Крейсер I - го ранга Аврора

Софе Иванюк...

3.1 ПЕРВЫЙ ПОХОД «АВРОРЫ» НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Бронепалубный крейсер «Аврора»  у многих, конечно же, ассоциируется с событиями октября 1917 г. Крейсер этот имел сложную судьбу, участник русско-японской, Первой мировой и Второй мировой войны,  сейчас это единственный сохранившийся участник русско-японской и Первой мировой войн. На нем, например, снимались художественные фильмы, посвящённые тем далёким событиям, такие как: «Крейсер «Варяг»  (1946 г.) и «Адмирал» (2008 г.). Несправедливо было бы помнить этот героический крейсер, прошедший сквозь пламя Цусимского сражения только с точки зрения его «революционности».
Крейсер «Аврора» был заложен 23 мая 1897 года на верфи Новое Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, под началом инженеров де-Грофе и Токаревского, был спущен на воду 11 мая 1900 года.
«Аврора» принадлежала к числу русских бронепалубных крейсеров 1 – го ранга, строился в соответствии с судостроительной программой 1895 г. «для нужд Дальнего Востока». Если говорить о тактико-технических характеристиках крейсеров этого класса, к которому помимо «Авроры» принадлежали крейсера «Диана» и «Паллада», которые в годы войны с Японией сражались в составе Порт-Артурской эскадры, (по имени родоначальника этого класса крейсеров их ещё называли крейсера типа «Диана») то они таковы:
Водоизмещение, т 6823 – 6932
Длина, м 126,8
Ширина, м 16,76
Осадка, м 6,4
3 паровые машины общей мощностью, л.с. 12200
Винтов, шт. 3
Котлов Бельвиля, шт. 24
Скорость, узлов 19
Запас угля, т до 970
Дальность плавания (на 10 узлах), миль морских 3700
Бронирование рубки, мм 152
Бронирование палубы, мм 38 – 63
Вес брони общий, т 707
Экипаж,  20 офицеров и 550 нижних чинов.
Вооружение: 8 – 152-мм орудий, 24 – 75-мм орудий, 8 – 37-мм орудий, 1 надводный торпедный аппарат, 2 подводных калибром 381 мм.   
Если характеризовать этот класс крейсеров – «Диана», к которому принадлежала «Аврора», стоит отметить ряд моментов. Прежде всего, очень низкая скорость для кораблей крейсерского класса, всего 20 узлов. На испытаниях средняя скорость даже составила 19 узлов. Вооружение тоже было слабым, всего 8 орудий 6 дюймового калибра, и 24 орудия трехдюймового.  Крейсера данного класса, не могли вступить в бой из-за слабости вооружения с большее сильными броненосными крейсерами, и не имели же и высокой скорости для того чтобы оторваться от более сильного противника. Недостатком было и первоначальное по проекту отсутствие щитов для орудий. Однако на «Авроре» по опыту боёв Порт-Артурской эскадры они были установлены перед самым выходом второй тихоокеанской эскадры адмирала  З.П. Рожественского на театр боевых действий.
Крейсер официально вошёл в состав флота 18 сентября 1903 г. командиром крейсера стал капитан 1 – го ранга И.В. Сухотин. 25 сентября 1903 г. крейсеру провёл смотр управляющий морским министерством Фёдор Карлович Авелан  и в этот же день крейсер отправился в Средиземное море, в соединение контр-адмирала А.А. Вирениуса, в составе броненосца «Ослябя», крейсера 1 – го ранга «Дмитрий Донской», крейсер 2 – го ранга «Алмаз», семи эсминцев: «Бедовый», «Безупречный», «Блестящий», «Бодрый», «Бравый», «Буйный», и «Быстрый», миноносцев № 212, 213, 221, и 222,  пароходов: «Орёл», «Саратов», и «Смоленск».
 Шестисуточный переход в Портленд проходил в сильный шторм, который крейсер и его экипаж с успехом выдержали. Не обошлось без поломок: сорвало крышку левого клюза; погнуло крышку правого, дали течь крышки орудийных портов, а также некоторые стыки верхней палубы и стыки наружной обшивки на уровне жилой палубы. Ремонт повреждений занял шесть дней, и 8 октября «Аврора» вышла из Портленда в Алжир. В Бискайском заливе вновь шторм. В Средиземном море погода улучшилась, но на корабле начались более серьезные поломки: 12 октября загорелся подшипник левой машины, и далее до Алжира «Аврора» шла малым ходом. 25 октября крейсер достиг Специи (Италия), где присоединился к собиравшемуся здесь отряду судов контр-адмирала А.А. Вирениуса, идущему в Тихий океан.
Продвижение отряда постоянно задерживали поломки на номерных малотоннажных миноносцах. Во время прохода Суэцкого канала крейсер «аврора» стоял буквально борт о борт со своими будущими противниками по Цусиме, японскими броненосными крейсерами «Ниссин» и «Касуга» купленные Японией у Италии, незадолго до начала войны. 31 января 1904 г. корабли бросили якорь в порту Джибути, тут моряки соединения узнали о начавшейся войне с Японией. Наступило замешательство, как быть дальше, следователь к театру военных действий или возвращаться обратно на Родину.  2 февраля был получен приказ отряду контр-адмирала А.А. Вирениуса возвращаться в Либаву. Военно-морской исследователь Виктор Иванович Катаев  в своём фундаментальном труде «Крейсерские операции Российского Флота» отмечает по этому поводу: «Сама судьба предоставила русским благоприятную возможность развернуть на подходах к Японии крейсерские операции. Для этого надо было отряд контр-адмирала А.А. Вирениуса не возвращать на Балтику подальше от войны, а наоборот выдвинуть на передний край, если не к Порт-Артуру, то на океанские простор, на торговые пути противника. Этому благоприятствовал и состав отряда, как будто специально составленный для проведения крейсерских операций. Там были и транспорты, предназначенные для снабжения отряда углём и провизией («Саратов» и «Орёл»). «Смоленск», вооружив артиллерией, можно было использовать как в качестве транспорта, так и при необходимости в качестве вспомогательного крейсер. Боевые суда отряда можно было использовать по своему прямому назначению. Для развертывания операций можно было бы захватить какой-нибудь необитаемый остров в океане, образовав на нём временную базу. При грамотной организации службы на острове можно было в дальнейшем сделать его опорным пунктом и для действия вспомогательных крейсеров, купленных за границей, а так же для Владивостокского отряда, действующего из Владивостока» .   

3.2 КРЕЙСЕР «АВРОРА» ВО ВРЕМЯ ПОХОДА 2 – Й ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ

Крейсер вернулся в Россию 5 апреля. В это же время начала активно формироваться вторая эскадра Тихого океана, которую должен был возглавить контр-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. За полугодовой межпоходный период нахождения на Балтике «Аврора» прошла доковый ремонт подводной части, ее орудия главного калибра прикрыли щитами  толщиною 25,4 мм, снабдили оптическими прицелами все 152-мм и 75-мм орудия, на носовом мостике установили два пулемета системы «Максим».  Планировалась для отражения осколков в просветах боевой рубки установить специальные отражающие козырьки, однако сделать этого не успели. Так же на крейсере была улучшена вентиляция, станцию беспроволочного телеграфа заменили радиостанцией фирмы «Телефункен». Зрительные средства связи дополнили вторым комплектом фонарей Табулевича и новой системы Степанова – по четыре огня на каждой мачте.  Подбирая на формируемую эскадру командиров по своему усмотрению, адмирал З.П. Рожественский заменил не проявившего себя капитана 1 – го ранга Сухотина. С 11 июля 1904 г. в командование крейсером вступил капитан 1 – го ранга Евгений Романович Егорьев, энергичный и талантливый офицер, искренне любивший море и флот, достойно проявивший себя в командовании крейсером. Вот как его описывал судовой врач крейсера В.С. Кравченко: «Капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев известен всему флоту, как лихой и бесстрашный моряк, образцовый командир и милый собеседник. На меня он произвел сразу самое симпатичное впечатление» .  Так же на должность старшего инженер-механика был назначен Н.К. Гербих, который смог добиться исправной работы машин крейсера во время похода второй эскадры. Крейсер активно участвовал в учениях проводимых перед походом второй эскадры. Так, например, только за сентябрь крейсер провёл 10 учебных стрельб, не считая стволиковых, (с применением стволов от винтовок Бердана), всего было выпущено снарядов по учебным щитам: 108 152-мм, 453 75-мм, и 713 37-мм.  Этот факт, опровергает измышления о том что эскадра адмирала З.П. Рожественского «не умела стрелять», и была совсем не подготовлена в деле артиллерийской стрельбы.
