О фильме Таня

http://intv.ru/view/?film_id=98779 (фильм)

Один из комментаторов так написал об этом фильме: "Яковлева вначале играла ужасную дуру и кривляку не от мира сего. А потом стало страшно".

Нет, не дуру и не кривляку. Вообще, Ольга Яковлева была музой Анатолия Эфроса, который, кстати, и был режиссером этого фильма. И я долгое время не понимала и не признавала ее стиля игры. Возможно, потому, что я плебейка и провинциалка, хотя и образованная. Понимание пришло позже. Она живет, как дитя, в своем мире. Ей в нем уютно, тепло, она чувствует себя защищенной, как в теплой норке. Любовь мужа, а главное — любовь к мужу давала ей эту защиту. При этом она не задумываясь бросила учебу, работу и посвятила себя ему. Нет, принесла в жертву. Себя, свой талант, свое призвание. И их общего ребенка. Всё сгорело в этом жертвенном костре. Когда случилось самое страшное - он не помог, не спас, не уберег. Больше того, и ее любовь предал. Вначале приручил, а потом полюбил другую - сильную, уверенную в себе, независимую. Спрашивается, какая же любовь нужна мужчине? Да и вообще, нужно ли стремиться ЗАСЛУЖИВАТЬ любовь, даже если твой любимый благосклонно принимает этот дар? Или здесь включается другой механизм? Я имею в виду - когда он тебя любил, любил, а потом вдруг разлюбил. И что тут можно поделать? Таня пережила страшную драму - рухнуло всё, всё здание, нет, мироздание, основанное на сотворении одного кумира. И вот здесь уже всё будет зависеть от того стержня, который у тебя внутри. Танин нравственный стержень оказался из благородного материала, она не сломалась. Вот этот яковлевский кажущийся манерным стиль поведения нам, наследникам пролетариата, был бы совсем непонятен и чужд, если бы не русская классика. Русские аристократки, если беда придет, с бала на каторгу поедут и ни в эмиграции, ни в Сибири не пропадут. И шить, и вязать, и вышивать, и готовить, и фрукты с овощами в теплицах выращивать, и детей воспитывать - всё умеют. И еще мужа своего морально поддержат. И при этом умудрятся не стать бабами, а остаться дамами.
Этот фильм из любимого мною 1974 года, времени так называемого застоя. Я не знаю, что пребывало в застое, но только не Эфрос, не Яковлева. Дайте мне сегодня такой застой. Может быть, мы увидим новых Эфроса, Авербаха, Швейцера?.. И отправьте в ТОТ застой Бекмамбетова. Нет, это, пожалуй, было бы слишком жестоко - он ведь там моментально аннигилируется. По причине полной невостребованности.


Рецензии