Необитаемый остров

  Наша байдарочная группа шла вдоль кромки заболоченной части озера в Белоруссии по направлению к острову, на котором мы намеревались разбить лагерь. Ближе к берегу было видно другое пристанище, покрытое сосновым лесом с красивами полянами, спускающимися к воде. Обратились к командиру группы Саше с предложением найти проход к привлекательным местам."То место,конечно, симпатично, но оно необитаемо, на карте видно, что оно со всех сторон окружено непроходимыми болотами, обоснуемся на острове, к которому подходим"-сказал Саша. Пристали к берегу и убедились,что место не из лучших.Лес лиственный, ягодников не видно, разве что рыбку ловить удобно. Разбили лагерь, отобедали.  Я с женой, дочкой и другом Юрой пошли осматривать берег, обращенный к сосновому острову, ведь местность на карте может изменяться. Ходили, но никаких проходов не усмотрели, вернулись к палаткам.И вдруг, о Чудо! По тропинке, по которой мы только что пришли с дальнего берега, к нам идут две старушки в черных одеждах, на головах белоснежные косынки, с ними шествуют несколько белоснежных коз с белоснежными козлятами. Сказка! "Как вы прошли?"-спрашиваем:"Там же трясина!" Отвечают:"Видели как вы ходили у самой гати(деревянный настил на болоте) и ее просмотрели. Решили вас проведать и проход показать.И еще приглашем вас на наш остров, будет вам истоплена банька. А еще у нас церковь есть." Во время ужина решали - пойдем или нет. Я с женой Светой и дочкой Машей решили пойти к сказочным бабусям, и у друга Юры был дополнительный стимул пойти с нами, он, будучи в те времена атеистом, очень интересовался религиями, считал, что это знание необходимо для полноценного восприятия ценностей культуры и для понимания хода истории. Утречком двинулись в путь, без проблем прошли по гати и взошли на "необитаемый остров". Метров сто шли тропой через сосновый бор,вышли на открытое пространство, сплошь засаженное всякими овощными и злаковыми культурами. Ближе к тропе увидели три строения: избушку,баньку и сарайчик для содержания коз и домашней птицы.Старушки ждали нас на пороге, представились: Акилина Ивановна и Прасковья Ивановна. Провели нас в дом, для меня он оказался маловат,голова касалась потолка. На столе разносолы из домашних заготовок, рыба своего улова, они еще и рыбачки, рыбу ловят неводом с самодельной долбленки. Есть и небольшой пчельник, хлеб они не покупают, выращивают пшеницу,рожь и ячмень. Эти злаки смешивают,затем перемалывают жерновами с ручным приводом - весьма тяжелая работа! Из полученной муки пекут в печи хлеб. Первый наш вопрос был таков: как получилось, что пожилые женщины в 70е годы 20го века проживают в отрыве от внешнего мира практически на самообеспечении. Вот что они рассказали.До войны на острове была небольшая деревня, с берегом ее связывал мост, жили относительно благополучно. Когда пришла война, отец ушел воевать. Они, тогда малолетки, остались в деревне с матерью и бабушкой. Немцы быстро дошли до этих мест,в этих местах образовались отряды партизан, наносившие немалый ущерб рвущимся на восток захватчикам. Деревни в этих местах немцы безжалостно выжигали вместе с оставшимся в них населением. Эта участь постигла и их деревеньку. На глазах малолеток погибли мама и бабушка, сгорел дом. После ухода немцев выяснилось, что несколько жителей уцелело, Похоронив погибших, стали обустраиваться, при пожаре уцелели только хлев и банька на краю деревни. Акилина и Прасковья поселились в баньке с двумя добрыми соседками, с которыми они пережили самые трудные времена. После освобождения Белоруссии сельские власти занялись переселением погорельцев на центральную усадьбу. Акилина и Прасковья не захотели покидать это место. Отец погиб на войне. Единственный из родных по крови - дядя,из войны вышел невредимым, моряк, воевал где то на севере, там и остался служить. Из своего довольствия высылал им небольшие деньги, писал сиротам письма,на которые они аккуратно отвечали. Для сельского начальства это была головная боль, письма и переводы надо было доставлять, а полусгоревший мост был на грани разрушения, пришлось его ремонтировать. Потом дядя умер, порвалась и эта ниточка, остались могилки близких. Но повзрослевшие девчата теперь уже сами могли себя прокормить, да и местные к ним хорошо относились и помогали им кто как мог. Соединяла их с людьми еще и церковь. Когда Юра спросил, где же обещанная церковь,они указали на угол в избе, где располагались иконы,лампадки... Церквей в окрестных селах не было, так что "красный угол" в избе и был церковью не только для них. В праздники приходил сюда священник и верующие и исполнялась служба. Про баньку не забыли.На фото рядом с бабулями запечатлены мои жена Света и дочь Маша после парилки. Вернувшись в Москву, отправили хозяйкам "необитаемого острова"письмо и посылочку, в которой была такая же фотография. Она оказалась им дороже всего, кроме как на паспорт они не фотографировались НИКОГДА! Прислали нам ответ, очень трогательный. Там были такие слова: "Приезжайте к нам на курорты!"


Рецензии
Замечательно рассказываете, Вячеслав!
Прочитал рассказ на одном дыхании - так всё необычно в этой белорусской
деревеньки. Поражает доброта неиспорченных цивилизацией простых людей!
С уважением - Леонид

(Текст плотноват, читать сложно, делайте абзацы и между ними двойные пробелы. У меня все тексты расположены так).

Леонид Николаевич Маслов   01.08.2011 12:44     Заявить о нарушении
За ценные советы - спасибо, Леонид! И в деревнях, и в промышленных городах (бывал там в командировках) Белоруссии живут добрые и трудолюбивые люди.

Вячеслав Арапов   01.08.2011 19:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.