2 октября 1904 г. начался, беспримерны поход второй эскадры Тихого океана на Дальний Восток. Предстояло пройти свыше 18.000 морских миль, без наличия своих портов и угольных станций.
9 октября крейсер принял самое активное участие в так называемом «Гулльском инциденте». Тогда в Северном море  в районе рыболовных промыслов, среди рыбацких флотилий англичан были усмотрены несколько миноносцев, стремившихся выйти в атаку на русские броненосцы. Вот как это видел капитан 2- го ранга В.И. Семёнов. Находившийся тогда в штабе адмирала З.П. Рожественского на броненосце «Князь Суворов»: «Почти одновременно над прожекторами, нас освещавшими, замелькали трепещущие огни сигнальных фонарей Табулевича, фонарей, как было достоверно известно, имевшихся только в русском флоте...
— Да это наши! — «Донской» и «Аврора»! — Показывают позывные!.. (Действительно, это был эшелон контр-адмирала Энквиста, которому надлежало находиться на 6 ч. пути впереди нас и который оказался чуть ли не рядом с нами, идя к тому же без огней.) — крикнул я.
- Перестать стрелять! Закрыть боевое освещение! Луч — кверху! — скомандовал адмирал голосом, покрывшим собою все остальные звуки».  Последующие показания участников дают чётко понять, что неустановленные миноносцы тогда действительно были, и их видели, разные офицеры делали одно и тоже описание труб, мачт и силуэтов. «Аврора» тогда сделала 500 выстрелов из орудий, и 1800 из пулемётов, но крейсер получил и повреждения от попаданий со своих же броненосцев, четыре от 75-мм снарядов и один от 47-мм снаряда. Был тяжело ранен корабельный священник отец Анастасий и легко комендор Шатило.  Крейсер получил незначительные повреждения корпуса, всего три пробоины машинного кожуха и передней дымовой трубы.  В дальнейшем конфликт был урегулирован дипломатическими решениями.
Путь эскадры пролегал через побережья Испании и Западной Африки. В марокканском порту Танжер произошло разделение, часть эскадры пошла под началом контр-адмирала Д.Г. Фелькерзама  через Суэцкий канал к Мадагаскару, а основные силы и вместе с ними крейсер «Аврора» шли вдоль западного побережья Африки. В это время начались интенсивные угольные погрузки на кораблях эскадры. Происходило это всё под палящим солнцем Африки, в сухом либо наоборот, влажном климате. Адмирал З.П. Рожественский ввёл премии командам кораблей за самые быстрые погрузки угля. Среди крейсерского отряда наиболее отличался крейсер «Аврора». О том что представляли из себя угольные погрузки можно увидеть в очерке судового врача «Авроры» Владимира Семёновича Кравченко, который писал их со слов очевидцев: «Следующая погрузка была в Дакаре 30 октября; в сущности говоря, это была первая планомерная работа; начата она была рано поутру и прошла с громадным энтузиазмом и успехом. Эскадра стала довольно отдаленно на рейде, и сейчас же к каждому из судов подошли угольные транспорты. Последовавшее затем распоряжение адмирала принять полуторный запас угля поставило всех в большое затруднение, так как 50% излишнего угля никто никогда не принимал. Это распоряжение было вызвано, вероятно, тем обстоятельством, что на рейде нас уже давно ожидали угольщики с 40 000 тонн запаса угля, но избавить их от этого груза эскадра могла лишь в четвертой доле того, что было ошибочно и излишне привезено сюда. Каждому угольщику платили по 500 р. в сутки, а потому этот расход, наверное, был громаден, принимая во внимание большое число пароходов и очень продолжительное время, проведенное ими в ожидании эскадры. Все угольщики были немцами и только один англичанин; счет платы им шел с сентября месяца. Началась отчаянная погрузка на всех судах при соревновании между ними из-за впервые обещанной приказом адмирала Рожественского премии за наискорейшую погрузку.
Рекорд побил крейсер "Аврора", грузивший по 70,8 тонн в час в среднем. Команда его удостоилась крупной денежной премии (около 720 рублей на 560 человек команды). "Аврора" грузилась 12 часов, приняв 850 тонн. Погода была сухая, а потому пыли много: все без исключения почернело моментально. Не жалели ни человеческих сил, ни машин, которыми грузили, передавая уголь с германского парохода "Орион". Кругом стоял грохот, шум от быстрого передвижения мешков, подвешенных на колесных тележках артиллерийской подачи, раздавались сиплые голоса людей; томили жара и жажда. Впечатление от этого трудящегося муравейника, покрытого грязью и потом, было самое ужасное. В результате - быстрая погрузка, двое очень серьезно зашибленных людей и горы угля, которые только через 1,5 суток могли быть кое-как прибраны. Завалены были кочегарки, некоторые входы, два носовых жилых помещения; в остальных помещениях образовалась адская температура, вследствие закупорки пылью всех входных отверстий для притока свежего воздуха в корабль».   «Следующая погрузка была в Либервиле у Нигера 14 ноября. Характерным эпизодом здесь было то, что адмирал Рожественский, еще подходя к этому порту, объявил, как всегда, в категорическом тоне, что суда должны принять двойной запас угля. Для крейсера "Аврора" это вместо обычных 900 составляло 1800 т. С имевшимися в то время в ямах 620 тоннами оставалось допринять еще 1300. Эта совершенно неожиданная большая погрузка привела всех в уныние. Не допуская мысли о возможности выполнить приказание буквально, командир "Авроры" Е. Р. Егорьев попробовал, было, заикнуться о том, что, ведь, тогда придется завалить углем все жилые помещения крейсера. На это ему было сказано, что пусть он заваливает, что хочет, но 1800 т должно быть на палубе, и никаких разговоров больше по сему поводу не допускается. Что произошло дальше - описать трудно.  Во время этих погрузок, русские моряки побили рекорды в скорости погрузки даже британских моряков. А, учитывая, что грузились в нейтральных портах, а то и вовсе в необитаемых бухтах,  своими силами, работа по погрузке угля более чем впечатляет. И среди крейсеров «Аврора» всегда был первым крейсером. По рациональности расположения угля, адмирал З.П. Рожественский ставил крейсер в пример другим кораблям, и советовал офицерам с других кораблей брать в пример «Аврору».
