Высоцкий. А это кто?

    А это ... Нет, у меня язык не поворачивается назвать его только актером, только поэтом, только певцом-исполнителем своих собственных песен. Талант его совершенно своеобразный и невиданный. Без преувеличения. Нам даже и сравнить его не с кем. Ни в нашей культуре, ни в культуре мировой. Хотя... Вот разве что с Шукшиным. Пусть и не стихи у него. Но какая проза! Которую он, кстати, воплощал на экране. Как актер, как сценарист, как режиссер.

   Мне не нравится памятник, поставленный ему на Бульварном кольце. Я бы его заменил. Там он представлен  каким-то мелким, истеричным человечком. И в бронзе его я тоже совсем не вижу. Потому как бронза - это уже смерть. Бронза - это нечто, уже лишённое жизни и движения. А для меня он всё еще живой. Для меня он органичная часть той послевоенной барачной среды, из которой вышел и я сам. Среды, с которой я повязан кровными, родственными узами. Он дышал в детстве и юности воздухом моего времени, в котором росло мое поколение. И он выразил думы, настроения и нравы этого поколения, как никто. Со всей данной ему от Бога одаренностью. 
   
   О нем вспоминают два раза в году. В дни его рождения и кончины. И к случаю, так сказать, готовят передачи.  И это правильно. Именно в эти дни хочется порадоваться, что он жил и с грустью подумать, что жизнь эта была слишком коротка. Отношение к Высоцкому у нас не то чтобы очень разное, но оно у каждого очень личное. Что касается меня, могу сказать , что если говорить об авторах так называемых бардовских песнях, то все они для меня делятся надвое. Он, то есть Высоцкий, и все остальные.

   Но вот с некоторых пор в  передачах на ТВ, посвященным Высоцкому, меня стала нарастающее раздражать одна общая для них тональность, одна общая для них мысль. А мысль эта проста. Из него явно или как-то хитро исподтишка хотят сотворить борца-диссидента с гнетущим его долгие годы бесчеловечным режимом. Ну так же, как и из Пушкина еще совсем недавно делали пламенного борца с самодержавием. Разве не он ли, доказывали нам, написал «и на обломках самовластья напишут наши имена». Чего уж тут. Яснее ясного. А вот теперь в школах наших стали ставить  куда как больший акцент на верноподданность и религиозность гения поэзии.

  Вот тоже самое, по-моему, происходит и с Высоцким. Его самого и все его творчество выдирают из его времени, из всего исторического контекста, которое и сотворило всю его природу, подминают его под настроения нашего времени. И делают это очень просто:выдирают очень конъюнктурно  из его текстов фразы и мысли, с помощью которых творят  из него чуть ли не знамя всего диссидентства доперестроечных времен. То-то он сам подивился бы такому вот «творчеству».

                *****

    Высоцкого именуют  иногда бардом. У нас как? Взял в руки гитару- вот уже и бард. Словечко появилось как раз в застойное время. В нем подтекстом видится некий кукиш ненавистному режиму. Кукиш, хорошо спрятанный в кармане.  Ох уж эти барды. С одной стороны так романтично, душевно, искренне, даже ностальгически пели они о «комиссарах в пыльных шлемах». А с другой - прямо тут же вослед «А на кладбище все спокойненько». А еще про «шизофреников, что вяжут веники». Шизофреники – это, надо понимать, все, кто не "барды". Себя, естественно, они к ним не причисляли. Сами себя сочинители-исполнители нарекли охранно-безобидным, таким возвышенно-романтическим,  а, по сути, идиотским именем «барды». Тьфу, прости Господи. Барды! Но какое отношение бродячие поэты-песенники древних кельтов или галлов имели к нашей богемно-выпендрежной публике, сторонящейся тупого быдла. Вот француз Жорж Брассенс – духовный и прямой наследник этих самых бардов – менестрелей по крови. Но даже и ему не пришло в голову именовать себя привычным для французского уха словом.
 
