенном вне будущего общего проживания израильтян. Утих он лишь после того, как оба пообещали пойти воевать за землю Ханаанскую вместе со всеми и даже впереди всех.
Если колена Иуды уже не было в общем стане, то озабоченность Моисея вполне понятна. Лишиться еще двух колен было равносильно заранее признанному поражению.
В каком состоянии находилась в то время армия израильтян, если выражаться современным языком, вполне можно себе представить. Если на втором году Исхода из Египта было сформировано четыре четких стана, с ясным указанием, кому и когда выходить на поле боя, то ничего этого в конце пути уже нет.
Раньше первым шел воевать стан Иуды, в который входили колена Иссахара и Завулона. Когда же началось завоевание земли Ханаанской, впереди шли Рувимляне и Задитяне, но не Иуда. Войско было явно сборное, из тех, кто оставался под началом Навина, и должен был еще завоевать для себя уделы.
Упоминается здесь и одно племя Иуды, но в весьма неприятном и даже трагическом контексте. Израильтянам не удалось с первой попытки взять город Гай, и, по мнению Навина, произошло это потому, что Ахан из племени Зары (одного из сыновей родоначальника колена Иуды) оказался виноват перед Богом.
"Между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей;это мне полюбилось и я взял это;и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним",- признался Ахан.
Посланные Навином люди нашли все, о чем говорил Ахан, "и положили пред Господом". Виновника неудачи взятия Гая нашли, и все богатство, найденное у Ахана, вместе с его собственным, а также его и его семью, сыновей и дочерей, забросали камнями в долине Ахор. А потом и сожгли. "После сего утихла ярость гнева Господня".
Безусловно, в неудаче израильтян был виноват не Ахан, а, скорее всего, отсутствие сильного и скоординированного войска. Со временем опыт приобретался, но его явно не хватило, чтобы выполнить задачу завоевания Ханаана до конца. О каждом колене говорится, что они не изгнали ханаанеев из тех или иных городов.
И, конечно, прежде всего, потому, что не хватило на это сил. Все поспешили убраться в свои уделы, приспособиться к новой жизни и в новых условиях, и в дальнейшем, в Эпоху Судей, создавали лишь временные союзы для борьбы с внешними врагами.
Судья Девора, упрекая ряд колен за то, что они не пришли воевать с Ханаанским царем Иавиным, о Иуде даже не вспоминает. Он явно и давно живет сам по себе и ни в ком не нуждается.
Удел себе Иуда, вероятно, наметил еще во времена Моисея, и, будучи многочисленным и сильным коленом, не испрашивал у него разрешение на его завоевание. С одной стороны удел граничил с Идумеями, Соленым (Мертвым) морем, с другой - Средиземным морем, и вообще занимал всю южную часть Ханаана, вплоть до Иерусалима.
Навину оставалось лишь констатировать:пусть Иуда занимает южную часть Ханаанской земли, ибо что-либо изменить он был не в силах.
В эту южную часть входило почти полторы сотни городов, и ясно, что, каким бы сильным и мощным ни было колено Иуды, ему требовалась помощь в их завоевании. Поэтому он предложил колену Симеону воевать вместе.
Кстати, Моисей в своем благословении Симеона и вовсе не упомянул. И это также свидетельствует о том, насколько непростыми и напряженными были отношения в тогдашнем израильском стане. Новые поколения, появившиеся за сорок лет предводительства Моисея, уже не испытывали того страха перед ним, как их деды и отцы. Они были более независимыми и решительными, и создавали уже межплеменные союзы не по указке сверху, а исходя из собственных интересов и симпатий. В частности, в уделе Иуды нашлось место и коленам Веньямина, и Дана, так что по сути у Иуды было целое царство, в сравнении с другими коленами.
Независимость Иуды, конечно, не всем нравилась. Моисей, скрепя сердце, вынужден был ее признать, ибо ничего поделать с ней уже не мог.
Еще в большей степени бессилен перед ней был Навин. А пророк Самуил хотя и помажет Давида из колена Иуды на царство, но, скорее, чтобы досадить Саулу, который оказался не столь послушным, как он предполагал. Да и то помазал тайно, и царем Давид станет уже многие годы спустя после смерти Самуила, и лишь тогда, когда сами израильтяне признают за ним право на царский трон.
Семь с половиной лет Давид будет лишь царем Иудеян. И не потому только, что был еще жив один из сыновей Саула, унаследовавший царскую власть от отца. Время должно было показать, кто на самом деле способен стать объединяющей силой для всех израильтян. В тени оказалось колено Ефрема, которое стремилось играть более значительную роль, чем оно имело.
О том, что между коленами Иуды и Ефрема существовало соперничество и зависть, можно узнать лишь из книг пророков. Так, Исайя предсказывал, что наступят времена, когда "каждый будет пожирать плоть мышцы своей- Манассия Ефрема, Ефрем Манассию, оба вместе Иуду", что и сбылось во времена разделенного царства.
Правда, надежда на примирение Иуды и Ефрема не оставляла пророков. Пророк Иезекииль пишет, что ему было такое слово Господне:"Ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем:"Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним";и еще возьми жезл и напиши на нем:"Иосифу". Это жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним.
И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно. И когда спросят у тебя сыны народа твоего:"Не объяснишь ли нам, что это у тебя?", тогда скажи им:так говорит Господь Бог:вот Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, м будут одно в руке Моей".
Как "одно" не получилось. Но Иуда к народу своему возвратился. Вернее, его колено стало основой того народа, который будет назван Иудейским.
Похоже, вся история Божьего народа пошла в конечном итоге совсем на так, как поначалу задумывал Господь Бог. Пришлось Ему скорректировать планы, уже не на Ефрема надеяться, даже в союзе с Иудой, но только на Иуду, который пошел своим путем, правда, и Бога отцов не отринув, хотя и частенько, а, пожалуй, и постоянно, изменял Ему.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №211073000903