Стараниями командира экипаж «Авроры» слился воедино в одну дружную семью. 19 ноября во время прохода экватора, был устроен традиционный праздник с участием всех свободных от вахты. На крейсере на средства офицеров были закуплены музыкальные инструменты, и самые трудные минуты работы, даже во время угольных погрузок аврорцев ободряла музыка. Для разнообразия досуга команды регулярно проводились различные состязания такие как прицеливание из орудий, лазание по мачтам, шлюпочные гонки. На крейсере была своя театральная труппа, которая не редко посещала с выступлениями и другие корабли эскадры. Капитану 1 – го ранга Е.Р. Егорьеву так же удалось изжить рукоприкладство по отношению к провинившимся.  Вспоминая команду крейсера, во время своего назначения на корабль судовой врач В.С. Кравченко писал: «Офицеры крейсера молоды, энергичны, живут дружно и сплоченно. Чистота на судне, порядок - образцовые. Все это дело рук старшего офицера Аркадия Константиновича Небольсина, энергичного и неутомимого. Я быстро схватываю разные мелочи опытным глазом, и радуется мое сердце моряка. Первое впечатление от "Авроры" самое благоприятное. Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Все это отрадно видеть» .
6 – 8 декабря корабли эскадры проходили мыс Доброй Надежды, где выдержали небывалый шторм. Бортовая качка «Авроры» доходила до 30 градусов, оголение винтов приводило к сильным сотрясениям корпуса. Огромные волны унесли в море вельбот. И, тем не менее, не смотря на все недостатки вооружения и скорости «Авроры» крейсер русской постройки с честью выдержал небывалый шторм.
После этого корабли эскадры прибыли на Мадагаскар, и бросили якорь в обширной бухте Носи-Бе. В ожидании догоняющего отряда капитана 1 – го ранга Л.Ф. Добротворского «Аврора» в составе эскадры активно занималась боевой подготовкой. Во время более чем двух с половиной месяцев стоянки, в изнуряющей жаре тропиков Мадагаскара, получения удручающих вестей с театра военных действий, о сдаче Порт-Артура, аврорцы не пали духом, и выделялись в лучшую сторону по боевой подготовке. «Аврора» с остальными судами эскадры выходила на практические стрельбы пять раз, пока не исчерпался запас учебных снарядов. Это, а не нежелание русских моряков учится, а командующего эскадрой обучать личный состав стрельбам было главной причиной, почему русские моряки не столь часто вели учебные стрельбы.
Во время досуга, команда крейсера занималась ловлей рыбы, которой в окрестных водах Мадагаскара было очень много. 26 февраля на крейсере широко отметили Масленицу,  провели ряд состязаний, были выступления матросов и офицеров, играл оркестр. Программу праздничных мероприятий отметил командующий эскадрой. В.С. Кравченко вспоминал: «Накануне этого дня наша программа празднества была послана в штаб для утверждения. Сегодня вышел циркуляр, в котором программа эта приводилась дословно, и запрашивались командиры всех судов, позаботился ли кто-нибудь из них устроить какое-нибудь развлечение для команды» .
28 февраля крейсер посетил сам командующий эскадрой: «Аврору» посетил адмирал Рожественский, - вспоминал В.С. Кравченко - обошёл, подробно осмотрел помещения, видел у меня в лазарете раненные на погрузке головы, остался очень доволен состоянием корабля, а за погрузку угля особенно благодарил, сказал, что лучшего корабля он в жизни не видал.
 - Вознаградить вас за такую службу я не состоянии. Один Царь и Отечество вознаградят.
В устах нашего строго, грозного, но справедливого адмирала такая похвала что-нибудь да значит – поэтому «Аврора» сегодня ликует. Рожественского мы не узнали. Я, видевший его последний раз летом в Петербурге, чуть не ахнул – так он изменился, сгорбился, поседел. На другой день вышел приказ по эскадре: "Все гг. старшие и артиллерийские офицеры приглашаются в такой-то день и час посетить "Аврору" и поглядеть распределение угля". (Наши 600 тонн сверхкомплектного угля по возможности расположены целесообразно: уложены в мешках и просто косяками, так, чтобы не мешать действию своей артиллерии, и чтобы вместе с тем уголь мог служить нам хорошей защитой в случае, если неприятель застанет нас в таком виде.)
В назначенный час съехалась тьма гостей, приехали "наводить на нас критику". Мы встретили их как можно гостеприимнее, показали размещение угля, показали и нашу достопримечательность - следы Гулльской передряги, накормили прекрасным завтраком с музыкой. Спасибо им, ругали мало, больше хвалили» .
Во время стоянки на Мадагаскаре отличились и водолазы крейсера. Под началом мичмана В.Я. Яковлева ими были починены рули крейсеров «Жемчуг» и «Изумруд», делалось это без доков в воде, не смотря на всю опасность акул.
3 марта 1905 г. вторая эскадра, не дожидаясь подхода третей эскадры Тихого океана контр-адмирала Н.И. Небогатова, покинула Носи-Бе и отправилась в дальнейший путь через Индийский океан.
Не смотря на благоприятную погоду во время похода через Индийский океан, переход в 4000 миль оказался одним из самых сложных, связано это было с тем что, уголь пришлось грузить прямо в открытом океане, на океанской волне, при помощи катеров и шлюпок. В среднем «Аврора» принимала от 130 до 140 т. угля во время океанских погрузок. К 20 –м числам марта стало ясно, что эскадра пойдёт через Малаккский пролив, где был возможен бой с японскими крейсерами, ночная атака миноносцами, и даже ходили слухи о японских подводных лодках. В виду этого на крейсере энергично готовились к бою. За борт было выброшено всё лишнее дерево, чтобы исключить возможность больших пожаров,  была устроена дополнительная защита из подручных материалов, особенно для лазарета и и у около орудий. Была разобрана радиорубка, а радиостанцию перенесли в отсек под броневой палубой. Судовой врач В.С. Кравченко читал офицерам и нижним чинам лекции об оказании первой необходимой помощи в бою. Постоянно проводились занятия с санитарным отрядом. 26 марта эскадра вошла в Малаккский пролив, это произвело сильное впечатление на иностранцев и японцев, так как все полагали, что адмирал З.П. Рожественский пойдёт вокруг Австралии. Во время прохода пролива на «Авроре» зажигали пиронафтовые фонари и элегические лампочки, орудийная прислуга спала у орудий, не раздеваясь.  Все были в ожидании ночной атаки японских миноносцев.
Благополучно миновав Малаккский пролив, на эскадре заметно поднялся боевой дух. Судовой врач крейсер В.С. Кравченко вспоминал: «В кают-компании еще больше поднялся спрос на музыку: все требуют наш гимн. На лету я присаживаюсь к пианино, играю гимн, какой-нибудь бравурный марш или наш любимый аврорский, который исполняет наш оркестр, грустный, но решительный марш. Он, очевидно, наиболее отвечает настоящему нашему настроению» . Однако в следствии ошибки на эскадренном броненосце «Императора Александр III», когда недосчитались порядком 400 т. угля, эскадра была вынуждена уйти к берегам Индокитая, и провести ещё месяц в ожидании 3 – й эскадры адмирала Н.И. Небогатова. 27 марта на крейсере получили приказ адмирала З.П. Рожественского, В.С. Кравченко вспоминал: «Вечером с броненосца "Суворов" телеграмма: "Крейсерам "Олегу" и "Авроре" из крейсерского отряда перейти в броненосный и во время боя быть в хвосте броненосной кильватерной колонны". Бедные транспорты. Зато у нас ликование! Мы - "броненосцы"! Будем сражаться вместе с броненосцами. Погибнем в настоящем линейном бою, а не при транспортах. "Аврора" небронированный корабль с массой дерева, очень небезопасный в пожарном отношении, особенно в кормовой части, где находятся разные провизионные отделения, лазарет, заваленный старым деревом, ящиками с консервами, где тесно, темно, а выход всего один и довольно далекий - в офицерское отделение по трапу. Все опасаются, что с пожаром в корме нам не справиться: оттуда выгонит дым» . 1 апреля «Аврора» вместе с остальными судами эскадры вошла в  бухту Камранг, началось месячное скитание у берегов Вьетнама в ожидании 3 – й эскадры.