     Ну ладно, пусть барды. Пусть барды, но мы то не кельты и не галлы. А назвали они себя бардами именно потому, чтобы сознательно и так утонченно хотели показать, насколько они страшно далеки от необразованного народа. То есть, быдла. Того самого, который еще шествовал под «Марш коммунистических бригад».  А еще и для того, чтобы залезть в некую башню из слоновой кости, куда-нибудь там повыше, лишь бы подальше от быдла, со всей его обрыдлой властью. И еще и для того, чтобы их не путали с такими режимными поэтами песенниками, как Фатьянов, Исаковский и, не приведи Господи, Лебедевым-Кумачом.
                *****

   Личностью Высоцкий  был очень противоречивой, да и не сказать, к счастью для него, политически слишком грамотной личностью. Вспомним, к примеру, известные строки из известного стихотворения: «Занозу не оставил Будапешт, и Прага сердце мне не разорвала». Вдумаемся в эти слова. В них в пьяном раскаянии романтизируется собственная трусость. Он слезно сокрушается, как и пьяница Мармеладов, в мерзости запустения в его собственной душе. Какой уж тут герой-борец с тоталитарным режимом.  А дальше, куда уж более откровенней. «Но мы умели чувствовать опасность задолго до прихода холодов. С бесстыдством шлюхи приходила ясность и души запирала на засов». Вся эта строка – просто идеальный эпиграф к книге еще не написанной, которая бы ярко, просто, талантливо описала бы внутренние метания русско-советского интеллигента в духовном застое всей страны.

   Мы все тогда страдали, как нам казалось, от гнета одной идеи. Хотя  все еще  и продолжали верить в глубине души в святость и справедливость, заложенных в основание этого режима идей.  Именно об этом я думаю, когда смотрю замечательный фильм «Застава Ильича».  Но что делать, «с бесстыдством безобразной шлюхи» стала приходить ясность в утопичности и несостоятельности мечты. Хотя сегодня я начинаю думать, не поторопились ли мы расстаться с этой самой мечтой.
   
    В этой связи мне в голову пришла неожиданная и простая мысль. «Спасите наши души» - шедевр Высоцкого. Редкая по накалу драматизма песня. Она получила совершенно однозначную у всех противников режима интерпретацию. Не просто души, а души только тех, кто рвался из-под неволи и всевластия одной идеи. Идеи, которая не давала свободно вздохнуть. Но тут же и вопрос, что же это за такая гадкая и нехорошая идея. А идея эта стара, как мир. Она вся прописана в известных божьих заповедях. И, как ни странно, тоже и в моральном кодексе строителя лучезарного общества, в котором нет места и выхода самым низменным страстям человеческим.

  Митя Карамазов, как известно, предлагал сузить человеческую душу. Так, чтобы в ней не осталось бы место этим самым низменным страстям, в плену которых он весь и пребывал. Любая высокая идея – это еще и вера. А вера – это всегда несвобода. Она, если обретает власть и силу (государственную), жестко диктует всю нашу линию поведения и отношение к миру. В такой вот, условно говоря, огромной подводной лодке – символе этой идеи, ограждающей нас от воздействия на наши души низменных страстей, мы и сидели. А страсти-то никуда не ушли. И когда «Марш энтузиастов" стал ослабевать,  а  потребность в удовлетворении потребностей тела, а не души, стало все более возрастать, вот тогда то мы и запели другие песни. Страстно захотелось свободы. Но только не для души, а для тела. Для тела! А телу идеалы не нужны. Телу нужно все то, что его питает и помогает отправлять все его жизненные потребности.

   Нужны доказательства? Да пожалуйста. Купите любое издание такого массового издания, как «Телепрограмма». Одна яркая обложка со всеми сопутствующими надписями уже все и скажет. Возьмем,к примеру, одну, особенно мне запомнившуюся. Видим всю рамакияженную всем известную телепутану, предводительницу похабного Дома 2 и дочь прораба Перестройки. Она на первой странице. Какая там Зоя Космодемьянская! Вот она героиня нашего времени.  Кто осмелится сказать, что это не так? Вот она теперь у нас пример для подражания. Особенно для тех, кто только вступает в жизнь. И вот у меня вопрос. Лодка утонула, как выразился однажды наш президент. На свободу мы вырвались. Что при этом спасли? Души!? Сомневаетесь? Ну тогда еще раз посмотрите на эту самую обложку.         
    
                *****

     Многие из нас, причем из самых честных и чистых душой, начинали подумывать в брежневские годы о том, что достаточно отдали в юности дань романтической глупости и благородному порыву осчастливить все человечество. Достаточно. И прекрасная мечта в наших глазах стала превращаться даже и не в утопию, а в химеру безобразную, всю сотворенную из лжи. И мне тоже, сказать честно,  тогда казалось, как же долго давило оно  на нас, это жестокое розовое облако мечты и властно не выпускало на волю. Но сколько же можно! Если нельзя пока открыто, думал и я, но хоть внутренне нужно вырваться из подконвойных рядов. Вот так и жили мы в раскоряку. И в этой муке раздвоенности души, личности приходилось врать и скрываться.