В это время корабли эскадры проводили учебные стрельбы, и другие различные учения. Приводились в порядок машины и котлы. Во время этой стоянки ввиду возможности ночной атаки японских миноносцев, на крейсера и миноносцы легла основная тяжесть несения дозорной и разведочной службы. «Аврора» была в дежурстве 2 и 8 апреля. Об одном таком дежурстве судовой врач В.С. Кравченко писал: «2 апреля. Дежурства в дозоре распределены так: "Олег", "Светлана", "Донской", "Аврора". Сегодня очередь "Авроры". В шесть часов утра "Аврора" вышла в море и крейсирует малым ходом на расстоянии 10 миль, то удаляясь, то приближаясь к берегу в пределах видимости сигналов от крайних судов эскадры. Занятие скучное. Развлечением служат открывающиеся дымки, несколько нервирующие нас. О каждом из них тотчас же докладывается командиру:
- Ваше Высокоблагородие, дымок слева по носу!
Немного погодя:
- Ваше Высокоблагородие, виден корпус судна, неизвестно, какой национальности!
- Ваше Высокоблагородие, на норд-осте дымок! - и т.д.
Все это коммерческие суда под английским и французским флагами. Ночью стали на якорь в четырех милях, скрыли огни, спустили сетевое минное заграждение и по временам освещали подозрительные силуэты прожекторами. Кстати о прожекторах: их зеркала порядочно потускнели. Одно никуда не годится, совсем облезло, и младший минный офицер Б. П. Ильин в настоящее время изощряется заделывать его оловянными бумажками из-под шоколада, натирая их предварительно ртутью. Первое наше крейсерство было неудачно: на дневной вахте с часу до четырех прозевали не только дымок, но целый крейсер, да еще чужой, французский, под адмиральским флагом. Скандал! Заметили его поздно, когда он, пройдя под самым берегом, входил уже в бухту, салютуя нашему адмиралу. Увы! На той же самой вахте при тех же самых условиях проморгали и другое судно - белый госпитальный "Орел", вернувшийся из Сайгона. Со страхом и стыдом ждем сигнала Рожественского: "Стыдно, "Аврора"!» .
17 апреля суда эскадры праздновали праздник Пасхи, адмирал З.П. Рожественский обходил все суда эскадры, здороваясь с командами:  «17 апреля. Адмирал - пишет В.С Кравченко - обходил на паровом катере все суда и, не выходя, здоровался и поздравлял с праздником. «Аврора» встретила и проводила его музыкой. Все заметили, до чего адмирал в последнее время похудел и выглядит нездоровым. Это нисколько не удивительно, если принять во внимание, сколько трудов и энергии было затрачено им за почти годичный срок приготовления эскадры к настоящему походу и за длинный период самого похода. Да поможет Господь Бог ему и в дальнейшем, да сохранит силы для довершения подвига, которого ожидает от него вся Россия. Мы, служащие на его эскадре, верим в способности нашего начальника, в его счастье, и с этой верой собираемся победить врага».
26 апреля 1905 г. у Вьетнамской бухты Ван-Фонг произошло соединение 2 и 3 – й эскадр Тихого океана, что было отмечено приказом адмирала З.П. Рожественского: «Китайское море. 26 апреля 1905 г., № 229.
Сегодня, 26 апреля, в два часа, к эскадре присоединился отряд контр-адмирала Небогатова, вышедший из Либавы 2 февраля, на четыре месяца позже эскадры. Отдавая должную честь молодецкому отряду, совершившему столь блестящий переход без услуг попутных портов и со знакомыми всем нам притеснениями на стоянках в пустынных местах, я не умаляю цены трудов прочих отрядов эскадры, которым пришлось поджидать товарищей в обстановке, делавшей вынужденные стоянки столь же тяжелыми, как и переходы. С присоединением отряда силы эскадры не только уравнялись с неприятельскими, но и приобрели некоторый перевес в линейных боевых судах. У японцев больше быстроходных судов, чем у нас, но мы не собираемся бегать от них и сделаем свое дело, если наши заслуженные машинные команды и в бою будут работать спокойно и так же старательно и добросовестно, как работали до сих пор. У японцев гораздо больше миноносцев, есть подводные лодки, есть запасы плавучих мин, которые они привыкли подбрасывать. Но это такие средства, которым должны быть противопоставлены осторожность и бдительность: надо не проспать минной атаки, не прозевать плавающих корпусов и торчащего из воды перископа, не теряться у прожекторов, меньше волноваться у пушек и лучше целить. У японцев есть важное преимущество - продолжительный боевой опыт и большая практика стрельбы в боевых условиях. Это надо помнить и, не увлекаясь примером их быстрой стрельбы, не кидать снарядов впустую, а исправлять каждую наводку по получаемым результатам. Мы можем рассчитывать на успех только при исполнении этого требования; им должны проникнуться все офицеры и все команды. Японцы беспредельно преданы престолу и родине, не сносят бесчестья и умирают героями. Но и мы клялись перед престолом Всевышнего. Господь укрепил дух наш, помог одолеть тяготы похода, доселе беспримерного, Господь укрепит и десницу нашу, благословит исполнить завет государев и кровью смыть горький стыд Родины. Подписал: Генерал-адъютант Рожественский» . Занимались на крейсере и патриотическим воспитанием, так В.С. Кравченко отмечал: «Вечером с одного из судов отряда Небогатова на "Аврору" приехал лейтенант Б. и продемонстрировал команде ряд туманных картин патриотического содержания из морской и сухопутной военной жизни. Демонстрация сопровождалась соответствующими пояснениями. Говорилось об известном подвиге двух матросов со "Стерегущего", открывших кингстоны и затопивших вместе с собою свой миноносец, о подвиге Василия Рябова, расстрелянного японцами, о подвигах наших дедов-севастопольцев, о том, что уважать надо и врага, об Андреевском флаге, который тонул, но никогда не спускался... и много еще, много хороших вещей» .
 После кратковременных приготовлений и погрузок, суда эскадры, 1 мая отправились на север, к Цусимскому проливу, с целью прорываться во Владивосток.
6 мая когда 2 –я  эскадра проходила восточнее острова Тайвань, были обнаружены и досмотрены два парохода: «Рано утром - пишет В.С. Кравченко - разбудил меня вестовой:
- Ваше Высокоблагородие, вставайте! "Олег" закороводил один пароход, а "Жемчуг" за другим гоняется.
Я вышел наверх. "Олег" стоял подле большого двухмачтового однотрубного парохода "Ольдгамия" под английским коммерческим флагом. К пароходу с "Олега" шел на шлюпках десант. "Жемчуг" тоже спускал шлюпку для осмотра второго парохода, оказавшегося норвежским "Оскаром II". В 10 ч 30 мин утра норвежец, не имевший груза, был отпущен и прошел через эскадру, все время салютуя флагом и держа сигнал по-международному: "Благодарю, желаю счастливого плавания", на что с "Суворова" был ответ: "Благодарю". Было видно, как "Оскар II" задымил вовсю и дал full speed (полную скорость) по направлению... к южной оконечности Формозы (доносить японцам). Рад-радешенек, что так легко отделался от нас. С трех часов утра до шести вечера шли 3-узловым ходом по случаю какой-то довольно серьезной поломки машины у "Апраксина". Транспорт "Ливония" идет на абордаже, борт о борт с англичанином, с которого теперь грузит уголь. Нами получен приказ принять английского командира и старшего механика. Мы готовимся гостеприимно встретить их» . Англичане были однако направлены на транспорты, чтобы не подвергать их жизни риску во время боя. Пароход «Ольдгамия» позже был отпущен с русской командой и следовал во Владивосток вокруг Японии, пока не потерпел аварию у Курильских островов.
Между тем на крейсере обсуждали планы адмирала по выбору маршрута следования во Владивосток. Очень часто адмирала З.П. Рожественского любят обвинять в том, что он не повёл эскадру вокруг Японии, через Сангарский или Лаперузов пролив. Нужно однако учитывать фактор усталости всех моряков после тяжелейшего перехода с Балтики. Все желали не только достичь Владивостока, но и как можно быстрее вступить в бой с не приятелем. Судовой врач В.С. Кравченко отмечал по этому поводу следующее: «Планы Рожественского неизвестны. По-видимому, он желает пройти во Владивосток Корейским проливом. В кают-компании разбирают стратегическую задачу о том, не лучше ли избрать обходный путь вокруг Японии, через Сангарский пролив. Сторонников кружного пути очень мало. Все предпочитают более скорое разрешение своей судьбы: надоело томиться ожиданием» : «Мне очень понравилось настроение аврорцев: радостное, спокойное настроение. Излишних иллюзий, правда, ни у кого не было, да и не могло быть, но не было и трусливых опасений. Зная нашу лихую молодежь, я ничего иного и не ожидал от нее. Так вот она, долгожданная развязка! Наконец-то!
Не в ожидании ли этого момента мы восемь с половиной месяцев трепались, выворачивались чуть не по всем океанам земного шара, голодали, холодали, поджаривались под экватором, болели и тысячи других невзгод сносили безропотно. Ведь момент этот - момент расплаты за многое: за Артур, за наши дорогие погибшие суда, за наши постоянные неудачи в Манчжурии - за все. Так как же не радоваться?» . Зиновий Петрович не мог не использовать этого подъёма духа в предстоящем бою. К тому же кружной путь был сопряжён с навигационной опасностью в тумане сесть на мель. 
10 мая на «Авроре» последний раз грузила уголь. Было принято 230 тонн. Так же шли активные приготовления к бою: «На судне - пишет В.С. Кравченко - идут последние приготовления: во многих местах устраиваются траверзы - защита от осколков из сетей минного заграждения с рядом коек или из стального и пенькового троса. Я настоял, чтобы и мне на боковых перевязочных пунктах поставили парочку траверзов. Впоследствии одному из них, а именно правому, я был обязан спасением своей жизни. В анкерки и лагуны наливается свежая питьевая вода. Расставляются бочки с забортной водой, запасные пожарные шланги, ведра с песком для тушения пожаров. Дерева у нас на судне еще много; всего не выбросишь. С верхней палубы разгребается и убирается уголь, который расходуется с таким расчетом, чтобы к Цусиме у нас были полные угольные ямы и запасы в офицерской кают-компании и еще кое-где в небольшом количестве, лишь для защиты. Палубы должны быть все освобождены от угля» . Это так же развенчивает миф о том русские корабли были перегружены и это послужило причиной поражения при Цусиме. Уголь имелся в нормальном количестве, и не мешал в работе и функционировании других систем судна.
Чтобы пройти Корейский пролив в ночь с 13 на 14 мая, Зиновий Петрович днём 13 мая занялся маневрированием эскадры. На «Авроре» в этом время был замечен пароход, который однако скрылся.  В 16 ч. 30 мин. с броненосца «Князь Суворов» был получен сигнал приготовится к бою. Офицеры крейсера пригласили на обед своего любимого командира, сказав тост, который был подхвачен громовым «Ура!», Евгений Романович тем ещё больше поднял дух офицеров. На крейсере делались последние приготовления перед боем. Капитан 1 – го ранга Е.Р. Егорьев не спал всю находясь в боевой рубке.
Подводя итог участию крейсера в беспримерном походе 2 – й эскадры стоит выделить следующие моменты. Крейсер «Аврора» как детище отечественного кораблестроения, пройдя, без серьёзных поломок более чем 18.000 морских миль доказал качественность постройки. Что говорит о степени развитости военный промышленности в Российской Империи, и опровергает утверждения о России только лишь как об «аграрной» стране. Долгие сроки постройки крейсера объясняются в большей степени постоянными пересмотрами проекта, что было характерно для переходного периоды кораблестроительства и конструирования кораблей во всём мире.
 Инициатива командира крейсера Е.Р. Егорьева, а так же слаженность работы команды делали крейсер лучшим во время похода 2 – й эскадры Тихого океана.

3.3 КРЕЙСЕР «АВРОРА» В ЦУСИМСКОМ МОРСКОМ СРАЖЕНИИ

В 6 ч.30 мин.  утра 14 мая с «Авроры» на правом траверзе обнаружили первый корабль противника. Им оказался крейсер «Идзуми». Через полчаса слева появился 5-й боевой отряд японского флота и крейсер «Акаси». Однако через 40 минут они вновь скрылись в тумане. В 10.45 во мгле с левого борта обозначились силуэты кораблей 3 – го боевого отряда японцев. Постепенно дистанция сократилась до 42 кабельтовых. Русские броненосцы открыли огонь. Противник отвечал, хотя и очень вяло. Крейсера контр-адмирала О.А. Энквиста вскоре также присоединились к перестрелке. Ещё до того как крейсер открыли огонь, один из комендоров в плутонге мичмана А.В. Терентьева просил об открытии огня, заявляя, что с такой дистанции он обязательно попадёт. Первые выстрелы «Аврора» сделала в 11.14 по отряду, состоящему из японских крейсеров «Чи-тосэ», «Касаги», «Нийтаке» и «Цусиме», подошедшему на расстояние 29 кабельтовых. Но вскоре противник, отвернув «все вдруг», скрылся в тумане. Прекратив огонь по сигналу с «Князя Суворова»: «Не кидать снарядов», крейсера перешли на правый борт колонны броненосцев. Командующий эскадрой стремился беречь снаряды для боя с главными японскими силами. Вот что происходило на крейсере по воспоминаниям В.К. Кравченко: «В палубах были слышны оживленные разговоры, говорили о комендоре Борисове, удачный выстрел которого из 6-дюймового орудия разнес кормовую рубку на флагманском корабле "Титосе". Говорили о повреждении рулевого управления на "Титосе", заставившем его рыскнуть и выйти из строя. Впрочем, он скоро справился с повреждением и снова вступил в строй. Один неприятельский снаряд упал совсем близко за нашей кормой, другие упорно ложились между "Олегом" и "Авророй". Все обратили внимание на то, какие огромные столбы воды взлетали при их падении» . В этот день на крейсере приказом командира была отменена «чарка» для команды, чтобы не снижать боевой готовности крейсера.  В 13.30 подошли главные силы японского флота в составе 4 броненосцев и 8 броненосных крейсеров, разделённых на два отряда, под командованием адмиралов Того и Камимуры. В 13 ч. 49 мин. выстрелом с левой носовой 6 – дюймовой башни броненосца «Князь Суворов», залп которой упал всего в 20 метрах позади головного японского броненосца «Микаса» началась основная фаза Цусимского сражения.
В ходе боя главных сил крейсер «Аврора», который входил в отряд крейсеров наряду с крейсером «Олег» под началом младшего флагмана эскадры контр-адмирала Оскара Адольфовича Энквиста, не принимал непосредственного участия.