   Про «занозу» и « бесстыдство шлюхи»  написал один из лучших и выразительнейших людей того времени. И большой поэт. Хотя таковым наш российский Парнас особенно из тех, кто прочно  на нем угнездился и забронзовел, его не считал.  В Высоцком не было ненавистного мне ни эстетства, ни выпендрежа, ни натужной претензии на гениальность. Я верю ему еще и потому, что чувствую и знаю, что у нас с ним была одна группы крови, как сказал другой поэт. Тоже один из самых лучших. Он был одной группы крови со всей страной, не в пример многим романтикам-бардам. Он мог быть грубым, мужественным и бесшабашным, как любой русский мужик. И предельно честным.

    Но это не значит, что я во всем могу согласиться с ним. В том же стихе последняя строчка -  «Безвременье вливало водку в нас».  Понимаю и в то же время не понимаю. Безвременье – это что такое. Это как бы время остановилось. Остановилось течение жизни. Или если оно и было, то текло непонятно куда или вовсе уходило в песок. И спасая себя от тоскливой реальности, приходилось уходить в другие миры. А без водки, как уйдешь.  Но вот ведь парадокс: всей своею жизнью он доказал совершенно обратное.

    И все же, что это за безвременье такое. Человеком, и простым и гением, можно быть в любом, данном нам богом времени. Пушкину выпало жить во время, когда оно в царствование Николая Палкина пошло как бы назад, в духовный застой. В этакую историческую тихую заводь. В безвременье. Но  душитель свободы и личный цензор поэта никак не помешал проявиться нашему национальному гению.

     А вот другому  гению привелось по жизни попасть в самый что ни на есть бурный разворот нашей истории, который, как бы мы к нему не относились, безвременьем никак назвать нельзя. Оно понеслось прямо-таки галопом в начале прошлого века. Тогда откуда же явилась Москва Кабацкая, что же там заставляло вливать «водку в нас». Более того, даже, и задрав штаны, не успел гений за ним, за этим временем, и соскочил с него в отчаянии. А вы не забыли, как наш прежний кумир и надежда демократии спьяну позорно, как мешок, свалился с моста. Неужто и ему надо было бы не мифических террористов обвинять, а злое, не совсем понятное безвременье? 

   Либералисты держат Высоцкого и сегодня за своего. Так хочется! Такая мощная фигура. Но только это они напрасно. Совсем напрасно. Нет воображения у этих людей. Как вы видите эту фигуру в сегодняшних рядах гламурно-выпендрежной публики, среди этих сытых самодовольных рож, уверенных в том, что сегодня только им и дано указывать нам, как следует жить, куда идти, что в жизни хорошо и что плохо, что морально и что нет? Он пел в отчаянии «ни дожить не успел, ни допеть». А вот если бы он успел дожить, и чтобы он спел?  Хотя он это сам и сказал нам. Про то, что любит и что нет. И хотя уже и позади состоявшиеся «большие перемены», не полюбил бы он этой всей сволочи, прорвавшейся в сильные мира сего. С его словами о ненависти к «уверенности сытой», да еще и лозунгом: «Вор должен сидеть в тюрьме».       


Рецензии
Спасибо большое, очень хорошая статья.
С уважением,

Марина Геннадиевна Куликова   28.06.2022 07:27     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Марина. Спасибо и вам за добрый отклик. Жаль, конечно, что жизнь была так коротка. Меня возмущает другое. Да, был он алкоголик и наркоман. Но он же был не один. Рядом было много народу. Как они не могли защитить его от его собственного недуга, который неизбежно должен был кончиться очевидно именно так. Мне это напоминает гибель других великих поэтов. Пушкина и Лермонтова. Как их друзья могли допустить до этого узаконенного убийства. Да я сам бы свою грудь подставил бы под пулю, чтобы спасти их для всей России. Ещё раз спасибо.

Геннадий Мартынов   28.06.2022 22:46   Заявить о нарушении
Геннадий,как бы это было не прискорбно,но это истина,во времена Высоцкого ,в советское время,употребление спиртного было общепринято,увы.Дозы были разные,это да.В кругах богемы употребляли спиртное все и постоянно,к сожалению.
Но В.С. жил и работал,как он сам говорил на" полный разрыв аорты",в его спектаклях,да и просто выступлениях, никогда не было и йоты халтуры.
Такая работа требовала больших душевных сил,поэтому к спиртному добавлялись и неразрешенные медикаменты.
Видимо, поэтому и такая реакция организма.
С другой стороны у всех людей свой срок ухода и предотвратить ,изменить, это время перехода в мир Горний не может никто.
С уважением,

Марина Геннадиевна Куликова   28.06.2022 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.