Первым погибшим броненосцем в боевой линии русских кораблей был «Ослябя». В.С. Кравченко так пишет о его гибели: «Занятые своим боем, бессильные помочь гибнущим 900 товарищам, мы видели всё это и… не сошли с ума! Что творилось в душе у каждого в эти мгновения, никто не передаст словами! А наружно – никто не дрогнул, никто не выдал себя и не оставил своего дела. И, как прежде, по всей линии продолжался бой».
В 14 ч. 20 мин. японский крейсер «Идзуми» попытался атаковать транспорты, находившиеся при эскадре, «Аврора» вместе с крейсерами «Олег» и «Владимир Мономах» завязала с ним бой, и неприятельский крейсер отошел с  пожаром. В 14 ч. 25. мин. когда на горизонте показались четыре японских крейсера, «Аврора» и «Олег» вступили против них в бой, на дистанции от 42 до 50 кабельтовых. Позже к японским крейсерам присоединился устаревший броненосец «Тин-Эн» его 12 дюймовый орудия грозили гибелью русским бронепалубным крейсерам, тем не менее и «Аврора» и «Олег» храбро вели бой. В 15 ч. 20 мин. с другого бота «Аврору» и «Олега» атаковал другой японский крейсерский отряда, и крейсера оказались под перекрёстным огнём и отстреливались на оба борта. В это время погиб командир крейсера капитан 1 – го ранга Е.Р. Егорьев. В.С. Кравченко так вспоминал о его гибели: «Я нагнулся к нему, приказав убрать со стола бедного мичмана, которому ещё только разрезали одежду, и, сняв тужурку, открыл лицо Евгения Романовича. На нём играла обычная, слегка насмешливая улыбка. Мне не хотелось верить, и я окликнул его: - Евгений Романович! Евгений Романович!» .
Г. Александровский в своей книге «Цусимский бой» отмечал о действиях «Авроры» следующие: «Крейсер «Аврора» с поломанной передней мачтой, со свисающими реями, с охваченным пожаром мостиком не прекращал боя, и таким он сохранился в памяти С.В. Лукомского, когда он определял расстояния  до неприятельских кораблей по дальномеру с мостика крейсера «Владимир Мономах» .
Около 15 ч. 35 мин. заметив бедственное положение флагманского броненосца «Князь Суворов» «Аврора» и «Олег» устремились ему на помощь, и вступили в бой не только против двух броненосных крейсеров неприятеля - «Ниссин» и «Кассуга» - но и вели бой с десятью бронепалубными крейсерами японцев. Судовой врач «Авроры» В.С. Кравченко так вспоминал об этом моменте боя: «До неприятеля было только 24 кабельтова. Огонь сосредоточился, главным образом, на "Олеге" и "Авроре", которые пострадали здесь более, чем за все время боя. Особенно досталось нам от "Ниссина" и "Касуги", державшихся сзади в тылу.
Но и от нас досталось "Ниссину", по которому "Аврора" особенно хорошо пристрелялась. На нем были большие потери в людях, убит командир. Может быть, это именно "Аврора" отомстила за смерть своего командира.
Попало и назойливому "Идзуми". Когда он снова очутился концевым, "Аврора" нарочно сосредоточила на нем весь огонь. По донесению Того, на нем оказалось 26 убитых» . Это говорит о меткости комендоров крейсера, а так же о хорошей работе дальномерного поста крейсера.  Дальномерным постом командовал невозмутимый и спокойный - по словам В.С. Кравченко - немец Э.Г. Берг, который стоя под градом осколков, определял расстояние до кораблей неприятеля. Позже дальномер был повреждён, стало трудно определять расстояние до неприятеля, но как пишет В.С. Кравченко: «Не зная расстояния, не видя своих попаданий… всё-таки при таких из рук вон неблагоприятных условиях умудрялись попадать» .
В это же время бой крейсер едва не погиб от японской самодвижущейся мины. «Около четырех часов к "Авроре" – пишет В.С Кравченко - приблизился буксир "Русь" и что-то сигналил флажками; что именно - разобрать не успели, так как в это время с "Олега" стали кричать в рупор и семафорить: "Мина! Мина!" Впереди по левому борту наш курс пересекала мина...
"Олег" успел переложить руля, "Аврора" - нет. Все замерли на своих местах, глядя на приближавшуюся по поверхности воды мину. Нас спас хороший ход. Мину отбросило обратной волной, и все видели, как она прошла вдоль судна в двух саженях от левого борта. Мичман Терентьев кинулся наводить 75-миллиметровое орудие, чтобы расстрелять ее, но не успел.
За "Авророй" близко в кильватер шел "Мономах", прямо на мину. Предостережения с "Авроры" опоздали... Вот он ударил ее форштевнем, и мина, разрезанная пополам, пошла ко дну, не взорвавшись. Какой вздох облегчения вырвался из нашей груди!
Мина была уайтхедовская, короткая, с бронзовым зарядным отделением, с красными полосами на верхней части. Откуда она взялась, осталось неизвестным. Стрелял ли ею кто-нибудь именно по нам, или же она была выпущена миноносцами по "Суворову"? Не пустила ли ее, наконец, какая-нибудь из этих подозрительных джонок, шатавшихся по месту сражения?» . Можно так же предположить, что эта мина была выпущена с японской подводной лодки, которая, действуя близь берегов своих морских баз, могла участвовать в сражении. В частности этой версии позднее придерживался командир крейсера «Олег» Л.Ф. Добротворский.
За весь период боя, офицеры и нижние чины крейсера выказывали стойкость, мужество, и умение во время ведения боя. Раненые отказывались уходить на перевязку. Так например когда был тяжело ранен мичман В.В. Яковлев  и его волокли на перевязочный пункт он говорил комендорам: «Братцы, цельтесь хорошенько!» . Безотказно работала машинная команда под началом старшего инженер механика Н.К. Гербиха, давай возможность держать пары для большого хода крейсера. Некоторые кочегары работали сутки, в условиях высокой температуры, и в конце боя валились с ног. Судовой врач В.С. Кравченко организовал хорошее медицинское обслуживание на крейсере, чем спас много жизней членов экипажа. За время боя осколками 6 раз сбивался флаг крейсера, но его не смотря на все трудности, каждый раз поднимали снова.
Одной из самых трагичных страниц Цусимы является гибель броненосца «Александр III». Броненосец гвардейского экипажа, из 900 членов команды которого не уцелел не один. «Поведение его – пишет В.С. Кравченко – было не вполне понятно. За полчаса перед тем он вышел из строя, прошёлся вдоль всей эскадры на юг, потом повернул назад, всё время точно разыскивая  кого-то. Аврорцам показалось, что он ищет «Суворова», чтобы остаться с ним и вместе умереть» .
Крейсера «Олег» и «Аврора» девствуя в паре, не редко прикрывали друг друга, и умело, маневрируя, грамотно вели бой с крейсерами неприятеля.  Нужно отметить, что в дневном артиллерийском бою русских и японских крейсеров от снарядов неприятеля не погиб не один крейсер флота России.
Около 19 ч. 20 мин. закончился бой главных сил русского и японского флотов. Погибли броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Ослябя», «Бородино».
После окончания бой главных сил, остатки русской эскадры подверглись атакам со стороны неприятеля, адмирал О.А. Энквист приказал не светить прожекторами и не стрелять, чтобы не выдать положение крейсеров. К «Авроре» и «Олегу» присоединился лёгкий крейсер «Жемчуг». Ночью крейсера пытались трижды прорваться сквозь Корейский пролив к Владивостоку. Но каждый раз натыкались на вражеские миноносцы и крейсера. Адмирал О.А. Энквист хотел так же пройти во Владивосток вокруг Японии, но под давлением командира крейсер «Олег» Л.Ф. Добротворского был вынужден принять решение зайти в один из нейтральных портов чтобы исправить повреждения и принять уголь и другие припасы. 
На крейсере в ходе боя погибло 10 человек, в их числе командир; ранено 89, из них 6 смертельно и 18 тяжело. Среди офицеров — 3 тяжело и 5 легко раненых. По свидетельству старшего минного офицера лейтенанта Старка корабль получил 18 прямых попаданий снарядов среднего и малого калибра. Вышло из строя пять 75-мм пушек и одна 152-мм, дальномер Барра и Струда, 3 микрометра Люжоля-Мякишева. Сбиты прожектор №5 с крыла кормового мостика и 37-мм орудие. Артиллерия корабля выпустила по противнику 303 6-дюймовых снаряда, 1282 75-мм и 320 37-мм .
Адмирал О.А. Энквист после боя перенёс флаг на «Аврору», в виду того, что на крейсере был убит командир и ранен старший офицер. Сначала адмирал О.А. Энквист намеревался принять уголь в Шанхае, и затем попытаться прорваться во Владивосток. Однако, осадка «Авроры» не позволяла войти в порт Шанхая в короткий срок, поэтому было принято решение зайти в порт Манилы, на Филлипинах. Во время перехода до Манилы, команда крейсер всячески приводила его в порядок после боя, занимаясь исправлением повреждений. Так же во время перехода судовой врач Владимир Семёнович Кравченко, первым в мире, в судовых условиях применил аппарат Рентгена на корабле, обследовав 40 раненых. Вот как он сам писал об этом: «21 мая. Идея применить аппарат Рентгена оказалась весьма удачной и своевременной. Судовой беспроволочный телеграф помещался на крейсере "Аврора" под защитой брони в машинном отделении (перенесенный туда заблаговременно). Конечно, было немыслимо спускать туда на носилках раненых для исследования, поэтому все необходимые принадлежности пришлось поднять в центральный перевязочный пункт и установить неподалеку от операционного стола. Установка была делом нелегким и потребовала перенесения всей передающей станции системы Слаби-Арко. Зато успех превзошел ожидания и вполне вознаградил труды старшего минного офицера лейтенанта Старка.
 Перед уходом из Николаевского морского госпиталя в Кронштадте были взяты две круксовые трубки, экран, штатив. Эти немногие принадлежности рентгеновского аппарата оказали нам услугу, поистине неоценимую. Я улыбался, вспоминая голоса скептиков, уверявших, что применение рентгена на военном судне невозможно. Хрупкие трубки, дескать, разобьются при первом же сотрясении от выстрелов, и что вообще для лазарета это излишняя "роскошь". Раненые исследовались в различных позициях, стоя, сидя или лежа на операционном столе, без снимания повязок и одежды. Большую услугу оказали мне йодоформенные тампоны, заведенные в раны: они не просвечивали, были видны темным пятном и давали возможность превосходно ориентироваться по поводу соотношения раны, осколков, направления канала. Результаты были блестящи. Открыто было масса осколков, переломы - там, где их вовсе не ожидали. Мне это страшно облегчило работу, а раненых избавило от лишних страданий - мучительного отыскивания осколков зондом.
 Не имея ни фотографических пластинок, ни досуга, чтобы заниматься фотографированием и проявлением снимков, я, отыскав металлический или костный осколок, перелом, наскоро набрасывал схему от руки, прекращая на это время действие аппарата, потом снова пускал его в ход и проверял верность рисунка. Между прочим, этот опыт широкого применения аппарата Рентгена на военном корабле после боя явился первым. Исследовано было более 40 раненых».  Это в некоторой степени опровергает измышления о России дореволюционной, как и русском флоте как об отсталых и технически неразвитых. Офицеры и нижние чины прекрасно умели использовать новейшие приборы и оборудование.
21 мая на «авроре» прямо в море провели процедуру прощания с командиром крейсера убитым в бою - Евгением Романовичем Егорьевым. В этот же день, крейсера прибыли в Манилу. Адмирал О.А. Энквист намеревался принять уголь, и получить разрешения на заделку пробоин в Маниле, которые тогда находились под властью американцев. Адмирал встретил понимание со стороны хозяина базы, контр-адмирала Трэна, который назначил комиссию специалистов для определения сроков ремонта, обеспечивающего безопасность плавания. Выяснилось, что для «Олега» требуется 60 суток, для «Авроры» — 30 и для «Жемчуга» — 7. По предложению американцев в береговой госпиталь были списаны раненые, нуждавшиеся в стационарном лечении. С «Авроры» свезли на берег 26 человек . В.С. Кравченко так вспоминал о свозе раненых: «С "Авроры" было сдано 26 самых тяжелых раненых, в том числе два офицера: лейтенант князь Путятин и мичман Яковлев. Мой оборванный санитарный отряд не ударил в грязь лицом перед щеголеватыми янки и выносил и спускал раненых сам и на наших носилках, которые, как я заметил с чувством некоторого удовлетворения, оказались гораздо практичнее американских».  Ответ правительства США, последовавший 24 мая, гласил: 24 часа стоянки и далее уход или разоружение. Петербург же, знавший о позиции американцев, выдерживал паузу. Командование отряда оказалось в тяжелом положении — принимать уголь было невозможно из-за снятых по требованию американских специалистов заделок пробоин у ватерлинии. Кроме того, по сведениям, полученным от коммерческих пароходов, на выходе, вне территориальных вод, дежурили японские крейсера. На совещании, устроенном О.А. Энквистом, все командиры заявили о невозможности принять уголь и выйти в море. Местные власти, чувствуя свою вину за данные обещания, обратились в Вашингтон с предложением предоставить время русским судам своими силами отремонтировать снятые заделки и принять уголь. Но ответ был столь же категоричен, как и раньше.  Это ещё раз показывает, что в годы русско-японской войны, СШа, как и Англия, были склонны поддерживать Японию, в её войне против России.
Поздно вечером 25 мая на крейсерах отряда О.А. Энквиста была получена телеграмма императора Николая II с соизволением разоружится: «Ввиду необходимости исправить повреждения, разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай» . 26 мая, императора прислал на имя адмирала ещё одну телеграмму где благодарил экипажи за храбрость во время Цусимского боя: «Контр-адмиралу Энквисту. Сердечно благодарю Вас, командиров, офицеров и команду крейсеров "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" за их беззаветную честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай» . В ответ адмирал О.А. Энквист отправил от лица экипажей и офицеров крейсеров следующую телеграмму: «Милостивые слова Вашего Императорского Величества радостно отозвались в сердцах всех чинов отряда и помогут нам перенести тяжелую долю, нас постигшую. Контр-адмирал Энквист» .
27 мая произошла официальная процедура разоружения крейсеров в Маниле.
Русские моряки сдали американскому офицеру орудийные замки. Требование сдачи частей машин было парировано «неубиенным» доводом — на гавань часто налетают тайфуны, и кораблям, чтобы не быть выброшенными на берег, необходимо иметь ход. Все офицеры дали подписку не выезжать без разрешения президента США из Манилы, а за нижних чинов поручился адмирал. На флаги и вымпелы российских крейсеров американцы не покушались. Ввиду длительности предстоящей стоянки списали в госпиталь очередную партию раненых, с «Авроры» — 14 человек. 
До самого заключения Портсмутского мира «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» находились в Маниле. Экипажи приводили в порядок суда, занимались ремонтом и покраской судов. Офицеры на основе опыта Цусимы стремились сделать выводы как избежать подобных трагедий, и как правильно применить бесценный боевой опыт.
Подводя итоги участию крейсера «Аврора» в русско-японской войне нужно отметить ряд моментов.
«Аврора» корабль более чем с вековой историей. Единственный сохранившийся корабль российского флота, который прошел путь через русско-японскую, первую мировую, гражданскую и великую отечественную войны. Однако своей первый боевой опыт крейсер получил в годы войны с Японией. Вступив в строй в самый канун войны, дойдя с соединением контр-адмирала А.А. Вирениуса до Джибути, вернувшись на Родину, крейсер уже с новым командиром капитаном 1 – го ранга Е.Р. Егорьевым с честью прошел от Либавы до Цусимы, прошел через огненное крещение во время Гулльского инцидента, был самым образцовым крейсером в эскадре адмирала З.П. Рожественского. Во время Цусимского сражения сражаясь вместе с крейсером «Олег»,  противостоял десяти японским бронепалубным крейсерам, а так же в один период боя и двум броненосным крейсерам японцев. Несмотря на заложенные в него недостатки при проектировании, низкую скорость и слабое вооружение 6 – дюймовой артиллерией, под началом своего капитана Е.Р. Егорьева «Аврора» действовала очень умело и грамотно. Разоружившись в Маниле, адмирал О.А. Энквист с одной стороны, сохранил для возрождаемого флота России три крейсера и кадры офицеров и нижних чинов с боевым опытом, с другой, если бы он смог ночью с 14 на 15 мая прорваться во Владивосток,  не нарушая приказа адмирала З.П. Рожественского, пополнив тем самым русские боевые силы на Дальнем Востоке, которые, хоть в малой степени способны были угрожать морской торговли Японии, этот маленький фактор мог сыграть на руку русской делегации при заключении мира в Портсмуте. Среди офицеров «Авроры» служивших на крейсере в годы войны с Японией на службе России в будущем более всего отличился Георгий Карлович Старк. Минный офицер крейсера, который в годы Первой мировой войны командовал минной дивизией  во время Моонзундской морской операции. Видным военным врачом стал и судовой врач крейсера В.С. Кравченко, первым в мире применивший на корабле аппарат Рентгена для осмотра раненых, он стал видным военным врачом и в годы Первой мировой войны. Остальные офицеры крейсера с боевым опытом тоже способствовали возрождению флота после войны с Японией.
Поэтому, являясь кораблем-музеем, который сейчас находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге, крейсер «Аврора» должен быть на слуху не только как революционный корабль, но и как крейсер герой Цусимского сражения, который может, смело стоять в одном ряду со знаменитыми крейсерами «Варяг», «Рюрик» и «Новик». Такой уникальный, сохранившийся до наших дней корабль, должен быть тем местом, где молодые поколения моряков России могут постигать не только азы корабельной службы, но и являться для них примером того, как нужно уметь защищать свою Родину и честь Андреевского флага в бою с неприятелем в их духовно-патриотическом воспитании. И становится непонятно, зачем совсем недавно с корабля был списан военно-морской экипаж юных Нахимовцев и заменён гражданским обслуживающим персоналом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Бунич И.Л. Порт-Артурская ловушка. М., 2004.
2. Гангут, научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения. N50/2008. СПб., 2008.
3. Документы Макарова не вошедшие в сборник «Документы. Действия флота»// http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=3795
4. Кравченко В.С. Через три океана. СПб., 2002.
5. Русско-японская война взгляд побеждённых. М., 2005.
6. Русско-японская война. Осада и падение Порт-Артура. М., 2004.
7. Семёнов В.И. Расплата. Трилогия. Т.I СПб., 2008.
8. Семёнов В.И. Расплата. Трилогия. Т.II СПб., 2009.
9. Черкасов В.Н. Записки артиллерийского офицера броненосца «Пересвет» // http://militera.lib.ru/memo/russian/cherkasov_vn/01.html
10. Цусима хроника похода и сражения. СПб., 2007.
11. Штер А.П. На крейсере «Новик». СПб., 2001.
12. Шуберт Б.К.. На крейсерах «Смоленск» и «Олег».  СПб., 2009.

Литература:

1. Аллилуев А.А. Крейсер «Новик» // http://keu-ocr.narod.ru/Novik/
2. Больных А.Г. Крейсера в бою. М., 2011.
3. Больных А.Г.  XX век флота: трагедия ошибок. М., 2010.
4. Вествуд Д. Свидетели Цусимы. М., 2005.
5. Героические корабли российского флота вып. 1 русско-японская война. СПб., 2006.
6. Галенин Б.Г. Цусима – знамение конца русской истории. Т.I М., 2009.
7. Галенин Б.Г. Цусима – знамение конца русской истории. Т.II М., 2009.
8. Гончаренко О.Г. Последние битвы Императорского флота. М., 2008.
9. Данилов С.Ю. Великие морские сражения. М., 2009.
10. Деревянко И. Белые пятна русско-японской войны. М., 2005.
11. Егорьев В.Е. Операции Владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг. М., 2005.
12. Емелин А.Ю. Крейсер II ранга «Новик». СПб., 2009.
13. Золотарёв В.А. Три столетия Российского флота, 1914 – 1941. М., 2004.
14. Катаев В.И. Крейсерский операции российского флота. М., 2009.
15. Каторин Ю.Ф. Крейсеры. Часть 1. СПб., 2008.
16. Крестьянинов В.Я. Крейсера Российского Императорского флота 1856 – 1917. Часть I. СПб., 2002.
17. Крестьянинов В.Я, Цусимское сражение 14 – 15 мая 1905 г. СПб., 2003.
18. Мартин К. Русско-японская война 1904 – 1905. М., 2003.
19. Мельников Р.М. «Рюрик» был первым. Л., 1989.
20. Надводные корабли. Электронный справочник. МедиаХауз. 2006.
21. Новиков-Прибой А.С. Цусима. М., 1986.
22. Новиков В., Сергеев А. Богини российского флота «Аврора», «Диана», «Паллада». М., 2009.
23. Павлов Д.Б. На пути к Цусиме. М., 2011.
24. Самченко С.Г. Юлин Б.В. Потомки последних корсаров. М., 1995.
25. Семанов С.Н. Макаров. М., 1972.
26. Скворцов А.В. Крейсеры «Диана», «Паллада», «Аврора». СПб., 2005.
27. Скрицкий Н.В. Самые знаменитые кораблестроители России. М., 2002.
28. Уткин А. И. Русско-японская война. В начале всех бед. М., 2005.
29. Чертопруд С.В. Российские адмиралы. Биографический словарь. М., 2004.
30. Чистяков В.Н. Под самым прекрасным флагом. М., 2009.
31. Шацилло В. К., Шацилло Л. А. Русско-японская война 1904 – 1905. М., 2004.


Рецензии
Спасибо Вам за интересное повествование о замечательном русском боевом корабле. Не смотря на множество публикаций на тему трагической судьбы Русского флота и, в особенности, 2-й Тихоокеанской эскадры, Ваш очерк воспринимается как нечто новое, поскольку Вы сообщаете некоторые неизвестные факты, взгляды и мнения. В деле сохранения, приумножения и пропаганды исторической памяти русского флота и его моряков, как мне кажется, не может быть "переизбытка" литературных трудов. И Ваша работа мне очень нравится именно определённой новизной и интересными фактами и мнениями. Кроме того, Ваш вывод о высочайшем значении духовно-патриотического воспитания очень актуален. А боевой исторический корабль, находящийся в руках гражданских - просто факт обескураживающий...Тема мне тоже очень близка, особенно после знакомства с трудами В.И. Семёнова. Вот тут как раз про это, приглашаю!
http://sv.leleko.ru/2014/03/20/o-polze-pozitivnoj-istoricheskoj-fantastiki/

Сергей Лелеко   20.03.2016 18:51     Заявить о нарушении